Об абсолютных критериях и корчевателях истории

Отечественные интеллектуалы актуализируют старые русские споры о том, что есть любовь к России. О том, кто ее любит (и в какой степени), а кто не любит, причем любовь эта объявляется абсолютным критерием доброкачественности мышления и поведения. А мне он таковым не кажется. Потому что подозреваемые в нелюбви – тоже Россия, такой же продукт ее истории, как и подозревающие, а потому вторым следовало бы возлюбить первых, как самих себя, к чему они совсем даже не расположены.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Двадцатый век выкорчевал в изрядном количестве и ощущающих себя любящими, и обвиняемых ими в нелюбви, а потом обнаружилось, что на месте корчевки проросли те же виды растений, что росли на нем до нее. Проросла Россия. И снова членить ее, руководствуясь абсолютными критериями, значит мостить дорогу новым корчевателям. Не таким, как сейчас, а еще покруче. Поэтому лучше бы избавиться от абсолютных критериев.

Я не только о тех, кто ощущает себя рыцарями любви к стране, обвиняя критикующих ее (в том числе, и за откровенные неприглядности) в отсутствии или дефиците оной. Я и о тех, кто возбуждается идеей абсолютно иного, что не позволяет отличать интеллектуальных пособников наличного зла от тех, кто иначе видит само иное и исторический маршрут к нему, и отказывать им в презумпции этической невиновности. Понимаю, что томление по абсолютному – это тоже Россия, какой она была и есть. Но враждебное противоборство идей-абсолютов и чувств-абсолютов, из которого произрасти могут только корчеватели, – проверенный показатель того, что такой она и будет. Пока будет.

Игорь Клямкин
FB

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.