Мусульманский антисемитизм – табуированная тема

Новый рекорд числа преступлений на почве юдофобии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: Jon Worth, CC BY 2.0

Недавно федеральный министр внутренних дел Нэнси Фэзер (СДПГ) и министр юстиции Баварии Георг Айзенрайх (ХСС) представили актуальные данные о преступлениях на почве антисемитизма. Как в ФРГ, так и во всей Европе вот уже многие годы наблюдается тенденция (в ряде стран особо сильная) к росту числа преступлений против евреев. В 2021 г. этот показатель достиг в ФРГ печального пика: 3027 официально зарегистрированных антисемитских преступлений (годом ранее их было зарегистрировано 2351). Айзенрайх, возглавляющий ныне Конференцию земельных министров юстиции, так прокомментировал эти цифры: «Ненависть к евреям достигла пугающих масштабов. Мы в Германии несем особую ответственность за евреев. Поэтому задача всего общества – сделать все возможное для защиты еврейской жизни в Германии. К этому призван каждый. Конституционное государство также должно еще сильнее укрепить свои структуры в борьбе с антисемитизмом».

За всю пресс-конференцию Айзенрайху удалось ни единым словом не упомянуть о мусульманском антисемитизме в Германии. Зато он упомянул шестиконечные звезды с надписью «Непривитый», которые были замечены на некоторых демонстрациях против «коронных» ограничений, и рассказал об учащении антисемитских преступлений накануне отмечаемых нацистами годовщин. Пресс-конференция предсказуемо закончилась тем, что термины «антисемитизм» и «правый экстремизм» были объединены в одном предложении. Айзенрайх предупредил: «В нашей стране не должно быть места ненависти к евреям. Наличие aнтисемитизмa необходимо признать, назвать его своим именем и бороться с ним. Исходя из этой убежденности и ответственности судебная система Баварии решительно и последовательно ведет борьбу против антисемитизма и правого экстремизма».

Но разве министр юстиции Баварии не прав? По данным Федерального ведомства уголовной полиции (BKA), около 90% антисемитских преступлений совершаются лицами, принадлежащими к крайне правому спектру. Однако если присмотреться повнимательнее и вспомнить, например, об антисемитских эксцессах на «прогулках» противников антипандемических мероприятий в Берлине и других крупных городах Германии, то понимаешь, что юдофобия отнюдь не ограничивается правыми экстремистами. К тому же в статистике BKA все направленные против евреев преступления, мотив которых неясен, автоматически классифицируются как «мотивированные правым экстремизмом». То же самое происходит, когда сторонники мусульманских террористических организаций «зигуют» на демонстрации или когда отец в берлинском предместье убивает свою семью и оставляет предсмертную записку, в которой во всех своих бедах обвиняет евреев. В этом контексте также интересно отметить, что в случае антисемитских преступлений в Германии указываются возраст и пол преступников, если их можно определить, но не их религиозная принадлежность.

Тот факт, что статистика, которую ведет BKA, служит только для того, чтобы обеспечить желаемые политиками цифры, разумеется, хорошо известен и в Берлине. В конце концов, именно экспертная группа по антисемитизму, созданная Бундестагом в 2017 г., заказала исследование на эту тему, в ходе которого евреев спрашивали об их опыте столкновения с антисемитизмом. Согласно исследованию, 62% оскорблений и 81% физических нападений на евреев исходят от мусульман. Можно справедливо возразить, что и здесь возможны искажения, например, из-за ложного субъективного восприятия со стороны жертв. Однако это не может объяснить столь разительного расхождения с официальными данными.

Согласно статистике Федерального министерства внутренних дел, число преступлений на почве антисемитизма в Германии за последние годы увеличилось с 1366 в 2015 г. до нынешних 3027. Стала ли Германия вдруг страной с преобладанием правых экстремистов или как можно объяснить этот 221-процентный рост всего за семь лет? Также бросается в глаза то, что кривая сначала очень медленно поднимается в 2015–2017 гг., а затем, начиная с 2018 г. экспоненциально взмывает вверх. Параллельно с этим тревожным развитием в 2015 г. начался иммиграционный кризис, в ходе которого Германия и Европа были в беспрецедентных масштабах наводнены мусульманскими беженцами. По данным портала Statista, доля мусульман среди всех просителей убежища, зарегистрированных в 2021 г., составила 74,7%. С начала иммиграционного кризиса число мусульман, проживающих в Германии, выросло на 900 тыс. человек и ныне, согласно исследованию «Жизнь мусульман в Германии», составляет около 5,5 млн. Примечательно здесь то, что впервые турки перестали составлять абсолютное большинство среди мусульман, проживающих в Германии. Если турки часто рождаются в германском обществе, а их родители живут в ФРГ десятилетиями, то с мусульманскими иммигрантами из большинства других стран и регионов такое случается крайне редко. Как правило, они выросли в странах, где антисемитизм широко распространен. Адаптация к ценностям западного мира, если она вообще желаема ими, часто бывает трудной для многих из этих мигрантов.

