Нет ясного ответа на этот вопрос, несмотря на то, что Вторая мировая закончилась почти 72 года назад, и мы недавно отмечали очередной Международный день памяти жертв Холокоста.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Ватикан не слишком продвинулся в этой теме за десятилетия. Сначала надо было снять с евреев обвинение за убийство Иисуса. Это было сделано 52 года назад.
26 мая 2014 года, между посещениями горы Герцля и Яд ва-Шем во время своего 3-дневного визита на Ближний восток, папа Франциск почтил память людей, погибших во время Холокоста и террористических атак, а также поцеловал руки людям, пережившим Холокост.
Папа Римский Франциск высказался с порицанием бездействия многих стран в годы Холокоста, когда тысячи евреев христиан, славян и других меньшинств ссылались в концлагеря по всей Европе. Но он по-прежнему ничего не сказал о роли Ватикана в событиях.
Затем, в 2015-м, Ватикан подтвердил документ, согласно которому католики мира отказываются от претензий, которые ранее выдвигались к евреям на протяжении всей истории и признал, что «христианство имеет еврейские корни».В чем же дело? Почему коммунизм Ватикан осуждал прямо, а вот нацизм осудить не торопился? Потому что среди эсэсовцев была масса католиков, и большинство фашистов считали себя настоящими христианами. Вера в Христа и готовность убивать тех, кто подарил эту веру миру, оказались совмещены.
Мало того, «в католическом мире существует много мест, где неоднозначное отношение к евреям всё ещё преобладает», отметил во время недавней встречи с понтификом в Ватикане Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). «Холокост является примером человеческой жестокости», – отметил папа Франциск. И больше никаких заявлений по части Ватикана в годы Второй мировой войны.
Боролся ли Ватикан с нацизмом и насколько был осведомлен о том, что делают гитлеровцы – на эти вопросы современные исследователи отвечают однозначно: нет, не боролся, а сотрудничал; Ватикан был хорошо информирован и не сделал ничего для спасения евреев.
В тот момент, когда ангел по Его приказу остановил Авраама с ножом в руке, который готов был зарезать собственного сына, подтверждая свою веру в Него, в истории была поставлена точка в нескончаемой череде человеческих жертвоприношений.
С тех пор минули тысячелетия. Убивают людей в качестве жертв и по сей день, но происходит это, как правило, в странах, которыми правят диктаторы и первобытные представления о ценности человеческой жизни. Эти страны, хотя и пребывают в нашем времени, остались на обочине цивилизации.
Но по обилию жертв Гитлера не обошел никто. Нацизм был идеологией язычников, которые сочетали общий высокий уровень культуры с представлениями кровожадных племен в Латинской Америке и традициями разнузданного Древнего Рима. «Гитлер был классическим язычником, убежденным в том, что правда – в силе, что, кто сильнее, тот и прав, – считает Анна Гейфман, российско-американо-израильский исследователь терроризма, профессор Университета им Бар-Илана (Рамат-Ган). – В его лексиконе самым ненавистным словом было «милосердие».
Площадь перед знаменитым собором ПетраСлово, как и суть его, были близки иудеям. Поэтому все они и остальные недочеловеки, по версии фюрера, были слабы: такими их сделали евреи, придумавшие заповеди, которые транслировались христианством. В ответ Гитлер создал нацистскую мораль, оправдывая ее бесчеловечность (с иудео-хриистианской точки зрения) чисто языческими представлениями о природе и «законах крови». «Мы видим здесь классический бунт язычника против монотеизма. И главное зло в глазах язычника, конечно же, евреи». Отсюда категорическое неприятие заповеди «Не убий!» и ее носителя.
Ватикан сразу понял: чтобы ублажить божество нацистов, ему постоянно требовались жертвоприношения. Получается, что католическая церковь поддерживала язычество в чистом виде. Возможно ли такое?
Ответ, что называется, на виду: 600 лет в Кельне сооружали собор во славу трех зороастрийцев-чернокнижников, поименованных тремя королями за то, что первыми магическим путем распознали появление в мире Мессии, известного как Иисус Христос. Повторяю – магическим путем, хотя гадание согласно иудео-христианской концепции является недопустимым занятием для людей, верующих в единого Бога.
Принцип «Если нельзя, но очень хочется, то можно» положен в основу сотрудничества Ватикана и нацистского режима.
