Процесс прилюдного унижения с воспитательной целью не умер. Он переместился в интернет, в социальные сети.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Photo copyright: artist: Canva.com
Есть известный метод сатиры – взять доводы объекта насмешки и довести их до абсурда. Например, как-то видел клип, в котором ведущий, в стиле пропагандистского центрального телеканала, утверждал, что вода в Байкале утекает под действием Луны, потому что на Луну в 1969 году высаживались американцы и нарочно поменяли ей наклон оси.
Прием старый. В сентябре 1702 года, то есть, по российским историческим меркам во время царствования Петра Первого, английский писатель и памфлетист Даниель Дефо заступился за права «диссентеров», или, как сейчас говорят, «диссидентов».
Религиозные «диссентеры» при либеральном короле Вильгельме Третьем Оранском могли раз в год посетить службу в англиканской церкви, после чего клеймо ереси и инакомыслия с них снимали. Эти люди могли занимать посты на государственной службе. В 1702 году Вильгельм Третий умер. На троне оказалась нетерпимая королева Анна. Начались притеснения «диссентеров».
Даниель Дефо откликнулся на это 26-страничным сатирическим памфлетом. Он начинается сценой в конюшне. Петух, боясь попасть под копыта лошади, обращается с речью: «Господа! Стойте тихо, не шевелитесь, не то мы затопчем друг друга».
Королева была плохо расположена к подобным насмешкам и в мае следующего 1703 года арестовала Даниеля Дефо и приказала поставить его у позорного столба. Позорный столб ставили на высоком помосте, осужденного приковывали к нему цепью с ошейником и кандалами, либо (как в нашем случае), замыкали голову и руки в деревянные колодки.
Почтеннейшая публика кричала оскорбительные слова, кидалась тухлыми овощами и прочей дрянью.Воспитательное воздействие оказалось довольно сильным, знатоки Даниеля Дефо прослеживают изменения в его личности после событий мая 1703 года. Колодки и позорный столб как наказание в Англии отменили в 1837 году, о чем кое-кто жалеет.Судите сами – в наказании активно участвовал народ, поэтому процесс был заведомо демократичным, имел, как сейчас говорят, общественную составляющую.
В издательстве «Пикадор» выходила книжка ‘So you’ve been publicly shamed’ – «Вас опозорили перед всем народом». В ней показано, что описанный выше процесс прилюдного унижения с воспитательной целью вовсе не умер. Он переместился в интернет, в социальные сети.
Например, в декабре 2013 года PR директор фирмы Джастин Сакко летела в Кейптаун в Южно-Африканской Республике. На своей странице в Твиттере она написала: «Еду в Африку. Надеюсь, не подхвачу СПИД. Шутка. Я же белая!».
Элемент сатиры в стиле Даниеля Дефо, то есть, доведение до абсурда доводов тех, над кем смеешься, был в том, что южноафриканские белые, из числа тех, кто пытался в свое время сохранить апартеид, всерьез утверждали, что СПИД – это проблема только чернокожего населения.
Тонкости сатиры Джастин Сакко до широких народных масс в Твиттере не дошли. К моменту ее приземления на африканском континенте ее встречали тысячные толпы протестующих. Сотни тысяч твиттерян во всем мире заклеймили ее как расистку. Фирма, пославшая ее в командировку, тут же уволила Джастин.
Почти два века назад упразднили позорный столб и колодки, но идея всенародного позора и кидания тухлых помидоров жива. Просто она приняла виртуальные формы.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.