Опубликованные недавно результаты исследования «Антисемитизм в Германии», которое Институт демоскопии в Алленсбахе провел по заказу офиса Американского еврейского комитета в Берлине, также рисуют совершенно иную картину ситуации, чем официальная статистика. Согласно исследованию, только 6% населения Германии считают евреев «скорее несимпатичными». Среди девяти групп, которых касался этот вопрос, это лучший показатель. С другой стороны, 22% мусульман, проживающих в Германии, заявили, что «склонны испытывать неприязнь» к евреям. Хуже показатели только у гомосексуалистов (28%), а также синти и рома (33%). Кроме того, мусульмане в три раза чаще, чем население Германии в целом, соглашаются с антисемитскими высказываниями. Наибольшие различия были обнаружены в следующих утверждениях: «Евреи ответственны за многие экономические кризисы» (всего – 11%, мусульмане – 33%), «Евреи имеют слишком большую власть в СМИ» (18 и 46% соответственно), «Евреи имеют слишком большую власть в политике» (18 и 45% соответственно) и «Евреи имеют слишком большую власть в бизнесе и финансах» (23 и 49% соответственно).

Существуют также четкие различия в отношении к Израилю. Среди опрошенных немусульман 54% имеют «хорошее» или «очень хорошее» мнение о еврейском государстве. Среди мусульман это относится лишь к 19% респондентов, в то время как две трети заявили, что у них «плохой» или «очень плохой» образ Израиля. При этом среди тех, у которых сложилось плохое представление об Израиле, гораздо более распространена юдофобия.

У политиков имеются очень веские причины на то, чтобы как можно плотнее закрывать глаза на очевидную проблему сильного роста мусульманского антисемитизма в Германии. В противном случае «зеленым» и левым пришлось бы признать, что ислам на самом деле не является частью Германии, в чем убеждены Хорст Зеехофер (ХСС) и 72% германского населения. Те, кто, с одной стороны, хотят разрешить практически неограниченную иммиграцию из мусульманского культурного ареала, а с другой – вынуждены признать, что тем самым они вносят значительный вклад в постоянно растущий антисемитизм в Германии, оказываются в ловушке собственного изготовления. Поскольку по идеологическим причинам границы должны оставаться открытыми любой ценой и для всех, единственное решение для них – свалить проблему антисемитизма на правых экстремистов.

Но и народные избранники от бывших когда-то консервативными партий, таких как ХДС или ХСС, также предпочитают наложить табу на тему мусульманского антисемитизма в Германии. Ведь с каждым годом мусульмане составляют все большую часть тех, кто имеет право голоса на выборах, и их голос очень не хочется терять. Выступая 10 июня 2021 г. в Бундестаге, представитель «зеленых» Ирене Михалич, отметила, что мусульмане ныне составляют 6,5% общего населения страны и что «чуть меньше половины, 47%» из них имеют германские паспорта.

Йонас Херманн, редактор Neue Zürcher Zeitung по Германии, рекомендует правительству ФРГ взглянуть чуть дальше собственного носа, точнее – на Данию. Там уже началось переосмысление, и политики задают себе вопрос, насколько мусульманская иммиграция полезна для либеральной демократии. Ведь нередко отсутствие у мусульманских иммигрантов желания интегрироваться создает большие проблемы для западного общества. Херманн пишет: «Помимо антисемитских настроений, иммигранты из исламских регионов часто приносят с собой и другие проблемные убеждения – например, гротескное отношение к женщинам или мнение, что однополая любовь достойна осуждения».

Между тем, отмечает Херманн, представители ХДС и СДПГ, например, соревнуются друг с другом в публичных поздравлениях мусульман в начале Рамадана. В 2015 г. тогдашний министр юстиции Германии Хайко Маас довел дело до крайности: после террористической атаки на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo он тут же посетил мечеть, как будто мусульмане в этом случае были жертвами, а не преступниками.

Глядя на растущий антисемитизм в Германии исключительно «правым глазом», федеральное правительство не делает одолжения никому – ни евреям, ни мусульманам. Вряд ли можно представить себе более лицемерную позицию, когда, особенно в Германии, с одной стороны, вновь и вновь подчеркивается особая обязанность защищать евреев, а с другой – хорошо известные негативные тенденции замалчиваются или приукрашиваются. Нужно иметь мужество, чтобы открыто артикулировать даже политически или идеологически неудобные истины – не в последнюю очередь для того, чтобы не подвергать всеобщим подозрениям большинство мусульман, которые, как и большинство всего населения Германии, не совершают никаких антисемитских преступлений.

Борис Райтшустер, «Еврейская панорама»

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.