Католические епископы, действовавшие на территории Германии, в каждой молитве призывали к выполнению долга перед Отечеством. В том числе упоминалась «необходимость пожертвовать собой во имя обязанностей, принятых перед Богом». Мотив жертвенной героической смерти был основным в их проповедях.
Когда 3,35 млн немецких солдат были убиты в сражениях, 6 млн. евреев уничтожены в газовых камерах, а исход войны стал очевиден, высший генералитет покончил со своими женами и детьми, а те, кто выжил, вешались в тюремных камерах.
Нацистское божество было прожорливо. Оно требовало «продолжения банкета» даже тогда, когда в нем не было нужды.
Оно началось немедленно после того, как Адольф Гитлер стал рейхсканцлером, а именно 30 января 1933 года. Практически сразу началась подготовка Конкордата с Германией, как по канонической терминологии именуется договор между Папой Римским, главой Римско-католической церкви, и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом.
23 июля 1933 года Конкордат был подписан, что означало узаконенный духовный союз.
Основные принципы договора были согласованы с лицом, хорошо известным в Германии, – бывшим папским послом в Мюнхене и весьма влиятельным лицом в Ватикане кардиналом статс-секретарем Эудженио Пачелли, который через несколько лет станет Пием XII (12 марта 1939). До того, как стать католическим фюрером, он устранил оппозицию в Германии, расчистив путь Гитлеру в качестве диктатора. Впоследствии миллионы немецких католиков пополнили нацистскую партию, уверенные в том, что если она пользуется безоговорочной поддержкой самого Папы, то встать под ее знамена – священный долг католика.Гитлер был счастлив, потому что считал это самым большим дипломатическим успехом. Это положительная оценка отмечена в его письме от 22 июля 1933 года. В нем говорится, что это можно рассматривать как одобрение его политики со стороны церкви: «Атмосфера доверия создана, что очень значимо для немедленной борьбы с международным еврейством». Гитлер знал, что Ватикан полон юдофобов. Это про него в 1942-м, после облавы эсэсовцев, по сути, на виду у Папы, скажут римские евреи: «Он был Папа-антисемит, пронемецкий Папа».
10 сентября 1933 года, через считанные месяцы после победы фюрера национал-социалистов, состоялся молебен в берлинской кафедральном соборе святой Ядвиги на Бебельсплатц. Главная тема службы – восславление Конкордата между нацистской Германией и Ватиканом. Проповедник отец Мариан Веттер высоко отозвался о «духе Конкордата» и отметил решимость Папы в деле поддержки соглашения с лидером, «который широко известен своей преданностью Богу и своей обеспокоенностью судьбами немецкого народа». (Кстати, даже эти заверения в преданности фюреру не спасли отца Мариана Веттера от преследований гестапо пятью годами позже. Отделался он легко: ему запретили выступать с проповедями).
При восславлении Конкордата нацистские флаги соседствовали с католическими стягами, а во время службы вместе с псалмами все дружно спели песню Хорста Весселя, которую затем называли вторым гимном в гитлеровской Германии. Так в главной церкви столицы благословили Гитлера.
С собором святой Ядвиги связаны и другие персоны и события, прямо противостоящие ситуации 10 сентября.
После погромов Хрустальной ночи с 9 на 10 ноября 1938 года Бернхард Лихтенберг, каноник собора Святой Ядвиги с 1931 года, был одним из немногих в Берлине, кто понял, что это – пролог грядущей Катастрофы. Еще не все в еврейской общине осознали: погром – предвестник массовых репрессий. А Лихтенберг уже молился за евреев. Делал он это не тайно, а открыто, бросая откровенный вызов нацизму. Впоследствии Лихтенберг был арестован нацистами, перебрасывался из одного лагеря в другой, пока не скончался по дороге в концлагерь Дахау. В 1965 году останки Лихтенберга были переданы в крипту в соборе Святой Ядвиги, а еще через 30 лет он причислен к «праведникам народов мира» в Яд ва-Шем.
Священный Престол встретил приход Гитлера к власти колокольным звоном, обозначая тем самым знаковое событие века.
Пятидесятый день рождения Гитлера 20 апреля 1939 года епископы по распоряжению Пия XII встретили особыми мессами и звоном церковных колоколов по всей Германии и Австрии. Кардинал Бертрам из Бреслау послал пожелания фюреру: «Самые сердечные поздравления лидеру! Они звучат в сочетании с горячими молитвами 20 апреля, когда немецкие католики славят у алтарей народ, армию и Отечество и благодарят небеса за государство и его фюрера».
