Почему Пурим актуален сегодня, как никогда?

Если вы следите за тем, что происходит в мире, наверняка у вас все чаще возникают мысли, а не сошел ли мир с ума? Стали привычными жесткие заголовки новостей, националистические лозунги и призывы к насилию, репортажи о взрывах антисемитизма, дроблении союзов и стран на осколки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: StateofIsrael. CC BY 2.0

Принято считать, что правильный диагноз – половина лечения. Но в эпоху засилья фальшивых новостей и “постправды”, когда идет целенаправленное распространение лживых новостей и слухи в социальных сетях влияют на нас больше, чем происходящее в действительности, “жители города Сузы находятся в растерянности” – нам все труднее разобраться, кто прав, кто виноват.

Кому можно доверять?

Еще в древнем Персидском царстве две с половиной тысячи лет назад было несколько влиятельных групп, которые пытались убедить остальных в своей правоте. В те времена, как и сегодня, непросто было понять, кто из них прав, кто виноват. Каббала говорит, что и тогда, и сейчас, люди действовали исходя из своей эгоистической природы.

Человеку свойственно использовать других ради своей пользы. Винить в этом можно только наш необузданный эгоизм, который олицетворяет Аман. С ним мы знакомимся, читая “Свиток Эстер”. Аман символизирует силу, направленную против построения хороших отношений между людьми. Он не дает нам выслушать других людей, считаться с ними, подталкивает нас подавлять всех, превалировать над остальными.

Аману противостоит Мордехай, на первый взгляд, персонаж менее харизматичный. Однако Мордехай обладает большой внутренней силой и является носителем методики объединения, позволяющей прийти к гармонии в отношениях между людьми. Он хорошо понимает причину, по которой жители города Сузы оказались в трудном положении. Ведь пока отношения между людьми строятся на чистом эгоизме, что на языке “Свитка Эстер” означает – люди порабощены Аманом, эти отношения очень легко любым вмешательством разрушить как карточный домик.

Мордехай решает действовать и призывает людей соблюдать единственное правило: подняться над возникающими разногласиями и конфликтами. Он предупреждает, чтобы люди не поддавались на обманные ухищрения и соблазны Амана, предлагает построить сплоченное общество над всеми разногласиями. В основе методики, которую хочет реализовать Мордехай, лежит стремление к единству, скрытое в глубине сердца еврейского народа, подталкивающее его к объединению.

Аман не собирается уступать Мордехаю. Он требует истребить всех евреев. Методика объединения народа, которую предлагает Мордехай, ему чужда.

Изначально евреи стремились жить, соблюдая закон “любви к ближнему как к себе”. Даже тогда, когда это стремление к любви ослабевало, его можно было снова пробудить. Евреи понимали, что могут достигнуть счастья и благополучия только на основе отношений любви и братства. И эта внутренняя потребность к любви всегда заставляла евреев опасаться Амана.

Аман не терпит такого отношения и требует уничтожить евреев. Когда царь Ахашверош соглашается с Аманом и разрешает истребить евреев, Мордехай обращается за помощью к царице Эстер. Эстер соглашается помочь. Она говорит Мордехаю: “Иди и собери всех евреев! Скажи им, чтобы все вместе постились три дня, объединились между собой, и тогда я попрошу за них царя”.

Три дня евреи стараются подняться над своим эгоизмом и объединиться. В итоге они достигают такой силы объединения, что им удается спастись.

Современный Вавилон

История Пурима актуальна и сегодня. Для этого достаточно взглянуть на евреев в любой стране и особенно в Америке. Сущность Амана – заботиться только о себе – приводит нас к безудержной гонке в погоне за материальными благами, стремлению к власти и эксплуатации других людей. Зачастую нам кажется, что, преуспев в этой гонке, мы станем счастливыми.

Ценности, основанные на любви к ближнему, которые предложил евреям Мордехай, сегодня многим кажутся наивными. Нам кажется, что Аман побеждает, что его подход к жизни – правильный. Американские евреи при помощи денег и сильных позиций во властной элите добились огромного влияния в обществе. В политике и бизнесе, в средствах массовой информации и спорте – везде сильный использует слабого в своих целях. И действительно, в таком жестком, агрессивном мире, казалось бы, нет места объединению и любви к ближнему.

Но это не так! Именно мы, евреи, можем реализовать между собой и во всем мире принципы и ценности, основанные на взаимной ответственности и любви к ближнему. Вместо нас никто этого не сделает.

В первую очередь мы должны показать миру пример настоящего объединения. Если мы не выполним эту свою уникальную миссию, мир будет еще больше оказывать на нас давление. Мы переживаем невиданные с тридцатых годов прошлого века волны антисемитизма, призывы к бойкоту Израиля, ухудшение отношения к нам со стороны европейцев и американцев.

Нас снова и снова обвиняют во всех бедах человечества без всякой на то причины. Мы должны понимать, что результирующей составляющей всех обвинений является направленный к нам призыв: проснуться и начать действовать строго в соответствии со своим предназначением. Евреи должны осознать свою роль, объединиться, и помочь всему человечеству сплотиться и жить по законам любви и взаимной ответственности.

“Иди и собери всех евреев!”

Сегодня призыв Эстер и Мордехая по-прежнему важен и актуален. Решение всех наших проблем в том, чтобы объединиться и подняться над разделяющим нас эгоизмом. Мы знаем немало примеров, когда евреи объединяются в трудные времена. Но этого недостаточно, нам надо научиться быть сплоченными постоянно.

Мы должны поддерживать объединение и любовь друг к другу над всеми различиями и разногласиями, как братья в одной семье, как различные цветы в одном букете. Кто оказывается правым в сложной ситуации? Тот, кто поднимается над противоречиями и разногласиями, для кого единство превыше всего.

Наш народ должен стать символом единства и любви, “светом для всех народов”, примером для подражания в отношениях друг к другу. В одиночку никто не справится с этой задачей, но мы можем сделать это вместе.

Пурим – это совершенное состояние, которое мы должны ощутить. Если мы “повесим на дереве” эгоизм, который нас разделяет, если “посадим на коня” любовь к ближнему, то сможем реализовать внутреннюю суть праздника Пурим, принеся в мир действительно радость и веселье.

С веселым праздником Пурим!

Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) – ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК)

Источник

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.