Когда речь идет о религиозном или об оккультном бизнесе, трудно указать тонкую грань, которая отличает честного оккультиста (практикующего каббалиста, астролога и т.п.) от откровенного мошенника.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Ко мне нередко обращаются за подобными консультациями, но что я могу сказать? Ну, астрология еще в какой-то мере напоминает науку. Но если я вижу, что “астролог” не владеет базовой терминологией (а такое не редкость), то сразу говорю, что обращаться к нему не надо. Если “практикующий каббалист” не выполняет элементарных заповедей иудаизма, вряд ли стоит рассчитывать на полученный от него амулет. Ну и, понятно, что главный шаман Сибири вряд ли избирается среди выходцев из Бердичева.
Но иногда вместо ответа на вопрос я могу только пожать плечами…
В качестве предисловия к истории, которую я хочу сегодня поведать… На 24 июня в нынешнем году выпал йорцайт (годовщина смерти) рабби Йонатана Бен-Узиэля. Рабби Йонатан считался самым лучшим из учеников рабейну Гилеля, который мог объяснить суть иудаизма за то время, пока его собеседник стоит на одной ноге. Жил рабби Йонатан примерно в I веке новой эры, похоронен около Цфата. Считается, что молитва на могиле рабби Йонатана помогает человеку найти свою половинку и вступить в брак.
А теперь сама история. Примерно год назад ко мне пришел один знакомый и сказал:
– Собираюсь я поехать на могилу рабби Йонатана Бен-Узиэля, в Амуку! (так называется место, где похоронен рав. – А.Р.)
– На здоровье! – ответил ему я. – Что может быть лучше поездки на могилы праведников?!
– Вот только за участие в церемонии денег просят! Как ты думаешь, не мошенничество ли?
– Какой церемонии? – удивился я. – Приехал на могилу и молись себе сколько влезет! Рабби Йонатан давно умер, он денег с тебя за это не попросит. Только учти, что рав Йонатан Бен-Узиэль всю жизнь прожил холостяком. Не знаю, завидовать ему или сочувствовать, но мне не совсем понятна логика, по которой у завзятого холостяка просят благословения на брак.
– Да тут один каббалист собирает деньги на церемонию “Тысяча шофаров”. Он считает, что если собрать вместе тысячу человек и они все вместе протрубят в шофары, злые чары развеются! – и с этими словами знакомый протянул мне брошюру, в которой четко указывалось, что затруднения с вступлением в брак могут быть вызваны следующими причинами:
А) сглаз
Б) проклятие
В) Перекрытие счастья (хасима мазаль).
О том, что препятствием к браку могут быть, скажем, финансовая несостоятельность жениха или не слишком презентабельная внешность невесты, – ни слова.
Церемония должна была проходить в годовщину смерти рабби Йонатана (26 число еврейского месяца сиван) и состоять из 5 этапов.
Вначале предполагалось провести церемонию по открытию счастья. Затем – по уничтожению сглаза и колдовства. Затем командующий сим действом каббалист собирался особой молитвой вселить уверенность в тех, кто никак не может принять окончательное решение о вступлении в брак. После этого – короткая церемония по уничтожению проклятий, освобождению от обетов и “узла беременности”, не позволяющего тем, кто уже вступил в брак, обзавестись потомством. В финале предполагалось провести что-то подобное молитве “Неила” (закрытие храмовых дверей), которую читают в Йом-Кипур. В ходе молитвы должны быть, насколько я понял, уничтожены семейные проклятия.
Все эти церемонии, ритуалы и “тикуним” (исправления) предполагалось провести за два с половиной часа.
– В общем, круто! – сказал я знакомому. – Любой этнограф за присутствие на подобной церемонии отдал бы левую руку. Незабываемые впечатления! Поезжай.
– Да, но участие в церемонии стоит несколько сот шекелей! – ответил он. – Вот и я думаю, не мошенничество ли это?