Церковь отзывалась на каждый шаг нацистской власти. Колокола отмечали любую победу фашистов. Причем, не только военную, но и политическую. Как, к примеру, аннексию Чехословакии, вторжение в Польшу, начало войны с СССР. Понятно, звонили, возвещая об очередной победе на Восточном фронте.
Идея истинного счастья для немцев состояла в том числе в воинствующем антисемитизме.
– Существует четкая связь между христианством и антисемитизмом, – считает бельгийский философ Дирк Верхофстадт. – В своих высказываниях Гитлер неоднократно упоминал о коллективной вине евреев, распявших Иисуса, и о том, что они должны в том же коллективном аспекте ответить за это перед христианским миром.
С этой точки зрения воинствующий язычник Гитлер воспринимался как справедливый мститель, хранительзнаток христианской традиции. Нацистский лидер призывал к отмщению за Иисуса Христа, в которого не верил. Евреи были убийцами Бога, и за это преступление должны были заплатить собственной жизнью. Тот, кто не желает еврейской крови, является соучастником иудейского преступления.
Фрагмент экспозиции Музее Холокоста в Вашинтоне, показывающей, как действовали концлагеря – фабрики смертиИдея нуждалась в правовом обосновании.
Нацисты взяли за образец опыт испанской инквизиции 15-го века, когда католики вели процессы против иудеев. Эта практика вдохновила нацистов 500 лет спустя на создание Нюрнбергских законов. Поддержка большинства церковных лидеров была очевидной: многие из них считались ярыми юдофобами. К примеру, архиепископ Фрайбурга, Конрад Гробер, который в своих проповедях в 1935 году прославлял расовую чистоту и призывал «принять защитные меры по отношению к еврейскому засилью».
Истоки этого «засилья» отражены якобы в Евангелии от Матфея (Мф. 27:25 ), где сами евреи возопили: «Кровь Его на нас и на детях наших». Лимбургский епископ Антоний Хильфрих раздувал словесный пожар, утверждая в 1939 году, что «еврейский народ, виновный в убийстве Бога, навсегда проклят». То есть – убивать евреев не грех.
Эта антисемитская истерия, развернутая представителями католической церкви, была частью пропагандистской концепции фюрера. Гитлер стремился к тому, чтобы проповеди эффективно прополаскивали мозги солдат. И у него это получилось. Сотни эсэсовцев, которые после Второй мировой войны были осуждены как военные преступники, не соглашались с приговорами. Они оправдывали массовые убийства евреев, ссылаясь на проповеди в церкви, на приведенный отрывок из Евангелия от Матфея.
Антисемитизм, бытовой и церковный, – лишь одна причина, по которой Ватикан дал молчаливое «добро» на Холокост. Изначально доминировало явное предпочтение Ватикана нацизму и фашизму, в отличие от коммунизма, социализма и либерализма в первой половине ХХ века. Это является второй причиной, почему католические лидеры, особенно папа Пий XII, придерживались странного молчания, когда евреев дискриминировали, преследовали, лишали имущества, депортировали и, в конечном счете, уничтожали.
Интересы католической церкви по-видимому имели приоритет по отношению к жизни миллионов евреев в Европе. Катастрофа была та цена, которую была готова заплатить католическая церковь нацизму, чтобы защитить и укрепить свои позиции.
Но это было возможно только при участии широких слоев католического и протестантского населения как в Германии, так и на оккупированных территориях. Сотрудничество, в свою очередь, стало продуктивным только оттого, что Папа Римский и вся католическая иерархия приняла единую тактику – коллективного замалчивания величайшей катастрофы, чтобы не настраивать общественность против Гитлера и преступлений его режима.
Можно ли это считать простой ошибкой Папы? Вряд ли. Пий XII был, как говорится, тертый калач. Трагедия происходила на его глазах. 16 октября 1943 года в пять тридцать утра эсэсовцы начали штурм еврейского гетто в Риме на берегу Тибра. Более 1200 римских евреев были арестованы, а затем депортированы в Освенцим. Сразу же после этих событий Пий XII получил ноты послов Франции, Англии, Польши, осуждающих эти действия, но призывы остались не услышаны. Это что, случайность?
Есть целый ряд документов, из которых видно, что Пий XII знал об истреблении немецких, словацких, австрийских евреев и в которых его просили о немедленном вмешательстве. Но Папа Римский молчал. Тем самым он благословил зверства, совершенные сначала в Германии, затем в концлагерях на территории Польши и других государств Европы, где беззаконие по отношению к евреям стало обычной повседневностью, а отсутствие сочувствия – нормой.
