Писатель-гуманист, любивший жизнь и ненавидевший зло

Виталий Ронин

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

25 марта исполнилось 90 лет со дня рождения Виталия Ронина, кандидата медицинских наук, доцента, автора порядка 100 научных работ, 5 изданий учебника «Клинические лабораторные исследования», более 230 статей в газетах Чикаго и США. Часть этих материалов было опубликовано в изданиях медиагруппы «Континент».
Поздравляем уважаемого автора с юбилеем, желаем доброго здоровья и плодотворной творческой жизни!
Редакция.

Писатель-гуманист, любивший жизнь и ненавидевший зло

«Я немец по языку, интернационалист по убеждениям, еврей по чувству».
Лион Фейхтвангер

Лион Фейхтвангер известен, прежде всего, как автор замечательных исторических романов. Именно они принесли ему популярность и славу. Однако, писатель работал также как новеллист и драматург, театральный и литературный критик, переводчик античных и индийских драм, режиссёр. Сказанное свидетельствует о многогранности его таланта. Политика вошла в сферу его интересов с началом Первой мировой войны. Но профессиональным политиком он не стал. Фейхтвангер был человеком глубокомыслящим и мудрым, одержимым гуманистом, пацифистом, антифашистом, всю жизнь боровшимся с нацизмом и антисемитизмом, однако не лишённым иллюзий. Так или иначе, но он оставил богатое литературное наследие, включающее в себя увлекательные познавательные романы, пьесы, критические статьи и эссе. Было бы большим упущением не подчеркнуть, что некоторые из его произведений сохранили актуальность до настоящего времени.

Мюнхен – его родина. Здесь он родился 7 июля 1884 года в богатой семье фабриканта Зигмунда Арона Меера Фейхтвангера. Отец и мать (Йоханна Боден Хаймер) были ортодоксами и их первенец, как это было принято в то время, получил начальное еврейское образование. Рано проявив склонность к изучению языков, Лион овладел ивритом, арамейским, а затем и латынью. Читал Тору и глубоко вник в её содержание. Не исключено, что влияние еврейских традиций, поддерживаемых в семье, и изучение Торы определило его увлечение еврейской историей. В дальнейшем еврейская тема оказалась одной из основных в творчестве писателя. Она нашла отражение во всех его романах, а также во многих статьях и публичных выступлениях. Своё образование он продолжил в гимназии гуманитарного профиля, закончив обучение в ней в 1903 году. Решив стать самостоятельным, он отказался от материальной помощи родителей. В этот не простой для него период он зарабатывал себе на жизнь частными уроками, вынужден был голодать. В течение последующих четырёх лет он учился сначала в Мюнхенском университете, в котором изучал литературу и философию, а затем в Берлинском университете, где овладевал германской филологией, философией, санскритом, антропологией. В результате, Фейхтвангер получил блестящее образование. В эти же годы он настойчиво стремился к литературной деятельности, был увлечён произведениями Золя, Толстого и Тургенева, создал общество литераторов «Феб».

Начало его литературной деятельности относится к 1905-1906 годам, когда им были написаны шесть небольших драм, четыре из которых были посвящены еврейской истории. Вскоре после защиты им в 1907 году докторской диссертации на тему неоконченного и малоизвестного произведения Г.Гейне «Бахарахский раввин», ему предложили работу в Берлинском университете. От этого предложения Фейхтвангер отказался, поскольку оно было обусловлено непременным переходом в христианство.

Весной 1908 года был издан первый номер основанного им журнала «Дер Шпигель». Тематика издания была посвящена вопросам театра и музыки. Однако это издание, после выхода пятнадцатого номера, прекратило своё существование, слившись с журналом «Шаубонне». Фейхтвангер работал в этом печатном органе в качестве литературного и театрального критика. В «Шаубонне» часто появлялись его рецензии на театральные постановки и литературные произведения. Предпринятая им попытка основать литературный журнал «Зеркало» закончилась неудачей: его пришлось закрыть из-за финансовых затруднений. Пробуя себя в драматургии, наряду с этим, он работал как режиссёр. В мюнхенском театре им была поставлена пьеса М.Горького «На дне».

