На евангелическом теологическом факультете Майнцевского университета имени Йоханнеса Гутенберна сегодня работает в качестве Gastprofessor’a всемирно известный ученый профессор Калими.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Еще с полгода назад я и не предполагала, что буду о нем писать. В Culturclub’е, организованном в еврейской общине Майнца, где мы и познакомились, он произвел на окружающих не лучшее впечатление. «По-израильски» излишне свободен в манерах, чересчур эмоционален, несдержан, не всегда корректно торопливо вступает в дискуссию.
Однако, оказывается, первое впечатление не всегда самое верное. Постепенно зрел интерес, а за ним и уважение к этому человеку – профессору иврита, ТАНАХ’a, истории Израиля и еврейской культуры. Человеку, не в совершенстве владеющему немецким, но что весьма простительно, когда выясняется, что это его двенадцатый иностранный язык. Ученому, ежегодно выпускающему не меньше двух книг, преподавателю.
Знание языков – само по себе предмет большого уважения, особенно для выходцев с постсоветского пространства. Исаак Калими считает, что этому учит сама жизнь. Он родился в Иране, затем жил и учился в Израиле, затем как ученый ездил и работал по всему миру. Изучать языки приходилось по мере необходимости в рабочем порядке, и закономерно чем больше он их знал, тем легче давались последуюшие.
Многое стало понятно в характере доктора Калими из наблюдений на заседаниях клуба.
Нетерпеливая реакция, даже горячность во время чужих докладов об Израиле или еврействе объясняются желанием как можно быстрее внести поправки, дать пояснения, ведь он единственный здесь, кто знает проблемы «изнутри». Специалисту, глубоко владеющему темой, естественно больно при неправильном ее понимании и трактовке. А иногда в нем просто вспыхивает элементраный протест израильтянина против несправедливых суждений о его стране, если он чувствует даже намек на них. Темперамент сказывается, с этим ничего не поделаешь. К примеру, когда речь шла об археологических раскопках, доказывающих факт проживания еврейского народа на древней земле, а тем самым якобы и его право претендовать на эту землю, конечно же, профессор достаточно категорично привел более серьезные аргументы, говорящие об этом праве. При этом не умаляя ценности доклада и значимости работы, проведенной коллегами – немецкими учеными-археологами.
С некоторым опасением шли завсегдатаи клуба на первую лекцию профессора Калими, предполагая возможность возникновения «нестандартной ситуации». И немало удивлены были они по ее завершении. Выдержанно, достойно, аргументированно, спокойно рассказывал он о содержании своих последних исследований, изложенных в новой книге, изданной в Америке и европейских странах.
Неудобным интервьюируемым оказался Исаак Калими для журналистов, которые решили узнать его мнение о Мартине Лютере в связи с широко отмечаемым в Германии и других странах 500-летии Реформации. Так вот ответы Исаака Калими настолько шли вразрез с обшими славословиями, что интервью было прервано. Ученый сказал: если от него ждут не его точки зрения, а общих слов, не выходящих за общепринятые рамки, то он не является правильно выбраным адресатом.
Тем больший интерес вызвал доклад, состоявшийся в еврейской обшине. Докладчик професор Калими, аудитория – в основном немецкая, тема «Тяжелое наследие Мартина Лютера и евреи». Признавая огромное значение Лютера как ученого, изменившего христианский мир, выдающегося теолога, отдавая должное его мощному организаторскому таланту, отмечая его гениальность, профессор Калими основную часть своего исследования посвятил отношению Мартина Лютера к еврейству. Печальный вывод не нов – любимый герой, «славный сын» немецкого народа явился предтечей гитлеровского антисемитизма. Это подтверждают многочисленные цитаты, приведенные в докладе. И хотя работы Лютера не спрятаны в архивах, для многих, как показали прения, эта сторона учения великого реформатора церкви открылась в новом свете. И уже этот факт – просвещение хоть какого-то числа читателей и слушателей – заслуживает высокой оценки работы ученого.
