В конце апреля на 92-м году жизни скончалась Дина Дурбин — последняя мегазвезда золотого века мирового кинематографа, с которой я имела счастье поговорить — но не имела счастье встретиться…
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Лет пять назад в музее Анны Франк я испытала двойной шок. Во-первых, от “овеществления” хорошо известной мне истории юной нидерландской еврейки, сгоревшей в пламени Холокоста. А, во-вторых, потому что у нее на стене висела фотография Дины Дурбин — та же самая, которую я, будучи ровесницей Анны, вырезала из старого журнала и повесила над своим письменным столом как один из символов красоты и таланта. Только для меня Дурбин была чем-то давным-давно ушедшим в небытие, а для моей соплеменницы — современницей.
Несколько позже — уже после этого амстердамского шока, — я узнала, что Дина Дурбин была и моей современницей. Просто она прекратила сниматься совсем молодой — ее оскорбило решение руководителей киностудии Universal Pictures не продлевать с ней контакт под предлогом того, что юных золушек она играть уже не может, а для более сложных ролей недостаточно талантлива. Дина не стала напоминать, что именно фильм “Три милых девушки” с нею в главной роли в своё время спас киностудию от банкротства. От интервью она отказывалась, всякий раз заявляя журналистам:
“Я ненавижу Голливуд!”
С момента своего ухода в тень, Дурбин согласилась дать только одно интервью — в 1983 году, когда приняла участие в документальном фильме историка Дэвида Шипмана.
Она настолько возненавидела славу, что в брачном контракте с французским кинорежиссёром Шарлем Анри Давидом потребовала записать пункт, что имеет право жить в безвестности. И с тех пор жила в Париже — вплоть до 1999 года, когда Шарль скончался, и она переехала в городок Нофль-ле-Шато, расположенный неподалеку от столицы. Знаменит до ее переезда этот населенный пункт был в основном двумя фактами: своим замком, который разрушили во время Столетней войны, и тем, что в 1978-79 годах здесь жил аятолла Хомейни.
Полтора года назад и я решила попытать счастье — а вдруг сердце Дины смягчится, когда она накануне своего 90-летия услышит по телефону, как я пою под гитару романс “Две гитары” из фильма “Сестра его дворецкого”. Уточнив у коллег, не впала ли она в маразм на старости лет, и раздобыв по своим журналистским каналам ее номер, я представилась и попросила, прежде чем отказывать мне в интервью, послушать эту песню. Актриса согласилась, но уже после первого куплета остановила меня.
— Спасибо, что вы меня помните, — голос ее — кстати, на удивление молодой, — дрожал. — Но мне больше не нужна слава. Но если вам очень хочется что-то написать, то напишите: Дина Дурбин глубоко несчастна не из-за Голливуда, который продолжает ненавидеть, а из-за того, что потеряла Шарля.
— Простите, можно мне задать вам только один вопрос? — выпалила я, надеясь ее удивить. — Знаете ли вы, что вы были кумиром Анны Франк и ваша фотография висела в ее каморке?
— Да, вы уже третья или четвертая журналистка за последний год, кто задает мне этот вопрос. Теперь знаю. Бедная девочка… Прошу прощения, больше мне сказать нечего.
После этого разговора я решила не ехать в Нофль-ле-Шато — ну что особенного можно увидеть в этом заштатном французском городе? Едва ли Дина совершает моцион по его улицам, да и смогу ли я узнать в старушке ту, кто так блистал в юности?
Возможно, это была моя ошибка: а вдруг кто-то из старожилов помог бы мне опознать кумира былых времен? Но, с другой стороны, по сути своей я не папарацци и не считала, что вправе врываться в чью-то жизнь без спроса либо подглядывать…
…Еврейский публицист Роберт Дж. Аврех в своей заметке “Дина Дурбин и Холокост” на сайте seraphicpress.com (именно она и подтолкнула меня к попытке взять интервью у мегазвезды) тоже описывает шок и удивление, которые он испытал, увидев портрет актрисы на чердаке, где пряталась и вела свой дневник Анна Франк. Мрак Катастрофы — и вдруг жизнерадостное лицо голливудской дивы, скрашивавшей жизнь еврейской девочки, так надеявшейся на спасение.
Дина Дурбин более шестидесяти лет назад ушла в безвестность.
Дина Дурбин ушла в вечность недавно.
Но она продолжает озарять нас своим светом — светом таланта, красоты и оригинальности.
Лилиана БЛУШТЕЙН, Амбуаз, Франция
“Исрагео” — isrageo.com
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.