Фейхтвангер оказался в Тунисе, когда началась Первая мировая война. После возвращения в Германию его призвали в армию, но прослужил он недолго. Спустя полгода, его демобилизовали из-за плохого зрения. К этому времени Лион окончательно сформировался как антимилитарист, безоговорочно занявший антивоенную позицию. Антивоенные взгляды отражены им, например, в стихотворении «Песнь павших» (1915), пьесах «Мир» (1917) и «Военнопленные» (1919). На протяжении военных лет из-под его пера выходили пьесы и переделанные им произведения классической драматургии, к которым относятся, в частности, «Персы» Эсхила», «Васантасены» древнегреческого поэта Шудраки, драма «Царь и танцовщица» Камидасы. Уже в эти годы у него возник интерес к реалистическому роману, к творчеству Генри и Томаса Манна. Эти писатели оказали на него сильное влияние. Им был открыт талант Бертольда Брехта, с которым его связывала, впоследствии, многолетняя дружба. Философское созерцание как альтернатива действию являлось основной темой в период раннего творчества писателя. Характеризуя своё творчество до Первой мировой войны, он подчёркивал, что писал о «абстрактных проблемах Власти, Любви и Зла».

Написанный им в 1920 году роман «Томас Вендт», получивший в окончательном варианте название «Тысяча девятьсот восемнадцатый год», свидетельствовал о переменах в творчестве Фейхтвангера. В сравнении с периодом раннего творчества писателя, когда в его произведениях появлялись пессимистические и фаталистические ноты, в этом романе, как и в «Голландском купце», «Англосаксонской трагедии»…, стали преобладать социальная проблематика, форма сатирического обозрения и освещение событий с позиций реализма. Проявленный им интерес к историческому роману вскоре воплотился в жизнь: в 1923 году вышел в свет его первый исторический роман «Безобразная герцогиня», в котором была отражена трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. Был ли он первым, кто увидел опасность антисемитизма, на что указывают исследователи его творчества? Вряд ли. Важно другое: он оказался одним из первых, кто начал отражать эту тему в своих произведениях. Ещё в 1917 году, на основе реальной биографии, жившего в 18-м веке финансиста, еврея, Оппенхеймера, служившего при вюртембергском дворе, он написал пьесу, которую через несколько лет переработал в роман «Еврей Зюсс» (1925). Роман снискал огромный успех. Был переведен на множество языков. Много лет спустя, в гитлеровской Германии, на экраны вышел антисемитский фильм, в котором грубо искажалась идея этого произведения. Одни обвиняли Фейхтвангера в национализме, другие в антисемитизме. Ещё в 1920 году им был написан памфлет «Разговоры с Вечным Жидом», в котором он с едким сарказмом высмеял патриотические высказывания активистов «Германского движения» и с удивительной проницательностью предвидел погромы, сожжение книг и физическое уничтожение евреев. Как сказано выше, Фейхтвангер посвятил теме борьбы с антисемитизмом практически все крупные произведения, а также статьи и публичные выступления. Эта тема оказалась чуть ли ни основной на протяжении всей его остальной творческой жизни. Одним из этих произведений была трилогия о иудейско-римском историке Иосифе Флавии (1932, 1935, 1945).