Среди лидеров католической церкви были люди, которые противились политике Гитлера. Немецкий епископ Конрад Прайсинггартен, едва Гитлер пришел к власти, тут же заявил: «Мы находимся в руках преступников и сумасшедших». Призыв-предупреждение услышан не был. Почему? Потому что заступников у Гитлера было намного больше.
Тот факт, что Святой Престол заключил договор с нацистским государством, парализовал дух сопротивления католиков. Рим, приняв нацизм как созидательную силу с разрушительным содержанием, фактически узаконил фашистский режим. Поэтому противостояние ему, изначально преступному, становилось чрезвычайно трудной проблемой совести для отдельных католиков: осуждение Гитлера автоматически означало осуждение действий Ватикана.
В любом случае, поддержка Ватикана помогла Гитлеру расширять преступную политику против евреев и душить любой протест в зародыше. Это удавалось: чем набожней был католик, тем легче он управлялся и воспринимал как справедливые любые антиеврейские действия нацистов.
Свою роль сыграли несколько немецких епископов, в том числе мюнхенский кардинал Михаэль Фаульхабер, кардинал Адольф Бертрам из Бреслау, фрайбургский архиепископ Конрад Гробер и епископ Вильгельм Бернинг из Оснабрюка, сразу заявившие о своей поддержке нового режима. Гробер не ограничился декларациями и проповедями и тогда же, в 1933 году, стал членом СС.
Превращение «истинного католика» в эсэсовца – чего здесь больше, цинизма или? Как мог бы услышать такой архиепископ просьбы о помощи евреям, если сам был готов взять в руки автомат и расстреливать «самых главных угнетателей немцев»?
Ватикан осуществлял главную духовную поддержку нацизма в христианском мире. Примечательно, что телеграммы в Рим, напоминавшие фронтовые сводки, оставляли Святой Престол безучастными. Не было получено ни единого слова в ответ на вопль представителя греко-католической церкви во Львове Анджея Шептицкого. «Не проходит дня, когда не были бы совершены преступления, – сообщал Шептицкий 31 августа 1942 года в письме в Папе. – Евреи при этом являются первыми жертвами. Более 200 тысяч евреев уже убиты. По мере того, как гитлеровская армия заполоняет восток, растет число погибших евреев. Случается, их расстреливают днем на глазах у прохожих – это происходит ежедневно в любом большом и малом городе Украины».
Полны тревоги отчеты высших духовных лиц Ватикана – письма от 18 сентября 1942 года, написанное будущим Папой Павлом VI (до интронизации он был известен как Джованни Баттиста Монтини), от 5 мая 1943 года, написанное представителем кардинала Maглионе, которые касались ужасной резни в еврейских гетто Европы и ситуации в Польше, где осталось в живых менее 100 тыс. евреев из 450 тыс., живших там до войны.
Режим молчаливого согласия и одобрения был традицией Ватикана.
Фюрер чувствовал в Святом Престоле надежных соратников в борьбе с евреями. Решение Гитлера развязать Вторую мировую, начав с Польши, было большим риском. Существовала вероятность того, что Папа и католические епископы не одобрят демарша против страны, являвшейся традиционным оплотом католичества.
Но Рим промолчал и на этот раз. Почему? Евреи составляли значительную часть населения Польши. На ее территории планировалось создание самых крупных фабрик смерти, в первую очередь, для евреев.
Ради юдофобских стратегических целей Ватикан простил Гитлеру даже уничтожение одной пятой части польского духовенства – братьев по вере. Акты уничтожения десятков тысяч поляков-католиков, в том числе сотен священников, были объявлены «необходимыми жертвами, чтобы доказать преданность фюреру», а сама война с Польшей – «началом превращения страны в благословенную для достижения успеха и мира».
Папа не возражал, несмотря на неоднократные просьбы со стороны союзников при Святом Престоле, особенно из Франции и от имени польского правительства в изгнании – осудить агрессию немцев.
Ни единого возражения!
Во Франции та же история. Большая часть французского епископата (70 из 76 епископов) приветствовали новый режим маршала Петена. Сразу после поражения правительство Петена инициировало в мае 1940 года дискриминационные законы по отношению к евреям. Ватикан заявил, что не имеет принципиальных возражений против «захвата имущества евреев, отнимая средства к существованию». Так он развязал руки нацистам, которые, обобрав евреев, с 1942 года начали их депортацию из Франции в Освенцим. Папа и французские епископы вновь промолчали: жертвы были ими приняты как неизбежность.
