Владимир Ханан | Об имперском сознании и не только о нём

Не далее как вчера я прослушал интервью, данного Андреем Илларионовым какому-то украинскому каналу. Должен сказать, что я по возможности не пропускаю его выступлений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: Denis Denisov, CC BY 2.0

Иногда я смотрю десятки других, естественно, проукраинских, каналов и уже давно пришёл к выводу, что Андрей Илларионов является лучшим экспертом как в военной, так и экономической областях. Он производит на меня впечатление человека недюжинно умного, высокообразованного и высокопрофессионального аналитика. Могу сказать, что о войне России с Украиной, а точнее, о идущей сейчас Третьей мировой войне я сужу, опираясь, главным образом, на его информацию.

Конечно, выступления очень многих «экспертов», заявляющих о победе Украины в самом ближайшем будущем, о не прекращающейся панике в Кремле и т. п., конечно, льют бальзам на мою душу, но серьёзно объясняет мне – с точными цифрами количества произведённого того или иного продукта, с датами принятия решений правительств западных «союзников» о поставках вооружения Украине, причём не на словах, а на деле, временами происшествия того или другого события до самых мелких, о количестве потерь с обеих сторон, причём объяснений точных и объективных – именно Андрей Илларионов. В этом полуторачасовом интервью меня неприятно задела мысль, ставшая мантрой для почти всех русских и не русских политологов – утверждение об «имперском сознании» русского человека, то есть русского народа, которого Илларионов назвал российским, не давая тем самым повода обвинениям в русофобии – к слову сказать, некогда не существовавшей до сего времени, а сегодня выдуманной российской пропагандой.

Не хочется уделять этой выдумке много времени, но живущий на свете не один десяток лет может подтвердить многовековое существование юдофобии и отсутствие, скажем, итальянофобии, полонофобии, туркофобии и т. п. Именно изменение сегодняшнего русского имперского сознания Илларионов назвал самой сложной проблемой для создания нормальной России, разумеется, после обязательного её поражения. Я прожил в России, которая никогда не была для меня terra inkognuta, 51 год, общался с людьми самых разных кругов, не считая «высшего», и решительно ни у кого не наблюдал наличия этого самого сознания. Почти два века назад славянофилы, поучившись в немецких университетах и вернувшись назад, были, как я предполагаю, шокированы видом родного народа и, думаю, что от обиды за него, изобрели необыкновенно тонкую и духовную русскую душу, к чему приложил свою тяжёлую руку великий Достоевский со своим «куфельным мужиком».

Сделано это было не без истерики, хотя рассчитано было не на неграмотный народ, а на только зарождавшуюся русскую интеллигенцию. Надо сказать, что для себя они не заблуждались, о чём свидетельствуют слова истого славянофила Ивана Аксакова: «Ох, как тяжко жить в России, в этом смердючем центре физического и морального разврата, подлости, вранья и злодейства». Если мы вспомнили Достоевского, то нужно упомянуть ещё изобретённое маститым писателем русское «апокалиптическое сознание». Мне лень копаться в своих выписках, поэтому я расскажу об этом сознании в двух словах, без цитат, однако никак не искажая мысль классика. Русский человек, писал Достоевский, не может удовлетвориться в своей жизни чем-то серединным. Перед ним стоит выбор: Царство Бога или Царство Дьявола. Если НЕТ царства Бога, то русский человек будет жить в Царстве Дьявола. Мысль, давшая повод порассуждать на эту тему русским философам, в частности, любимому мной Бердяеву.

Оставим философию в стороне. О чём говорит Достоевский? – о выборе русским человеком того или другого. Если НЕТ, говорит Достоевский, Царства Бога и дальше по тексту… Что, спрошу я, значит НЕТ? То есть, напрашивается мысль, что Царство Бога кто-то должен был предложить русскому человеку в готовом виде. А говоря без славянофильской застенчивой глупости, то всё это означает, что русский человек, русский народ сам выбрал Царство Дьявола. Когда-то в одной статье я прочитал о круговом развитии русской социальной мысли: конец 19 века «теория малых дел», конец 20 – то же самое, она, родимая. Сейчас пришло время «имперскому сознанию» русского народа, которое, по мнению, её адептов, всё объясняет – от завоевания Сибири ватагой казаков Ермака до сегодняшней агрессии против Украины. Давайте разберёмся подробно.

В средние века воевали все со всеми. Чего-то делили короли, чего-то делили религии, земли и население переходили из рук в руки. Сильная Орда отнимала земли у Москвы, сильная Москва отнимала земли у ослабевшей Орды: Казань, Астрахань, Крым. Сильная Швеция прибрала Финляндию и ничейную Карелию, Россия оттяпала часть Прибалтики и единоверный Новгород. Разговора об имперских сознаниях как-то не возникало. Россия вообще стала Империей при Петре Первом и последующие приобретения России производили в основном Императоры – немцы. Где в это время был русский народ? Пока мы об этом умолчим, хотя заметим в скобках, что во времена Империи никаких разговоров об «имперском сознании» не было. Позже я скажу, почему.

