Неснятые фильмы и награды Никиты Михалкова

Подходит очередной срок вручения кинопремии по версии Никиты Михалкова и связанных с ним институций. Называется она «Золотой Орел», что звучит помпезно и с патриотическим подтекстом, как всегда у Михалкова-младшего. Обычно в ходе объявления номинантов и призеров торжество, которое происходит в одном из павильонов киностудии «Мосфильм» не забывается и сам инициатор премии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: kremlin.ru

Последний раз ему на спродюсированном им празднике киножизни вручали статуэтку орла за экранизацию прозы Ивана Бунина. Роскошную, дорогостоящую, банальную клюкву в духе Рязанова, но со стильностью и пафосом Михалкова. Потом, когда фильмов новых уже не было – ну, нечего больше снимать (!) мэтру отечественного искусства и мировой культуры – Никите Сергеевичу вручили от имени его же детища вклад в мировой кинематограф, как бывает на международных фестивалях. Логично, ничего не скажешь – в фестивалях он участвовал, иногда даже имел успех со своими фильмами (например, с «Утомленным солнцем», пока тот не стал столь же клюквенным – по Блоку уже – сериалом).

А потом, когда его на тех же фестивалях, где раньше привечали художника и патриота, колебавшегося с курсом власти, как когда-то члены компартии СССР, стали активно и демонстративно прокатывать, объяснял это происками недоброжелателей не его лично – он мастер, и выше демагогии – а новой России. И та же самая дама-журналист, которая постоянно писала о нем в «Известиях», потом, наверное, и с его легкой руки – главредом газеты «Культура», превратив ее в патриотическое издание, вроде «Правды» прежних времен, а потом ставшая не просто депутатом Государственной Думы РФ, а руководителем комиссии по культуре в ней же, и еще вручантом премии «Золотой Орел» – как и прежде поддерживала его в поиске нетворческих причин провалов большого мастера.

Ну, а что теперь будет с «Золотым Орлом» и именной номинацией Михалкова? За что вручать-то теперь?

Не награждать же его за то, что он руководит Союзом кинематографистов России? За то, что стал худруком Театра-студии киноактера? Или за деятельность учебного заведения его же имени? Стоило только посмотреть, как Никита Сергеевич участвовал в приеме тех, кто хотел бы учиться в его личной учебной институции. Все остальные члены комиссии сидели за длинным столом, как обычно, а Михалков – ровно посередине, на поднятом чуть ли на метр над остальными режиссерском кресле, напоминающем трон. Чтобы показать, кто здесь главный и было понятно, вокруг кого тут все вертится. Несомненно, что это его детище, Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова как, например, Театральный колледж имени Олега Табакова. (Но вот недавно в МХТ имени Чехова открыли бюст Табакова и кто-то пошутил, что театральный деятель изображен улыбающимся, почти смеющимся, как бы шутя в том роде, что наконец-то забронзовел. Но для Михалкова шутки такого рода – моветон, они не про него, тут все всерьез и, как ему кажется, надолго.)

Несомненно, Никита Михалков – настоящий профессионал, хороший режиссер, и в театре работает столь же талантливо, как в кино. Человеческие его качества – сервильность или желание быть выразителем народных чаяний, как он их понимает – сказываются на его творчестве, но ведь известно, что талант очевиден, каким бы ни был его носитель. И в случае Михалкова – это соответствует действительности.

Но с «Золотым Орлом» все же надо что-то делать, придумать какую-то очередную номинацию на радость почитателям его авторитета и как бы гениальности (помнится, стоял тут Никита Сергеевич, встречая гостей очередного Московского кинофестиваля, к которому тоже по должности имеет непосредственное отношение. Как и к строительству дома кино в Москве. Но не просто стоял, а вместе с Уиллом Смитом изображал что-то вроде сальсы, так шепоток пошел среди почитателей его – и танцевать мэтр может, аплодисменты).

Так, может быть, надо теперь ему вручать от имени организаторов «Золотого Орла» премию за то, что он не снял очередного фильма – и государству дешевле, поскольку михалковские фильмы очень дорого стоят в производстве, а с прибылью у них – не разбежишься или что-то вроде кошачьих слез. (Когда-то Ширвиндт и Державин пародировали «Кинопанораму», куда пригласили артиста, который каждый год не снимается все в большем количестве фильмов).

Так и тут – нельзя же иконе отечественного киноискусства, министру кинематографии, практически оказаться без ежегодной награды, если на Западе уже ничего не светит. А в своем отечестве он еще и пророк, если иметь в виду его веские и самовлюбленные выступления в телепередачах, где ведущие буквально смотрят ему в рот, или его же интернет-блог «Бесогон». Да – такого еще не было – почитать того, кто не снимал кино за кинозаслуги. Но ведь бывают же премии по совокупности чего-то сделанного. А если вспомнить, сколько Никита Сергеевич Михалков успевает и там, и там, и там, и тут, и здесь – то без награждения уж никак нельзя. Не положено по статусу и роли, значению в российской культуре. Подумаешь, например, «Черный квадрат» Малевича. Экран тоже изначально был черно-белым, а теперь у Михалкова только белым. И в этом сублимация его поисков себя в искусстве. Не отметить их нельзя, поскольку отсутствие новостей – тоже новость. Порой хорошая. А в случае с Михалковым – так очень хорошая, поскольку человек занят своим делом, которое умеет исполнять с полной самоотдачей и любовью к нему, также и самокритично, если это нужно для его пользы. Вот именно за это его и надо поблагодарить, поддержать в той щепетильности, с которой тот относиться к собственному призванию, что является примером для подражания и уроком другим – выстраданным, правильным и ожидаемым уже давно и случившимся вовремя. Как никогда.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.