Политкреатив на праздничном ТВ

Надеюсь, что ничего не перепутал в сюжетах новогодних развлекательных программ (1-го января), хотя они были похожи до невозможности отличить один канал от другого и еще потому, что смотрел их практически для информации урывками.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Так что, только о том, что попалось на глаза.

На канале ТВЦ в передаче «Новый год в «Приюте комедиантов» артисты вполне естественно говорили о том, как играли в театре и не в нем одном в первые январские дни.

И вдруг в кадре оказалась Нонна Гришаева, загримированная под представителя Госдепа США Джен Псаки. Известная российская артистка, мастер, в том числе, и пародии, вместе со своим мужем Александром Нестеровым изображала постоянно высмеиваемую на отечественном ТВ американскую леди. Чуть ли ни каждый день с особым злорадством телевизионщики России сообщали о каких-то казусах в выступлениях официального американского лица, которые, вероятно, Джен Псаки допускала, если верить ТВ-сюжетам о ней.

И напомнило почему-то запомнившуюся надолго информацию, опубликованную в популярной тогда газете о том, что американцы не могли во время опроса назвать 20 городов СССР. Думаю, что и граждане союзного государства тогда, да и теперь вряд ли смогли бы назвать столько же городов США. А, скорее всего, кто-то в России до сих пор считает, что Нью-Йорк – столица США.

Российская артистка в роли Джен Псаки довольно самодеятельно изображала некоторую самоуверенность заокеанской дамы на высоком посту, риторичность и позерство ее поведения перед микрофоном.

Это могло бы быть смешно, а получилось примитивно, банально и без какого-либо актерского шарма в исполнении. Гришаева читала текст по бумажке, явно не в совершенстве владея английским языком. Но дело даже не в том, что номер получился скучным, как и совсем не смешным. А в том, что традиционно программа «Театр + ТВ», переименованная теперь в «Приют комедиантов», обычно выходила в формате как бы импровизированных театральных посиделок. При этом, всегда вне политики были рассказываемые артистами истории из собственной жизни. А тут – на тебе – политическая сатира, но такая беззубая и примитивная, что, кроме того, что передача отметилась в американской теме, ничего особенного и не было.

Также и в выступлении трио – Валерия, Газманов, Кобзон – перед импровизированным шлагбаумом в «Новогоднем голубом огоньке – 2015» на канале «Россия 1». Они пели о том на известный мотив, что песне не нужны визы и ей не помешают государственные границы (Имелось в виду, что буквально незадолго до открытия фестиваля «Новая волна» в Юрмале названным артистам запретили въезд в Латвию). И тут тоже получилось не то, чтобы смешно, тоже поверхностно и неинтересно по идее и воплощению ее. Да еще на фоне других артистических дуэтов и трио, от которых номер про политкорректность и санкции против наших исполнителей буквально пропал в ряду демонстрируемого показного веселья и достаточно дубового юмора, напоминающего конферанс советской эпохи.

И все же это было лучше того, что пела на камеру Елена Воробей в образе Кончиты Вурст, скандальной звезды последнего «Евровидения» или Юрий Стоянова, который уже не первый год подряд прямолинейно и все грубее показывает целеустремленность Ангелы Меркель.

Елена Воробей в соответствующем гриме (то есть, с щетиной на лице) довольно прямо и странновато для официального телеканала, да еще в новогоднюю ночь пела о первичных и вторичных половых признаках от имени скандально известной дивы среднего пола (думаю, что зрители, продолжающие отмечать праздник, к моменту появления в кадре Вурст уже вряд ли могли следить за «красотами» произносимых Еленой Воробей текстов – она же в образе символа года – голубой козы – была все же намного понятнее, но и тут тексты, произносимые артисткой, очень и очень оставляли желать лучшего даже в смысле юмора, не говоря уж о поэзии.)

Если раньше Юрий Стоянов, переигравший в выпусках «Городка» не один десяток женских ролей, показывал Ангелу Меркель с юмором, так сказать, в рамках дружеского шаржа, то теперь перед камерой выступала перезрелая дама с расплывшейся фигурой, не слишком привлекательная и чересчур самоуверенная.

И в перечисленных номерах явно было, что создателям передачи надо было обязательно отметиться в теме, но настолько, чтобы не нарушать веселого течения традиционного застолья.

В результате и тут получилось кое-как. Вроде посмеялись над Западом, но как-то негромко. Обозначили свое отношение, как бы государственную позицию, но без остроумия и мастерства, для галочки, что называется.

Вполне может быть, что нечто подобное межеумочное по поводу политических событий было и еще в новогодних квазиразвлекательных ТВ-шоу. Но повторю, не смотрел, не знаю, не привлекало.

И потому еще, что как бы оригинальные выступления популярных артистов внешне смотрелись пародийными, поскольку вся роскошь декора их, заведомая отстраненность от российских реалий, отдаленность от проблем и забот тех, кто все это смотрел с экрана телевизоров, оказались настолько очевидными, что зрелища эти воспринимали исключительно, как фон к произнесению тостов и вкушению заранее приготовленных для семейного торжества блюд на столе.

Собственно говоря, не до политики было. Ни артистам, ни телезрителям, что нельзя было не заметить по обе стороны телеэкрана.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.