Как раз на днях я перечитывал своего любимого Бунина, в частности, «Окаянные дни». Нет смысла их пересказывать. Как известно, время этих окаянных дней – Революция, смута, Гражданская война, продолжение Первой мировой, а также то, что в советских учебниках называлось интервенцией. Царская армия практически развалена пропагандой, воровством снабженцев, «командованием» вновь образованных военно-революционных комитетов, «братанием» с противником, повальным дезертирством. При этом по всему фронту продолжается наступление немецких войск. Которых с нетерпением и надеждой ждут все (кроме, конечно, большевиков) – дворяне, интеллигенты, мещане, дельцы, спекулянты и не подозревающей о своём имперском сознании простой народ. Бунин приводит десятки высказываний простых людей: скорей бы немец пришёл – порядок навёл, и прочее в таком духе. И ещё очень интересное и очень важное высказывание одного интеллигента-либерала по поводу вполне, в полную мер, у проявившего себя народа – вот он, оказывается, какой, а мы его вообще не видели, проходили мимо и не замечали.

Возникает естественный вопрос – а почему не замечали? А ведь этот народ сеял, пахал, крутил на фабрике гайки, служил в армии. И тем не менее, его не замечали. А не замечали потому, что этот народ никогда, во всю историю России не играл никакой социальной роли. Американский народ играл, французский, английский, даже во времена империй – играл, а русский почему-то нет. Отвлечёмся чуть в сторону: почему у англичанина, француза, испанца или турка – ещё совсем недавно жителей громадных империй, после Второй мировой (у турок после поражения в Первой) очень быстро от них отказавшихся, не находим никакого следа пресловутого имперского сознания, а у жителей бывшей Российской Империи его обнаруживают все политологи, да к тому же ещё как главную черту национального характера.

А теперь разберёмся, что же такое – это имперское сознание. И, не очень долго напрягаясь, поймём, что это сознание – есть сознание гражданское, сознание ГРАЖДАНИНА своей страны. Человека, имеющего собственность (большую или меньшую, которой он распоряжается), электоральный (в том или ином виде и под разными названиями) голос, то есть возможность высказывания своего мнения, участвующего активно или пассивно в жизни своего государства (третье сословие во Франции, парламент в Англии, союзы ремесленников в Италии, Швейцарии, Голландии и т. п.) Какое отношение имел ко всему этому русский человек, который всю свою историю был рабом, который не только не имел голоса, но которого ещё в середине 19 века держали на положении домашнего скота? Какаю роль он играл в гражданской жизни, кто спрашивал его мнение в решении государственных дел, вопросов войны и мира, приращении или уменьшении территории государства, о котором он имел более чем смутное представление? И всё вот это десятки политологов называют имперским сознанием.

…Я давно задумывался над тем, где сидит этот учёный человек, что изобретает подобные мантры, которые вслед за ним повторяют его последователи. В международной публицистике постоянно ходят, по словам Илларионова, «мифы» о России, например, о невозможности её победить, что полностью опровергает История, помнящая Русско-Японскую, Первую мировую, российско-польскую 1920 года, Афганскую… Я могу предъявить две выдумки о России – отечественную по бедности и западную по незнанию. Это пресловутое имперское сознание и объяснение западными советологами непохожесть развития России на развитие всех остальных христианских стран спецификой Православия. Не говоря о том, что разница и разделение Христианских Церквей произошло не по каноническим – очень мелким – причинам, а по причинам политическим.

Западные советологи, которых я читал были учёными, но безоговорочно, светскими людьми и то, что они называли разницей между Церквями Католической и Протестантской с одной стороны и Православной с другой, было на деле разницей между работающей и бездействующей Церквями, а точнее, между религией и её отсутствием. Ещё прекрасный писатель Лесков, хорошо знакомый с русским православным клиром, писал, что в России христианство НЕ БЫЛО ПРОПОВЕДАНО, что, по сути, полностью закрывает вопрос. А. Илларионов в своём интервью сказал, что после полного поражения России, а с моей точки зрения оно может быть полным только с оккупацией, Россию, точнее её народ, нужно будет долго воспитывать, избавляя от имперского сознания и прививая ему сознание нормальное (в её случае гражданское), как это было, например, с поверженной Германией. И что этот трудный процесс займёт время минимум двух поколений.

Я считаю, что немецкий народ после поражения гитлеризма, являвшегося искривлением традиционного немецкого пути (занял всего 12 лет) не является примером для специфической российской ситуации. Германия вернулась на свой прежний путь, у России этого прежнего – христианского – пути просто не существовало. Сомневающимся рекомендую прочитать книги по истории Русской Церкви, их немало – Г.Н.Федотов, Кологривов и другие. Скажу только, что исправление русского менталитета займёт время не одного-двух, а куда большего количества поколений, если, конечно, Бог даст ей на это время. Со временем увидим (правда, не мы, и даже не наши дети), даст ли.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.