Ноздря в ноздрю

История первая. Открытие, сделанное в Версале.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

«Обо..аться можно!»

Именно так, без затей, предельно откровенно обрисовал ситуацию мой сосед по туристическому автобусу, представившийся бывшим профессором географака МГУ. В нем можно было подозревать бывалого путешественника. Но дальше Болгарии, которую тогда называли 16-й республикой СССР, его почему-то не пускали. Видимо, все вокруг, в том числе и я, должен был, впечатленный его рассказами о болгарском клозетном стандарте («А я, поверьте, там где только ни сиживал»), должен был согласиться с ним, что такого безобразия, как в автобусе от русскоязычного германского турбюро, нигде не случается.

Нет, ну в самом деле… Мы добирались до Версаля через разные парижские достопримечательности, почти нигде не останавливаясь. Ну то есть впечатлений было через край, но, поскольку мы попутно заправлялись съестным, нарастал дискомфорт. В автобусе туалет не то чтобы бездействовал, но вот как-то временно был выключен из перечня услуг. Улыбчивый водитель-парижанин как мог изображал непонимание ситуации. Мог он только плечами.

«Он же за каждое опорожнение такие бабки платит», – по-свойски объясняла Мака, наш экскурсовод и по совместительству грузинская княжка в четвертом поколении.

«Но вроде за все уплОчено! – возроптала моя соседка слева, которую муж нежно уговаривал: дескать, охолонись, Вася-Василиса, ты ж не на своей молочной ферме. – И не Вася я тебе. Сказал бы раз умное слово». «Туалет! – нашелся благоверный. – Это умное слово и искать не надо…»  «За все действительно уплачено, кроме…  Впрочем, детишкам можно. Они терпеть не могут!» – неожиданно согласилась княжна. Она была хорошим психологом. Теперь любому взрослому становилось стыдно за свою минутную (а для иных – часовую) слабость.

«Говорила тебе в Лувре – сбегай, – укоряла мужа дама справа по борту. – Терпи давай!» Тот покраснел и надвинул до бровей кепочку с надписью «Город-герой  Севастополь».

Это нормально. Любой в Париже объект тотального туристического интереса привлекает не только сам по себе, но и наличием клозета. Однажды Владимир Высоцкий пооткровенничал: «В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке». Автор этих строк удостоверился в этом лично, когда обогнул Собор Парижской Богоматери, нашел на его задах нужное заведение и увидел среди прочих надписей над входом одно русскоязычное – «Женский». Ну, это для таких, как доярка Вася, которая, даже зная латинский алфавит, могла воспринять LADIES как французское ругательство. И уж совсем, для убедительности, стрелка направо.

Ноздря в ноздрю

Я, отныне спокойный за Васю, пошел, понятно, в противоположную сторону, и на стенке персонального отсека обнаружил массу других знаков. Но то были не обычные для сортира совкового розлива откровения в духе гендерного ликбеза,  а номера телефонов представителей параллельных ориентаций.

Но я отвлекся. А между тем перед нами сиял Версаль. Мака только что уронила в толпу затверженно-забубенное: «Вы видите шедевр средневекового зодчества!» «Ну да, тот еще жидевр», – осклабился профессор. Народ, который при других обстоятельствах мог бы поддержать антисемитскую реплику, застонал: он был готов к сотворению своих шедевров тут же, возможно, даже не снимая штанов.

Аккурат по прибытии к Версалю толпа осатанела стопроцентно. Переключил ее внимание с неотложной проблемы грянувший внезапно русский хор афроевропейцев. Те без малейшего акцента (вот что значит выучка университета имени Патриса Лумумбы!) предлагали крепдешиновые косынки с Эйфелевой башней по пятерке за штуку.

«Не больше чем по два», – углом рта советовала княжна, переключая воинственное хотение на торговые рельсы. Но ажиотаж бодрого торга, в который лихо вписывалась выпрыгивающая из автобуса детвора, отчего авто каждый раз проседало и выпрямлялось, разумеется, только раззадорил взрослых и вызвал законную ревность и массовый напор в нижней части тела. Толпа постанывала все менее интеллигентно, не меняя переломленного состояния. Низы, вопреки теории революционной ситуации, – а дело, напомню, происходило во Франции, – и хотели, и могли, и еще как!

