Берлинский музыкальный сезон откроет Musikfest Berlin
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Со 2 по 20 сентября 30 первоклассных оркестров, хоров, инструментальных ансамблей и многие солисты из Европы, Америки и Израиля представят в 30 концертах фестиваля 70 произведений 25 композиторов.
По традиции в сентябре в Берлин съезжаются выдающиеся музыканты со всего мира. Среди них – знаменитый Израильский филармонический оркестр, впервые приглашенный на Musikfest Berlin. В 2011 г. торжественно отмечалось 75-летие коллектива. К этому юбилею Янош Дарваш приурочил документальный фильм «Coming home» («Возвращение домой»). Он рассказывает о жизни оркестра в контексте истории Израиля и судьбы евреев в ХХ в. «Домой» значит – на Обетованную землю. Но, думаю, идейный посыл фильма можно понимать и шире.
Позволю себе одно личное воспоминание. 1990 г., весна, переполненный Концертный зал им. П. И. Чайковского в Москве. Не удивительно: здесь впервые в СССР, угасавшем в то время, состоялись гастроли Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты. В программе – Малер и Чайковский. Солист – несравненный Ицхак Перлман, не только гениальный скрипач, но и уникальная личность. Несмотря на пожизненное увечье, он всегда наделяет «нормальных» слушателей невероятной жизненной и душевной энергией. Помимо незабываемых музыкальных впечатлений – к ним относится и блистательный сольный концерт Перлмана – в память запали волнующие, нежданные встречи. Ведь в 1970-е мы расставались, считая, что навсегда, с однокашниками и друзьями, которые щедро заполнили израильский оркестр. Поэтому и для них, и для нас эти московские концерты были тоже своего рода «возвращением домой»…
Так и в предстоящей берлинской гастроли. Впереди – снова встречи с соотечественниками. Достаточно сказать, что все концертмейстеры струнных групп оркестра – воспитанники русской исполнительской школы.
Так говорил известный берлинский музыковед Хабакук Трабер о европейских музыкантах, вынужденных из-за своего еврейского происхождения покинуть родину во время господства в Германии национал-социализма. Судьба разбросала их во все концы света, в том числе и в Палестину, которая в 1922–1948 гг. была подмандатной британской территорией. Там в 1936 г. по инициативе скрипача-виртуоза Бронислава Губермана из прибывших музыкантов и был создан Палестинский симфонический оркестр. Первым его концертом, который прошел 26 декабря 1936 г. в Тель-Авиве, дирижировал великий итальянский дирижер Артуро Тосканини. И в течение всей своей многолетней истории коллектив, который после образования Государства Израиль в 1948 г. переименовали в Израильский филармонический оркестр, был тесно связан с дирижерами самого высокого ранга. Это и Леонард Бернстайн, который руководил оркестром в 1947–1949 гг. и в дальнейшем выступал с ним на протяжении всей жизни, а в 1987 г. получил звание его почетного дирижера. Это Исай Добровейн, Малкольм Сарджент, Серджиу Челибидаке, Ференц Фричаи, Сергей Кусевицкий, Излер Соломон. С 1977 г. во главе оркестра – Зубин Мета, которого в 1981 г. объявили пожизненным руководителем коллектива. Конечно же, именно он встанет за пульт во время Musikfest Berlin.
С самого основания Израильского филармонического оркестра краеугольным камнем в его репертуаре является музыка Густава Малера. Имя великого симфониста в соединении с именем классика «новой» музыки Арнольда Шёнберга фигурирует и в предстоящей программе коллектива. И этот выбор в рамках нынешнего фестиваля не случаен. Пронзительно самоопределение Малера: «Я – человек, трижды лишенный родины: как богемец среди австрийцев, как австриец среди немцев и как еврей – во всем мире». Но как написала русский малеровед Инна Барсова (из ее статьи «Архетип еврейства в личности и творчестве Густава Малера» мы и позаимствовали вышеприведенное признание композитора), «…смерть Малера и новая жизнь его произведений (…) сняла одно из тягчайших противоречий его человеческого существования – „лишенный родины“. Его песни, его симфонии находят родину всюду. Творения великого еврея Густава Малера принадлежат отныне к ценностям не только австрийского, не только европейского, но всемирного культурного пространства».