– А что будет, если ты приедешь на могилу и будешь просто молиться вместе со всеми? – парировал я. – В конце концов, выгнать тебя не имеют права, ведь хозяина у могилы нет.
– Да, но тогда рав не зачитает мое имя около могилы!
– А ты уверен, что для рабби Йонатана Бен-Узиэля есть существенная разница между тобой и современным раввином?
Внимательно просмотрев брошюру еще раз, я увидел, что проводить все эти церемонии должен был один раввин из очень уважаемой семьи. Назовем их, скажем, семья А., потому что они по праву занимают первое место в религиозной иерархии сефардского еврейства. К родственнику этого раввина я когда-то даже сам ездил со сложной проблемой. Как ни удивительно, после этого визита проблема как-то рассосалась сама собой.
– Ну не знаю, – засомневался я. – Мне много раз приходилось бывать у практикующих каббалистов, и никто из них заранее не называл определенную сумму.
– А вдруг поможет? – задумался мой знакомый, который уже длительное время не мог найти себе подходящую невесту.
– Ну, если эти деньги у тебя не последние, то езжай, – заключил я. – Хотя лично мне все это мероприятие кажется очень подозрительным.
Знакомый поехал в Амуку и потом подробно рассказал мне о том, что там происходило. Тысячу человек собрать не удалось, всего на могилу приехали 954 участника. Два с половиной часа молились, читали псалмы, трубили в шофары… Шофаров было не тысяча, как обещали, а всего лишь несколько десятков.
Но самое смешное не это.
Мой знакомый во время этой церемонии познакомился с молодой женщиной, которая тоже приехала на могилу к рабби Йонатану. Недавно они поженились. И теперь она, что называется, на сносях.
А в этом году моего знакомого опять прислали брошюру с приглашением на церемонию в Амуку. Ну, ему уже и не нужно. Причем брошюра утверждает, что за прошедший год 645 участников умудрились найти себе пару, из них 183 разведенных вступили во второй брак.
Если посмотреть на ситуацию трезвым взглядом, то можно рассудить так. К могиле рабби Йонатана Бен-Узиэля приезжают обычно люди среднего уровня религиозности. То есть ультраортодоксы ищут себе пары посредством сватовства, а народ светский не рассчитывает на чудеса давно умерших праведников. Приезжают туда люди холостые – женатым в Амуке делать нечего. Кроме того, если человек решается на довольно далекое, по израильским меркам, путешествие в Цфат, значит, ему очень хочется вступить в брак.
К этому добавьте сказочную природу израильского севера. В таких условиях даже совещание по проблемам фондовой биржи показалось бы вам романтическим мероприятием. А уж молитва за обретение пары… Естественно, что знакомства происходят здесь легко и заканчиваются браком (те, кому брак не нужен, в Амуку не ездят).
Ну а можете, если хотите, считать, что Йонатан Бен-Узиэль лично просит Всевышнего за молодых людей. Такое объяснение происходящему не хуже любого другого.
Если вас позвали на подобное мероприятие, позволю себе дать несколько советов.
Первый. С одной стороны, организация всегда стоит денег. С другой, молиться в Израиле можно бесплатно. Хотите куда-то поехать – сначала проконсультируйтесь у своих религиозных друзей, насколько мероприятие реально и насколько реальна запрашиваемая цена.
Второй. Если у вас возникли сомнения, не участвуйте вообще.
Третий. Никто на свете вам не скажет, какой раввин более святой. Но вот отличить раввина от мошенника вполне можно. Если вы решили прибегнуть к религиозным услугам, опять же, опросите нескольких человек. В этом сегменте общества тоже встречаются жулики, хотя и нечасто.
Ну и, конечно, я не могу объяснить, почему о вступлении брак молятся именно на могиле Йонатана Бен-Узиэля и почему это помогает.
Александр Рыбалка, «Новости недели» – «Континент»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.