Евгений Майбурд | О, Сюзанна. История одной песни о девушке и любви

Евгений Агранович: За год или два до войны услыхал славную американскую песенку. Слов не разобрал толком. Просто из Алабамы в другой штат шёл бродяжка с банджо. На какой-то прескучной лекции написал я свой текст: солдат, видимо негр, родом из Алабамы, возвращается с войны домой. И что же находит там победитель?..

Шел солдат из Алабамы
До своих родных краев,
До своей любимой мамы,
До сестер и до братьев… И т.д.

Песня стала популярной. Со временем «одесский» колорит пропал, и мы пели так:

Шел солдат из Алабамы
Шел на родину свою
Повидать свою Сюзанну
Эй, любимую свою

Припев:
Э-ге-гей Сюзанна
Любимая моя
После долгих лет разлуки
Я пришел в твои края

И ручей там протекает,
И стоит там старый дом,
И собака громко лает
У Сюзанны под окном.

(Припев)

Не ручей там, а клоака,
И разрушен старый дом,
И повешена собака
У Сюзанны под окном.

(Припев)

Я бандитов ку-клукс-клана
По делам их узнаю,
Отомщу за смерть Сюзанны
И за всю мою семью!

(Припев)

Должна ли песня соответствовать историческим реальностям? Вообще говоря, не обязательно. Особенно, если и создатели ее, и те, кому она полюбилась, знали о реальностях практически ничего. Что-то слыхали о рабстве негров в США, о Гражданской войне, и про Ку-Клукс-Клан, конечно, знали – даже больше, чем о той войне. В данном случае, однако, практически все, что они знали, было мифологизировано идеологической пропагандой.

Пойдем по порядку.

Часть 1. «Солдат-победитель».

Он чернокожий, это понятно. Был ли он из победителей или побежденных – это уже вопрос. По данным историков, в армии Юга (Дикси) воевало по меньшей мере 300 тыс. негров (все – добровольцы!), тогда как в армии Северян – 200 тыс. В процентном отношении к общей численности армий, это 22,5% против 7%. Если учесть, что он нашел дом разрушенным, он был, скорее, из побежденных.

Часть 2. Ку-Клукс-Клан.

Начнем с того, что исторически их было два. Они совершали убийства, это верно, но ни тот, ни другой не громили и не разрушали домов. Однако, нужно по порядку…

Первый ККК возник на Юге в 1865 г., после окончания Гражданской войны. И был он не расистским анти-черным, он был анти-янки. Второй ККК возник в 1915 г. на Севере, и это –другая история.

По окончании войны, победители (янки) затеяли «Реконструкцию». Политика «национального примирения»? «Залечивание ран»? Восстановления хозяйства, полностью разрушенного войной? «Щас»!

Власти Севера отнеслись к побежденной стране как завоеватели к завоеванным ими землям – как к колониям. Первым делом, была введена военная оккупация всех штатов Юга, и военное управление. Повсюду воцарился произвол властей, сверху донизу, и вместе с этим – всеобщая коррупция. Война так сильно понизила уровень морали во всем обществе, что это признают и северные историки. Главной целью «реконструкции» было ограбление, изъятие того, что уцелело и выкачивание богатства посредством налогов, не только общих федеральных, но и специально наложенных на южан.

На Юг хлынула лавина мародеров, которых местные называли «саквояжниками». Они рыскали по заброшенным имениям и домам в поисках – чем бы поживиться. Также могли скупать за бесценок ценные вещи у обнищавших людей, каких было подавляющее большинство коренного населения. Иные из них не брезговали грабежами. Кроме этой категории, Юг наводнили разного рода официальные инспекторы – вымогатели, которых не всегда можно было отличить от саквояжников.

На довоенном Юге существовал определенный уклад жизни и общественный порядок. Все это было разрушено. Массы людей – белых и черных – оказались без крова, работы, средств к существованию. И если белые подчас могли вернуться на свои пепелища, то у освобожденных рабов вообще ничего не было – ни крова, ни одежды, ни еды. Они остались без той охраны здоровья рабов, какая существовала на плантациях. Они тысячами умирали от голода и болезней, свирепствовали эпидемии… Это все отдельная история, и о ней написано в книгах. Неизбежно, какая-то часть неприкаянных негров подалась в разбой…

На завоеванном Юге не было создано полноценной системы охраны правопорядка. Беззаконие и криминальное поведение стало повсеместным. Воровство, бандитизм, грабежи, насилия…

В таких условиях появился ККК. Его девиз был: «благородство, человечность, милосердие и патриотизм». В первые два года туда вошли тысячи южан – белых и черных. Единственной его миссией было – защита и помощь слабым, лишенным средств к существованию и невинным людям обеих рас.