Гуманист Фейхтвангер был непримиримым антинацистом. Высказывается мнение, что он один из первых, в конце двадцатых годов прошлого столетия, раскрыл опасность национал-социализма для человечества в образе вождя «истинных германцев» Рупперта Кутцнера, героя его романа «Успех» (1930). Свои антинацистские взгляды он отражал во многих произведениях на протяжении всего периода творчества. Ещё до того, как фашисты захватили власть, они организовали травлю писателя в прессе, пытались опорочить его имя, сфабриковав против него политическую фальшивку, лишили звания доктора наук… После прихода Гитлера к власти Фейхтвангер эмигрировал во Францию, так как жизнь его оказалась под угрозой. Вскоре после отъезда он узнал, что его дом в Берлине был разгромлен, книги сожжены, рукописи уничтожены, счета в банке конфискованы, его лишили германского гражданства. Тем не менее, находясь во Франции, он написал роман «Лже-Нерон» (1936). В этом произведении писатель создал образ жестокого и лживого римского императора, в котором без труда угадывался Гитлер. В 1939 году он подвергся репрессиям со стороны французских властей: его заключили в концлагерь, находящийся в Тулоне. Вскоре Фейхтвангер был освобождён. Но, после оккупации северной части Франции фашистами, был вновь арестован в 1940 году и помещён в концлагерь, из которого ему удалось бежать сначала в Испанию, а затем в США. В книге воспоминаний «Пережитое», посвящённой событиям, с которыми он столкнулся во время проживания во Франции, писатель бичует «коричневую чуму» особенно жёстко. Нацисты рассматривали его как своего злейшего врага. Они предлагали за его голову 10 000 марок. Но Фейхтвангер остался жить и творить. Его творчество оказалось особенно плодотворным в период проживания в США. Из произведений, написанных в США, особенно выделяются «Симона», «Лисы в винограднике», «Гойя», «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Испанская баллада» и др. И, если в более ранних своих сочинениях он придерживался концепции созерцания, а не действия, то в этих трудах его герои уже не созерцают происходящие события, а действуют.

Критикуя национал-социализм с самых жёстких позиций, он, естественно, искал противостоящую ему силу в современном мире. Немало раздумывая над этим, он пришёл к выводу, что наиболее достойной силой, способной противостоять фашизму является СССР. В1936 году, вместе с Б. Брехтом и В. Бределем, он основал в Москве журнал «Дас Ворт», а в декабре этого же года прибыл в Москву. Его визит продлился два месяца. Свои впечатления о поездке, а также о встрече со Сталиным, Фейхтвангер описал в книге «Москва 37». Многие ставят ему в укор это сочинение, считая его позорным для писателя. Непростительно, говорят они, что у него не хватило прозорливости разглядеть истинное лицо Сталина и объективно оценить развязанные им репрессии, а по отношению к СССР он не лишён был иллюзий. В оправдание Фейхтвангера Лев Мадорский подчеркивает, что «его политическая наивность объясняется обаянием личности Сталина, плотным окружением чекистами во время поездок, отсутствием правдивой информации, а главное, что он видел в СССР главного противника нацистского режима».

Отличительная черта его творчества, посвящённая истории, состояла в том, что он сближал прошлое с современностью. Касаясь этого, литературоведы акцентируют внимание читателей на том, что своё отношение к современным событиям писатель выражал в жанре исторического романа, «одевая современные события в исторические одежды». В своё время Фейхтвангер писал, что «Читатель понимает, что проблемы героев исторического романа, какими бы другими они не выглядели, те же самые, что волнуют его самого и когда-нибудь будут волновать его внуков».

Лион Фейхтвангер ушёл из жизни 21 декабря 1958 года в возрасте 74 лет. Причиной смерти был рак желудка. С тех пор прошло 60 лет. Он писал, что «жизнь, сколько её не кляни, стоит того, чтобы её прожить». Фейхтвангер прожил её достойно, оставшись в истории литературы автором увлекательных и глубоких по содержанию романов, книги воспоминаний, драматических произведений, новелл, сборника стихотворений, большого количества литературоведческих статей, литературных и театральных рецензий, эссе… Многие из них оказались настолько значимыми для мировой литературы, что были переведены на 30 языков, а ряд его произведений экранизирован. Он был человеком, любившим жизнь и ненавидящим зло.

Виталий Ронин

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.