Вторжение вермахта на территорию СССР 22 июня 1941 года сопровождалось пастырскими посланиями епископов. На встрече в Фулде 24-26 июня 1941 года они призвали верующих выполнить свой патриотический долг. Немецкие католические лидеры – кардиналы и епископы из Падерборна, Аугсбурга, Мюнстера, Фрайбурга, Мюнхена – положительно отозвались на идею убийства и грабежа. Они нашли ее полезной, «потому что она следовала святой воле Божией». А воля Его одна – уничтожение евреев.
В зверствах Второй мировой самое деятельное участие принимали католические священники, многие из них были непосредственными исполнителями преступлений.
Известно, что в Югославии священники лично убивали евреев. Хорваты-католики в регионах Кордун, Беловар и Глина уничтожили целые деревни , заставляя людей рыть себе могилу. Хоронили заживо. Они даже эсэсовцев ввели в шок, говорится в полицейском отчете от февраля 1942 года. Католические священники и францисканцы в Бгославии приняли участие в рейдах, депортации и массовых убийствах, применяя ножи, топоры и мясные крюки. Духовные лица – Антун Джурич, Бозе Шимлеша, Марко Сакушич, Анте Клавич, Бранимир Зупанчич, Франьо Удович, Марко Зовко – взяли на себя инициативу по организации массовых убийств. Это они отправили в концлагеря полмиллиона сербов, евреев и цыган.
Они, как и высокопоставленные нацисты, никогда не были названы Ватиканом преступниками. Мало того, Ватикан сыграл, по мнению экспертов, значительную роль в организации переправки фашистских лидеров в Латинскую Америку и на Ближний Восток. Злоупотребляя своими дипломатическими привилегиями, Рим помог военным преступникам скрыться от возмездия Францу Штаншлю – коменданту лагерей смерти Собибор и Треблинка, Эдуарду Рошманну – шефу Рижского гетто, Отто фон Вахтеру – вице-губернатору Польши, а также Адольфу Эйхману, Эриху Прибке, Йозефу Менгеле.
Почти все они – католики. Если бы Папа озаботился состоянием их души, он, без сомнения, отлучил бы этих убийц от церкви и дал бы возможность миллионам евреев спастись от палачей массовым бегством. Жертв было бы намного меньше, чем оказалось, если бы отношение к евреям получило бы осуждение Святого Престола.
Его Папа не сделал. Почему? Потому что он был стратегом. Как и Гитлер, Пий XII яростно противился фундаментальным либеральным ценностям – таким, как отделение церкви от государства, свобода слова, равенство всех людей и право на самоопределение. Многие эти ценности, включая неповторимость конкретной человеческой жизни, декларировали и воплощали в жизнь евреи. Поэтому для двух фюреров – языческого в Берлине и католического в Риме – евреи представляли одинаковую опасность.
Выступая 10 ноября 2013 года с традиционным воскресным обращением к верующим, собравшимся на площади Святого Петра в Ватикане, Папа Франциск назвал насилие, совершенное нацистами 75 лет назад против евреев, их синагог, их домов и их бизнеса печальным шагом к трагедии Холокоста.
«Мы молим Бога, чтобы напоминания о прошлом помогли нам быть бдительными по отношению к любой форме ненависти и нетерпимости», – отметил он, оставляя за скобками не очень привлекательную роль Святого Престола в Холокосте.
Канонизация Пия XII – врага евреев и прав человека, демократии и современной культуры – фарс Ватикана. Если Рим хочет сказать о святости этого Папы, пусть он выдвинет его на звание «Праведник народов мира», а по реакции Израиля мы поймем, насколько он этого достоин, говорят эксперты Старого Света.
Напомним: титул «Праведник народов мира» присуждается мемориалом Яд ва-Шем в Иерусалиме, который был основан в память о евреях, погибших во время Холокоста и о неевреях, которые рисковали собой, чтобы спасти евреев.
– В основном, это были простые люди Европы – фермеры, рабочие, домохозяйки, даже священники и монахини, – отмечает Дирк Верхофстадт. – Они не нуждались ни в проповедях, ни в Библии, не спрашивали благословения или совета Папы, чтобы помочь нуждающимся. Делали то, что подсказывала им совесть. Но именно поэтому они являются истинными святыми.
Александр МЕЛАМЕД. Фото автора.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.