Как-то раз мой коллега-журналист пригласил меня на экскурсию и ни куда-нибудь, а на предприятие, на котором изготавливают Оскаров. Тех самых, что вручают каждый год в Лос-Анджелесе.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
И вот мы стоит перед неказистым зданием компании R. S. Owens, видимо, построенным в XIX столетии, оно во многом отличалось от рядом стоящих современных строений.
Представители компании охотно поведали нам историю ее возникновения.
Много лет тому господин R.S. Owens выиграл тендер и стал владельцем калифорнийского предприятия, которое занималось производством статуэток. В течение многих лет приобретенная фабрика, которую вернее было бы назвать мастерской, ибо большинство изделий изготовлялись вручную, выпускала статуэтки, значки, медали, которые предназначались победителям различных конкурсов, к примеру, музыкальных, спортивных, научных, театральных и прочих.
А теперь о главном. В Лос-Анджелесе в 1927 году родилась американская Академия киноискусства. На праздничный вечер собрались создатели этой организации и видные деятели кино. Первый президент Академии Дуглас Фербенкс предложил учредить “Награду Академии за заслуги”. Вскоре художник-постановщик Сидрик Гиббсон и скульптор Джордж Стенли предложили проект награды Академии киноискусств. Ассистент Гиббсона, Фредерик Хоуп, создал постамент из бельгийского черного мрамора.
Что представлял собой этот проект? Речь идет прежде всего о фигуре рыцаря, держащего перед собой меч на коробке, в которой содержится кинопленка. Пять изображенных стрел символизируют пять гильдий Академии, а именно: актеров, режиссеров, продюсеров, кинотехников и сценаристов.
Существует несколько версий о том, как главная награда Киноакадемии получила свое название. Одна из них, как мне кажется, наиболее соответствует истине. Библиотекарь Маргарет Херрик, увидев в 1931 году статуэтку, воскликнула: “Эта фигура напоминает моего дядю Оскара”. Имя понравилось не только академикам, но и многочисленным деятелям кино.
Только спустя три года во время церемонии вручения наград знаменитый Уолт Дисней в своей речи назвал статуэтку именем Оскар. А между тем, Академия стала официально называть награду Оскаром лишь в 1939 году.
А теперь вкратце о технологической цепочке процесса изготовления статуэтки. Ей предстоит пройти 15 довольно сложных производственных процедур. Начнем с литейного отделения фабрики, в котором готовится сплав, состоящий из олова и свинца. Каждый компонент сплава точно дозируется. Эта ответственная операция производится опытными литейщиками.
Приготовленный сплав разливается в формы, в которых Оскар обретает свои привычные черты. Правда, это пока лишь заготовка будущей статуэтки.
Затем заготовка поступает в руки шлифовальщиков, которые напомнили мне прославленных античных ваятелей. Когда выдающегося античного скульптора спросили, в чем секрет его успеха, он ответил: “Все делается очень просто, никаких секретов у меня нет. Приступая к работе, я убираю из куска мрамора все лишнее – и скульптура готова”.
Что-то подобное творят и шлифовщики, которые своими специальными инструментами снимают лишний металл, добиваясь точного сходства с эталоном изделия.
Выполнение этой операции поручается самым опытным специалистам, у которых меткий глаз и золотые руки.
Завершающая операция проводится в гальваническом отделении. Здесь установлено соответствующее оборудование, при помощи которого на каждую фигурку последовательно наносится несколько тонких слоев меди, никеля, серебра и 24-каратного золота. И когда Оскар уже готов, гравируется его именной номер.
На изготовление одной статуэтки уходит пять часов, а стоимость ее держится в секрете.
Вес «Оскара» составляет 3,85 кг, высота 34 см, диаметр подиума 13 см. Ежегодно фабрика изготавливает от 50 до 60 «Оскаров».
Итак, заказ американской Академии киноискусств выполнен, статуэтки передаются специальной компании, которая доставляет их в Лос-Анджелес. Транспортировка производится согласно традиции: на арендуемый самолет наносится эмблема Оскара, а пассажиры имеют возможность не только посмотреть статуэтку, но и подержать ее в руках.
Правда, в этом отлаженном процессе случались и ЧП. Так, в 2000 году транспортная компания своевременно доставила коробки с Оскарами к месту назначения. Однако на следующий день их не оказалось на месте – они были похищены. На носу вручение наград, а их нет.
Руководство Академии обратилось к R.S. Owens с просьбой в срочном порядке изготовить новую партию Оскаров. Времени на выполнение заказа было очень мало, и все же на фабрике были мобилизованы все силы.
Кроме того, руководство Академии объявило, что 50 тысяч долларов получит тот, кто найдет пропажу. Тем временем житель Лос-Анджелеса Вилли Фалджер, которому потребовались картонные ящики, решил поискать их в мусорных баках соседнего супермаркета. И вдруг он обнаруживает там десять белых коробок, в которые были упакованы 53 статуэтки. Фалджер вручил находку Академии, не получив, кстати, ни цента из обещанной награды.
После этого прискорбного случая компания, занимающаяся доставкой статуэток к месту их вручения, приняла меры к усилению охраны ценного груза.
… Был уже вечер, когда мы покинули фабрику и возвращались по заснеженным улицам домой. Настроение было приподнятое, ведь удалось узнать много интересного.
Нам зримо представилось, как в театре “Кодак”, вмещающем 3400 зрителей, состоится очередная 87-я церемония присуждения наград Американской академии киноискусства. Получая высокие отличия, лауреаты премии будут, несомненно, благодарить руководство Академии, своих товарищей по труду, мужей и жен за поддержку, за содействие. Хотелось бы, чтобы кто-либо из них, держа в руках Оскара, вспомнил добрым словом чикагских мастеров, золотые руки которых творят известные всему миру статуэтки.
Анатолий Гороховский журналист, заслуженный работник культуры Украины
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.