Эти люди старались поддерживать и охранять общественный порядок. Конечно, случались и перестрелки с бандитами, и убийства. Об этом вскользь говорится в романе «Унесенные ветром». Отсутствие расизма подтверждает тот факт, что в ККК вошли тысячи негров. А, скажем, в Нэшвилле (Теннеси) несколько лет оперировал ККК, целиком состоявший из черных.

В 1869 г. янки создали Бюро Освобожденных Людей. Среди его задач было помогать трудоустройству бывших рабов и обеспечить им здравоохранение. По первому что-то было сделано, по второму, фактически, имел место провал. Еще была задача разжигать расовую ненависть к белым «рабовладельцам», чтобы внести раскол в обществе. Этим занимались эмиссары Бюро на местах и довольно преуспели в своем черном деле. Стали множиться «преступления ненависти» негров. С этим стал бороться ККК – понятно, не из расовых соображений, а в порядке защиты от черного террора.

В начале 70-х южанам было позволено взять политический контроль над своими территориями, и уже тогда ККК начал сворачивать свои операции. К 1871 г. «ККК Реконструкции» формально самораспустился.

ККК заимствовал некоторые ритуалы (особые приветствия, коды и т. д. у организации (тоже подпольной) «Порядок звездно-полосатого флага», созданной на Севере в 1849 г. (анти-иммигрантской и анти-католической). В 1854 г. «Порядок» легализовался в виде политической партии «Ничего-не-знаек». Программа их осталась прежней.

Конечно, членам первого ККК нужно было скрывать свои лица во время ночных рейдов и патрулирования. Но белые балахоны, горящий крест, и прочая театральность – все пришло с появлением второго ККК в 1915 г. Как и террор в отношении негров. Этот ККК действовал в Нью-Йорке, Калифорнии, Орегоне, Коннектикуте, Иллинойсе… Все – штаты Севера. Пропагандоны янки сумели приписать преступления нового ККК тому, что был на Юге и просуществовал всего несколько лет.

Часть 3. Кто же разрушил «старый дом» Сюзанны?

Не секрет. Солдаты янки в своем раже громили дома на завоеванных территориях Дикси. Одуревшие от безнаказанности и от виски, они разрушали промышленные здания, паровые двигатели, грабили лавки, банки и частные жилища мирных граждан – стариков, женщин и детей (все взрослые мужчины были в армии Дикси). Армия мародерствовала и насильничала с ведома своих генералов. В 1864–65 гг. практикой стало ограбление и разрушение целых городов, поселков и ферм. Разграбив, сжигали все подряд. Политика выжженной земли. Наряду с сотнями населенных пунктов и ферм были разграблены и сожжены большие и прекрасные города – такие как Атланта (Джорджия) и Коламбия (Юж. Каролина). Выдуманный «дом Сюзанны» ненароком оказался «в теме».

Часть 4. «О, Сюзанна!»

Песня была создана в 1848 г., когда Гражданской войной еще не пахло. Имя автора: Стефен Фостер, текст с характерным негритянским акцентом. Герой – очевидно, свободный негр. Припев получилось зарифмовать почти по тексту:

О Сюзанна,
не плачь ты обо мне
Я иду из Алабамы,
Сбоку – банджо на ремне

Краткое содержание:

Я иду из Алабамы с банджо на боку, я пошел в Луизиану повидать мою настоящую любовь. Ночью был дождь, и я промок до нитки. А днем шпарило солнце, я высох, но чуть не умер от жары. Но ты не плачь, Сюзанна! (Припев) Как-то ночью мне приснилось… Прихожу в Нью-Орлеан и вижу: спускается ко мне Сюзанна – во рту кусок пирога, и на глазах – слезы. «Сюзанна, я пришел к тебе из Дикси! Не плачь, Сюзанна!» (Припев) Скоро я приду в Нью-Орлеан и буду искать свою Сюзанну, и как найду – повалюсь на землю [от радости]. А если не найду я свою Сюзанну, то умру от горя. И когда меня похоронят, не плачь, Сюзанна, обо мне! (Припев)

В песне четыре куплета, но второй я пропустил – о тяжелом испытании его на железной дороге, когда он реально чуть не погиб.

Майбурд Евгений Михайлович
Автор статьи Евгений Майбурд Ученый, кандидат экономических наук

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.