Особенности бытования веры

Понятно, что  тема  веры  и деликатная  и щепетильная одновременно. Но она есть, при  этом,  в бытовых  моментах нашей  жизни. Поэтому и есть необходимость о ней поговорить.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Автор Илья Абель

Для начала сценка, свидетелем которой являлся лично.

Врач-терапевт прослушивает с помощью стетоскопа больного, лежащего на кушетке. И, между делом, приговаривает: «В Господа  нашего Иисуса Христа веруете?».  Престарелый мужчина, привыкший отвечать на любой вопрос доктора четко и точно, растерялся. Не  знал, что ему сказать в данном случае.

Спрашиваю у заведующего отделением, имела ли право врач выяснять вероисповедание  больного в стенах  лечебного заведения (а ведь именно  об этом, по сути, шла речь в ее  вопросе.)  Мне утвердительно сообщают: не должна ни при каких  обстоятельствах, поскольку больница  есть светское  учреждение (есть, конечно, религиозные  медучреждения, например, православные  аптеки, но в данном случае больница именно городская  и к  религии не  имеет никакого отношения.)

Так-то оно так, но не совсем.

В  некоторых  больницах Москвы обустроены небольшие молельные залы для верующих, но только одной, так сказать, титульной конфессии.

Запретить подобную инициативу  пациентов  нельзя. Но и устраивать подобие алтарей в холлах лечебных организаций формально никто не рекомендовал. Во всяком случае, официально.

Получается на  практике по формуле  горбачевской перестройки: не запрещено то, что разрешено.

Понятно, что для  людей, оказавшихся в больничной палате, вера становится очевидным и сильным подспорьем. Но ведь и для всех без исключения, то  есть вне зависимости от вероисповедания,  а выходит, что именно в связи  с ним. То есть, отдельно.

Вот в школах  чуть  ли не первых лет обучения детей  распределяют по классам  по  тому, какую форму  религиозного образования они выберут. Что, как очевидно, имеет свои плюсы  и минусы.

Так  и в больницах  проводится разделение пациентов по вероисповеданию, раз  одним предоставляется возможность отправлять религиозные обряды, а другим — нет. Хорошо, что  тут, к  счастью, не  дошло до разделения пациентов по  вероисповеданию на разные палаты.  Думаю, что до этого вообще  никогда  не дойдет, потому что ума  и понимания хватит,  что  подобно нельзя  делать ни при каких  обстоятельствах. Но все же некоторое неравноправие в вопросах  веры  при пребывании граждан РФ в медучреждениях в некотором смысле все же наблюдается, что не есть норма. Не должно быть норме,  если следовать Конституции России, которая декларирует светский  характер федерального устройства и равенство всех религий  народов РФ между собой.

Ясно, опять же, что небольшие церкви рядом  с хосписами, существуют уже  не  столько для  религиозных, сколько для ритуальных  целей. И их  наличие  необходимо  по печальным обстоятельствам,  которые не стоит дополнительно объяснять.

К тому же, повторю, речь изначально идет об  уважении любой религии, о признании каждого гражданина РФ следовать той вере, которую он считает для себя единственно  приемлемой. В том числе, и отдавая ей душевную дань в стенах  больницы.

Но ровно настолько, насколько это не мешает другим, оказавшимся там же в подобном  же положении.

К слову можно привести давнюю историю. В палате, рассчитанной на двух  человек,  уплотнились настолько, что поставили  впритык друг к другу четыре кровати. На них  лежат женщины, ожидающие полостной операции со дня  на день.

Одна из них слушает с утра и до позднего вечера баптистские проповеди, записанные  на  кассеты.

Если  бы она внимала им через наушники, то и разговора бы не было никакого, претензий в  ее адрес не могло бы возникнуть по определению. Но она ставила  громкость на полную мощность, так что монотонные слова  проповедника ясно звучали в коридоре на всем  этаже.

Запретить прослушивание религиозных текстов посчитали врачи неудобным, соседки попросить сделать звук потише так и  не решились, постеснялись — не музыка ведь  и не футбол, как это традиционно звучит в палатах, где лежат мужчины.

Хотя данная просьба  оказалась бы вполне закономерной и вполне  вежливой, ведь никто не отрицает, что слово веры  —  лечит. Но тот, кто рядом, в  данный момент мог  размышлять  о чем-то своем.

И потому получается, что  дело тут было не в личном прослушивании рассказа о боге,  а о пропаганде  одного из  путей  к нему. А на практике — о рекламе одного из направлений христианского вероучения, что вряд ли допустимо с этической, религиозной и житейской точек  зрения. Как бы ни декларировалось  уважительное  отношение к частному проявлению  веры, индивидуального религиозного чувства.

Понятно, что все, что касается столь высоких  и по-своему интимных материй, требует колоссальной мудрости при рассмотрении ситуаций, подобных  тому, что описано здесь.  Чтобы никого не обидеть.

Именно никого. И чтобы  каждый мог проявить себе в вере самодостаточно и не в ущерб подобным  чувствам  другого. Но как раз последнее не всегда соблюдается в должной  мере. И не  столь разумно и последовательно,  как  того хотелось бы. По-человечески.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.