Так с полным основанием можно сказать и о творчестве Шёнберга. Коллега Малера по перу, а заодно и универсал – музыкальный теоретик, педагог, художник, изобретатель – Шёнберг и как еврей, и как видный представитель так называемого «вырожденческого искусства» вынужден был в 1933 г. оставить Германию и переселиться в США. Там он, хотя и не беспрепятственно, продолжил свою разностороннюю деятельность, так никогда и не вернувшись в Европу. Однако в Старый Свет вернулись и прочно утвердились здесь произведения многоликого австрийца. На предстоящем форуме сочинения обоих композиторов, в том числе весьма редко исполняемые – например, оратория Шёнберга «Лестница Иакова», – будут звучать едва ли не каждый вечер. В программе израильтян – Первая камерная симфония Шёнберга, послужившая истоком этой весьма бурно развившейся в ХХ в. ветви симфонического жанра, а второе отделение заполнит грандиозная Девятая симфония Малера – своего рода духовное завещание композитора, также во многом предвосхитившее будущее развитие европейской музыки (06.09, Philharmonie).
Неоднократно во время фестиваля будет упомянуто имя известной израильский общественной деятельницы Рехи Фрайер (1892–1984). Она, прожившая до 1941 г. в Германии, вошла в историю как инициатор молодежной алии, благодаря которой несколько тысяч еврейских детей и подростков из Германии и других европейских стран были спасены от нацистского геноцида и отправлены в Палестину. Фрайер и сама переселилась туда, продолжив там меценатскую деятельность. В 1958 г. она основала Фонд израильских композиторов, а в 1966 г. – «Тестимониум» («Свидетельство»), фонд, предназначенный для поощрения авторов оригинальных произведений, так или иначе связанных с еврейской тематикой. Два таких произведения классиков западного авангарда будут исполнены на фестивале. Первое из них – «Shaar» («Ворота») Яниса Ксенакиса. Программу этого сочинения по мотивам каббалистической саги предложила сама Фрайер. При ее поддержке была создана и опера Карлхайнца Штокхаузена «Четверг» из его грандиозного семичастного оперного цикла «Свет». Прозвучит второй акт оперы – «Путешествие Михаила вокруг Земли». Странствие стартует и завершается в Иерусалиме, по словам композитора, в память о Рехе Фрайер (18.09–19.09, Haus der Berliner Festspiele).
Иудейская тема отразилась и в произведении «Tehillim» известного американского композитора Стива Райха, предки которого – евреи, эмигрировавшие в США из Восточной Европы и Германии. Пионер музыкального минимализма, постоянно черпающий вдохновение в архаике, обратился в этом произведении к тексту 150-го псалма Давида («Tehillim» на иврите и означает «псалмы»). Произведение исполняет хор в сопровождении двух органов, ударных, духовых и струнных инструментов. Этим составом композитор словно иллюстрирует знаменитый «музыкальный» текст: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его./Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его./Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях./Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе./Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных./Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя»(02.09, Kammermusiksaal der Philharmonie).
Не забудем упомянуть также еще одного знаменитого американского еврея Бернарда Херрмана (1911–1975). Сын выходцев из России, замечательный композитор и дирижер прославился, прежде всего, как автор музыки к фильмам Альфреда Хичкока. «Психо» – сюита Херрмана для струнных из музыки к одноименному фильму – как нельзя лучше сочетается с экспрессионисткой монодрамой Шёнберга «Счастливая рука» и высоко эмоциональной Четвертой симфонией датского композитора Карла Нильсена, также являющегося героем нынешнего фестиваля (18.09, Philharmonie.)
Musikfest Berlin, как и весь музыкальный мир, отмечает в этом году 150-летие Карла Нильсена (1865–1931). В шести концертах прозвучат четыре квартета и четыре симфонии композитора. А в фойе Берлинской филармонии развернется выставка, которая в тон приведенному высказыванию так и называется: «Карл Нильсен. Музыка – это жизнь».
Наряду с великим сказочником Хансом-Кристианом Андерсеном, знаменитым скульптором Бертелем Торвальдсеном, основоположником экзистенциализма философом Сёреном Кьеркегором, Карл Нильсен слывет национальной гордостью Дании. На родине его творчество тщательно изучено и задокументировано, отражено оно и на странице в Интернете: www.carlnielsen.org. Существует Датское общество Карла Нильсена, международный конкурс его имени. Но все же для широкой публики музыка Нильсена остается белым пятном. Причиной тому – как бы не совсем ясное положение композитора: уже не классик и еще не модернист. Тем интереснее его соседство с теми и другими: Бетховеном, Бергом, Шёнбергом, тем же Херрманом.
Дания представляет не только музыку Нильсена, но и своих музыкантов. Два квартета прозвучат в исполнении The Danish String Quartett, а Пятую симфонию Нильсена вместе с шёнберговской монодрамой «Ожидание» исполнит самый старый оркестр Европы – Королевская капелла Дании. Коллектив основан в 1448 г. (!), в его составе Нильсен сам играл в молодости. В Берлине оркестр выступит под управлением главного дирижера Копенгагенской оперы Михаэля Бодера (14.09, Philharmonie).
Татьяна ФРУМКИС, «Еврейская панорама»
Программа Musikfest Berlin 2015: www.berlinerfestspiele.de
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.