Растущие уважение и интерес к человеку побуждают узнать о нем как можно больше. Нынче это несложно. Что же дает о профессоре Калими интернет?
Он относится к числу всемирно известных ученых в названных выше областях науки. Многие его исследования носят абсолютно новаторский характер. Будучи знатоком иудейской и христианской религий он стал авторитетнейшей фигурой при обсуждении этих тем на различных форумах.
Рассказывать о новаторских идеях и методологии в сфере гуманитарных наук, на мой взгляд, сложнее нежели о достижениях в науках точных. И все-таки о некоторых направлениях научных изысканий доктора Калими попытаюсь рассказать.
Исследуя тексты священных писаний, Исаак Калими отметил: Еврейская Библия, или Ветхий Завет имеет фундаментальное значение для всех авраамических религий. И тем не менее священный текст в силу разности трактовок в прошлом не объединял, а разделял евреев и христиан. Библейские писания регулярно использовались в качестве оружия, чтобы противопоставить людей разной веры, обвинять их в отступничестве. «Интерпретационные различия при изучении Ветхого Завета способствовали росту напряженности в отношениях между евреями и христианами», – отмечает профессор. Но как глубокий исследователь текстов Ветхого Завета он последовательно доказывает важность не различий, а сходства постулатов этих двух религий, что должно служить основой для взаимопонимания. Он утверждает, что евреи и христиане должны активизировать свои усилия для лучшего понимания общих религиозных истоков и соответственно уважительного взаимного отношения.
Одной из задач ученого является поиск возможностей еще одного «примирения»: в одной из последних книг он рассматривает конфликты, вызванные теми же причинами, но уже среди еврейских групп. Этот парадокс объясняется наличием Устной и письменной Торы и разночтением по многим вопросам.
Красной линией через ряд книг профессора Калими, в частности в книге «Борьба за Библию» проходит эта тема (все книги и научные работы ученого пишутся и издаются изначально на английском языке). С одной стороны, условием сохранения народа как такового после разрушения Второго Храма в Иерусалиме решающую роль играет еврейская Библия. Профессор показывает, как изучение Священного Писания повсюду во все времена служило основой сохранения еврейской жизни, являлось цементирующей силой для рассеянного по свету народа. Но, с другой стороны, разность трактовок вызывала напряженность в отношениях между еврейскими сектами и сообществами.
Эту книгу обсуждали за круглым столом Католической библейской ассоциации Америки в Университете Санта-Клара, штат Калифорния.
Среди последних публикаций ученого важное место занимает анализ древних хроник на польском языке. По приглашению польских коллег профессор Калими прочел серию лекций в ведущих университетах Польши.
Ученые, занимаюшиеся проблемами иудаизма, изучаюшие священные тексты, историю и культуру еврейского народа, естественно, не могут оставить без внимания центр еврейской учености в средневековой Европе – так называемые ШУМ-города: Шпайер, Вормс и Майнц.
Сотни туристов посещают Вормс с целью увидеть могилу Раши и с благоговением останавливаются перед изгибом в стене старинной синагоги, которая, по преданию, отодвинулась, чтобы пропустить конную упряжку, везущую беременную будущим великим ученым мать. Подобных легенд в древности много, объясняет доктор Калими. Они подчеркивают, что еще нерожденный ребенок будет избранным для особой миссии человеком.
Университеты разных стран считают за честь пригласить профессора Калими на работу в качестве Gastprofеssor’a. Именно поэтому он сегодня в Майнце, в Университете имени Гутенберга (Prof. Dr. Isaac Kalimi Gutenberg-Forschungsprofessor für Hebräische Bibel und Geschichte Israels Evangelisch-Theologische Fakultät). И именно поэтому мы имеем удовольствие познакомиться с этим неординарным человеком.
Нина Шполянская
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.