В этот-то момент профессор с Воробьевых гор смачно повторил «Обо..аться можно!» Я заметил: ни один мохеровый берет, ни одна белая кроссовка с черными краснолампасными спортивными штанами – никто из нашего совкового братства не ощетинился и не воспротивился непристойному выражению. Оно точно отражало нарастание легко прогнозируемой ситуации. Профессор мыслил по-научному просто и конкретно. Колени его подрагивали, как у диабетика при гипогликемии. Посланец Воробьевых гор безо всяких намеков был, без сомнения близок, к воплощению мечты в формате «немедленно», наплевательски относясь к экс-лумумбовцам, которые при реализации им замысла, могли через считанные мгновения захлюпать по луже своими легкими сандалиями и серьезно подмочить репутацию МГУ – ведущего в стране вуза, который вошел, наконец, в какую-то там сотку самых престижных университетов мира.

Мака поняла, что народ не вполне настроен на восторг и вздохнула: «Пойдемте поскорее, я покажу где это. И замечу попутно: вот с этим в Версале многие годы был недобор. На все здание – ни одного туалета».

– Как? –  ахнула группа, едва не реализовав разом пророчество профессора. – А где же вельможи…  того?..

– А слуга на что? Берет он ночную вазу и топает за господином. Приспичит тому – бегом за ним в кустики…

После такого объяснения – оно звучало по мере приближения к версальскому туалету – становилось понятно, отчего дворцовый парк так щедро уснастил клумбами один из его создателей, Андре Люмо, главный в то время французский пейзажист по садам, как тогда его называли.

Ноздря в ноздрю

Разумеется, гордость парка – самшитовые, выстриженные в форме лилий, кустики – никак не могли скрыть внезапно страждущего. Однако Андре раскидал там и сям кусты повыше и погуще…

– … а там уже слуга с вазой ждет-пождет.

– Я эту профессию по фильму «Каин XVIII» помню, – проснулся обладатель кепочки «Город-герой Севастополь!». – В детстве смотрел.  Там Чирков играл туалетного работника, видевшего знать с тыльной стороны. Ржал тогда – не могу. Когда Чирков говорил про прежнего короля: «Не очень был аккуратный король. И министров ваших знаю, я за всеми ходил».

– Ну вот! – обрадовалась княжна неожиданной информационной поддержке. – Туалетной бумаги тогда не было, потому что еще не изобрели ее. Использовали содержимое второй вазы – воду. Ну а если дело происходило не в саду, а в самом дворце… Сыщет локононосец подходящую гардину – и того. А если по-взрослому приперло?

Говоря обобщенно, дворянство при дворе Людовика XIV, похоже, не придавало большого значения уединению и гигиене. В Версальском дворце из 2000 комнат была лишь одна, предназначенная для известного занятия. Порой Его Высочество не успевало добегать до нее.

Решение пришло простое и гениальное. Его Высочество болтало с высокопоставленными посетителями, сидя в такие момент на специальном стуле, нижняя часть которого была занавешена. Обслуживание осуществлось с заднего хода. Если Король-Солнце организовывал один из своих печально известных замковых фестивалей, благородные гости, если, конечно, не могли отбояриться от приглашения, справляли нужду в парках, лесах и садах при дворце.

Когда Мака перечислила такие факты, по нецензурно блеснувшим глазам профессора я понял, что он очень уж живо вообразил средневековую идею «унитаза повсюду». И где-то даже реализовал ее мысленно. После чего охолонулся: «Так ведь после того какой ж амбре от господ шел!»

«А для чего в кармашке футлярчик с твердыми духами?»  – изогнула бровь Мака.

Она была не только красива, но и мудра, эта грузинская княжна в четвертом поколении. Подводила нас, уже, к счастью, закрывших тему нежданчика, к открытию, отчего высокие особы Версаля проявляли несокрушительный интерес к парфюмерии. «Король-Солнце» Людовик XIV поливал себя благовониями ежедневно, неустанно заказывая для себя новые ароматы, которые свидетельствовали о том, насколько он со своей системой смены приоритетов непредсказуемая особа. Его преемник Людовик XV пошел дальше. В его дворце все было пропитано ароматами – и одежда придворных дам, и вода в фонтанах Версаля, и даже порхающие белые голуби, для которых, полагаю, свирепствующий парфюм был сродни солсберийскому «Новичку», если актуализировать тему.

Александр МЕЛАМЕД. Фото автора

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.