МАЛЫЕ НАРОДЫ РОССИИ. АЙНЫ

«…Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Позднее, когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них — царь страны Пан — пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети. От них-то и пошел народ, называющий себя Айны, что означает — «Настоящие люди».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Айны — древнейшее население Японских островов. Айны называли себя различными племенными именами — «соя-унтара», «чувка-унтара», а само название «айну» или «айны», которым их и привыкли называть, это вовсе не самоназвание этого народа, оно означает лишь — «человек», «настоящий человек». Японцы называли айнов словом «эмиси» или «эбису», что по-айнски означает «меч», или «люди меча».

Айны жили и на территории России – в низовьях Амура, на юге Камчатки, Сахалине и Курильских островах.

Но в настоящее время айны остались в основном только в Японии, и согласно официальным данным, их численность в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, может достигать 200 000 человек.

В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 в Камчатском крае.

Происхождение

Происхождение айнов и в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами только в XVII веке, были поражены их внешним видом — в отличие от привычных людей монголоидной расы, эпикантусом («монгольской» складкой века), редкими волосами на лице, айны обладали европейским фенотипом лица, и к тому же — необыкновенно густыми и длинными волосами на голове, носили огромные бороды (часто достигающие пояса) и усы (во время еды их приходилось придерживать особыми палочками). Несмотря на жизнь в достаточно умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

В настоящее время среди антропологов и этнографов имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам (кавкасионной расе), по теории Дж. Бэчелор и С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул советский этнограф Л. Я. Штернберг и именно она доминировала в советской этнографии.
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера Сибири, такова точка зрения большинства японских антропологов.

Теория Л.Я. Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, а вот гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной, так как в последнее время появились определенные лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и Юго-Восточной Азии.

По основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются лишь с людьми неолитической эпохи Дзёмон, которые вероятно и являются непосредственными предками исторических айнов.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки. На Сахалин айны пришли в XIII-XIV веках, «закончив» заселение в начале XIX века.

Изначально айны жили на всех островах Японии, и они называл острова «Айнумосири» «земля айнов», пока не были оттеснены на север острова Хоккайдо праяпонцами и японцами.

А на Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э., создав неолитическую культуру Дзёмон, однако достоверно так и не известно, откуда айны всё же пришли на Японские острова.

Хозяйство и общество

Айны никогда не занимались земледелием, их основной тип хозяйства — собирательство, рыболовство и охота. Для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в своей популяции, не допуская демографических взрывов.

У айну никогда не существовало крупных поселений, и их основной социальной единицей была локальная группа — «утар», т.е. «люди, живущие в одном поселке, или на одной реке». Поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга, и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.

Айны жили в землянках, обычных для народов побережья Охотского моря, но иногда строили и каркасные дома, похожие на жилища уроженцев Юго-Восточной Азии. Они носили набедренные повязки, как обитателей южных морей и глухую меховую одежду северян, а в их искусстве прослеживаются отголоски культур племен южного тропика, Сибири и севера Тихого океана.

Из оружия айны предпочитали лук, их даже называли «люди, из волос которых торчат стрелы», из-за того, что они носили колчаны (и мечи тоже) за спиной.

Наконечники стрел изготовлялись из обсидиана, кости, впоследствии металла, обмазывались ядом аконита «суруку» — его широко использовали на охоте на крупных зверей, да и на войне.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин — «джангин» — дрался именно двумя мечами, не признавая щитов.

Но о воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало, но есть мнение, что праяпонцы переняли у них практически всё военное искусство, и даже вероятно, некоторые элементы единоборств.

Следует отметить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью, в древней японской песне говорилось, что один «эмиси» стоит ста человек. Среди японцев существовало поверье, что айнские воины они могли напускать туман.
Есть также мнение, до сих по не подтвержденное, что некоторые кланы японских самураев – это потомки айнов!

Язык

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный, а сама позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной.

Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

Некоторые лингвисты, например Эдо Найланд, сопоставляют язык айнов и басков.

Но в настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский можно практически считать мёртвым языком (в 2006 году примерно 200 человек из 25000 айнов владели айнским языком).

