Разрушение деревни, начавшееся в конце 20-х гг. минувшего столетия и завершающееся сейчас на наших глазах, – национальная трагедия России. «Деревенская проза», фиксировавшая эту трагедию, странным, казалось бы, образом через некоторую пору по ее возникновению оказалась приласкана и обласкана властью. Что за феномен?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Думается никакой особой тайны нет. Коммунистическая власть воспринимала это оплакивание добиваемой патриархальной деревни как торжество своей силы, разрушившей «рассадник контрреволюции» до основания, как осуществление в реальной жизни идеологических целей, поставленных еще десятилетия назад. Это была ласка палача к бессильным детям своих жертв, изведенным под корень
Что было еще более странно, так то, что большая часть писателей, чьим пером создавалась «деревенская проза», стали эту коммунистическую власть после того, как она рухнула, оплакивать. В противоречие со всеми смыслами своих произведений. Тоже, однако, ничего удивительного. Просто холодно и неуютно стало без такой высокой «крыши». Оказалось необходимо жить, как все, так же мокнуть под дождем, сгорать под солнцем, мерзнуть на холоде. А привычка была уже к тепличной жизни.
Между тем «плач» деревенской прозы был истинно актом гражданским. Никакая страна не может жить с разрушенной деревней. Деревня – фундамент любой страны. Она может быть каменной, может быть деревянной, большой, маленькой, хуторской – любой, но она должна кормить страну, а если кормить не способна, то это уже будет неполноценная, больная, рахитичная страна, пусть даже она и запускает в космос ракеты со спутниками.
Восстановления деревни за минувшую четверть века после того, как со сцены сошел коммунистический режим, не произошло. Напротив: деградация русской деревни продолжается. В деревнях закрывают школы, фельдшерские пункты, отказываются подводить газ, силовые электролинии, в них прекращают приезжать продовольственные лавки – все невыгодно, одни затраты: зачем содержать школы, тянуть газовые ветки, привозить хлеб с макаронами для оставшихся полутора человек? Жизнь заставляет людей самого трудоспособного возраста уезжать из деревни, склоняет их к жизни в городе, а в городе дома все выше и выше, работы все меньше и меньше, чего вдоволь – так мест, где можно отовариться недорогой водкой…
Анатолий Курчаткин
FB
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.