Разные диалекты айнского языка были хорошо взаимопонимаемы. В историческое время у айнов не было своего письма, хотя, возможно, имелось письмо в конце эпохи Дзёмон — начале эпохи Яёй.

В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана.

У айнов существовали своя уникальная мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

Для айнов — каждое дерево, лягушка, птица, зверь, даже песок на берегу — это человек, который имеет душу, слушает, понимает, действует, только видом другой, не похожий на айнов, стало быть, «не настоящий». У айнов есть вожди, а у «других людей» — хозяева, то есть камуи. Камуи сильные, и всегда могут помочь «настоящим людям», айнам, только просить их уметь надо. Как гласит айнский эпос — возьми палочку, преврати ножом один из ее концов в кудрявые стружки, надрежь кое-где, и получится инау. Подари ему еду и питье, укрась пестрыми тряпочками и объясни, что ты хочешь. Душа инау передаст твою просьбу нужному духу-камую, и тот не откажет.

Но для того, чтобы уберечься от самых грозных враждебных сил или болезней, нужен особый инау. Охотники добывают медвежонка-сосунка и этого слабого медвежьего «человечка» приносят в деревню. С того дня у всех окрестных айнов начинается новая Жизнь в ожидании Праздника, которого надо ждать три-четыре года. Айны теперь не так боятся болезней, голода, войн — все напасти уйдут, потому что впереди — Праздник. И в одно из полнолуний на много дней пути вокруг наступает мир, из разных родов, из самых дальних мест приходят по суше, приплывают по морю гости и их встречают с радостью и почетом.

Наступает время игр, состязаний и танцев, гудят зажатые в зубах «мук-кури» — пластинки с упругим язычком, ухает под ударами лежащее на козлах еловое бревно, а бывшие враги забывая обиды, становятся бок о бок и пляшут, медленно ступают то в одну, то в другую сторону. Музыка сама собой заставляет хлопать в ладоши и покачивать головами.

А затем наступает главное — из дома-клетки выводят медведя, о котором всё это время заботились лучше, чем о собственных детях, а теперь люди собрались вместе, чтобы проводить дорогого гостя в другой мир. Медведь долго будет помнить и благодарить айнов, но сначала пусть пройдет он между рядами стоящих и сидящих людей, чтобы каждый мог попрощаться с «человеком».

Айны ведут медведя к священной площадке, где застыли вырезанные из дерева, похожие на него «люди». Две стрелы ударяют медведя в левый бок и выпускают его душу на волю, ведь душа медведя — самый умный, самый и умелый инау, онможет уговоритьмногих камуев. И тогда Хозяин Леса, медведь даст счастливую охоту, а Хозяин Моря, касатка, пригонит морского зверя или прикажет жирным китам выброситься на берег. Только бы душа медведя-«человека» дольше помнила о том, как любили его настоящие люди, живущие на разбросанных посреди громадного океана островах.

Именно таким знали мир айны, «настоящие люди»… Но пришла беда…

Борьба с захватчиками

Примерно с середины эпохи Дзёмон (около семи тысяч лет назад) на Японские острова начинают прибывать этнические группы из Юго-Восточной Азии и Южного Китая, которые заселили южные острова японского архипелага и начали практиковать земледелие, а именно традиционное рисоводство. Поскольку рис очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев начинает увеличиваться, оказывать давление на окружающую природную среду, угрожая природному равновесию, которое было столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов, Начинается миграция айнов на Сахалин, в низовья Амура, Приморье и Курильские острова.

В конце эпохи Дзёмон (в первой половине первого тысячелетия до н.э.) на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии, которые занимались скотоводством, охотой и говорили на алтайских языках. Считается, что именно эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносам.

А когда возникает древнеяпонское государство Ямато, в начале новой эры (около III века н.э.), начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами.

И эта война продолжалась почти полторы тысячи лет. Айны упорно сопротивлялись захватчикам, а из наиболее значительных выступлений следует отметить борьбу айнов под предводительством Косямаина в 1457 году, выступления айнов в 1512-1515 годах, в 1525 году под предводительством вождя Танасягаси, в 1536 году под предводительством Тариконны, в 1643 году восстание поднял Мэннаукэи (Хэнаукэ), а в 1669 — Сягусяин, было также множество мелких выступлений.

Следует учитывать, что на протяжении всей войны с японцами айны в основном действовали небольшими группами и никогда не собирали большие отряды.

Наиболее значимым из всех выступлений айнов против японцев считается восстание под предводительством Сягусяина, который не принадлежал к айнской аристократии — «ниспа», а был харизматическим лидером. Сягусяину удалось прийти к власти и объединить под своей властью очень многих айнов южных районов Хоккайдо. Сягусяин был мудрым человеком, смотрел далеко в будущее и понимал, что айнам совершенно необходимо осваивать «современные технологии» (в широком смысле этого слова), если они хотят и дальше продолжать независимое существование.

Но айны потерпели поражение и фактически оказались в положении рабов в японской системе «исправления нравов», а полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни, безукоризненное подчинение «младшего — старшему» и «низшего — высшему», весьма характерная для японцев, в конечном итоге парализовала волю айнов. Молодые айны направлялись японцами на различные работы, где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

В данном случае можно говорить о этноциде айнского этноса, что привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789 году, но войска Японии подавили мятеж.

После подавления восстания айнов японские чиновники рекомендовали «пересмотреть политику в отношении аборигенного населения»: отменить жестокие указы, назначить в каждый район врачей, обучить японскому языку, земледелию, постепенно приобщать к японским обычаям.

Так и началась ассимиляция айнов и полная гибель этноса, особенно после 1868 года — мужчин заставляли стричь бороды, женщинам запрещали делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду, ёще в начале XIX века были введены запреты на проведение айнских ритуалов, в особенности, медвежьего праздника https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E9%ED%FB – cite_note-9.

Японские колонисты стремительно заселяли остров Хоккайдо, где и айны в основном и жили, и в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну.

Так начался период самой жестокой японизации айнов острова Хоккайдо.

Следует отметить, что на Сахалине и Курильских островах, где были русские, айны весьма тяготели к ним — многие айны владели русским языком и были православными.

Русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Кроме того, айны жили в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, и не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались традиционной охотой и морским промыслом.

Однако, в 1875 году, весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Произошла этническая катастрофа — японцы перевезли всех айнов с Северных Курил на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки и запретили выходить в море без разрешения. Вместо традиционной охоты и рыболовства айны привлекались на различные тяжёлые работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало их традиционному пищевому рациону, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности. Последствия этноцида не заставили себя долго ждать – очень многие айны умерли в первый же год.

Об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности и резервацию ликвидировали, а уцелевших айну, всего-то 20 человек, больных и обнищавших, вывезли на Хоккайдо. Ещё в 70-е годы ХХ века имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана, до сих пор неясно.

Русская администрация Сахалина занималась в основном северной частью острова, отдав южную часть произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства и жестоко эксплуатируя айнов.

А после Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто и стал интенсивно заселялся японцами, пришлое население многократно превысило айнское.

В 1914 году всех айнов Карафуто японские власти собрали в десяти населенных пунктах, ограничили их передвижение по острову, всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, и пытались заставить айну жить по-японски.

А в 1933 всех айнов «обратили» в японских подданных, присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.

После советско-японской войны 1945 года и капитуляции Японии, большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (а отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию.

7 февраля 1953 года уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал до начала 1970-х годов, когда возобновились публикации айнского фольклора.

Современные айну, хотя и признаны 6 июня 2008 года японским парламентом самостоятельным национальным меньшинством, полностью ассимилированы и практически ничем не отличаются от японцев, о своей культуре знают часто намного меньше японских антропологов, да и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов японцами.

В настоящее время айнская культура в Японии полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра, и японцы, и сами айну культивируют «экзотику» лишь на потребу туристам.

 

А.А. Каздым
Академик Международной Академии наук
Академик Международной Академии наук
Экологии и Безопасности жизнедеятельности, член МОИП

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    1 Комментарий
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии