Лев Мадорский: Евреи — нация или религиозное сообщество?

Я считаю, что евреи такая же нация, как и все другие. Не хуже и не лучше. Если ты немец, русский или, скажем, узбек и тебе не удалось отыскать какого-нибудь еврея (лучше по женской линии) среди своих предков, то стать евреем, попросту, невозможно. Ты можешь только, приняв гиюр, стать немцем, русским или узбеком, исповедывающим иудазм. Что тоже, впрочем, совсем не плохо. Точно также как еврей, приняв православие и даже повесив на шею огромный крест, не сможет стать русским.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Лев Мадорский

Мнение раввина

В городе, где живу (Германия) есть еврейская община. Раввин, молодой, светловолосый, всегда приветливый, немец, принявший гиюр и сменивший имя Иоганн на Авраам, перед началом Б-гослужения проводит беседы на религиозные темы. В беседах этих он часто употребляет выражения: «Мы евреи», «У нас евреев», «Наши еврейские проблемы», вызывая удивление русскоговорящих членов общины. Однажды темой беседы стал вопрос, вынесенный в заголовок. В тот вечер переводчица заболела и раввин попросил переводить меня.

— Евреи не нация, — говорил раввин. — Это религиозное сообщество. Каждый человек, независимо от национальности, может принять гиюр и стать евреем. Много еврейских мудрецов не были евреями по рождению. В отличие от других религий, мы никого к себе не зовём, напротив, каждому желающему рассказываем о трудностях, которые его ожидают. Рассказываем о том, какие притеснения и унижения испытали евреи за тысячелетнюю историю. Мы также говорим о том, что Всевышний поручил евреям важную миссию для исполнения и реализации Б-жественного промысла и исполнить эту миссию совсем не просто.

Заканчивая беседу, раввин сказал: «Спасибо господину Мадорскому за перевод, хотя, если не ошибаюсь, с некоторыми моими слова он не согласен».

Авраам был прав, но об этом чуть позже…

Случай на концерте

Мнение Авраама разделют многие в Европе и Америке. Как-то в Мюнхене я играл в концерте дуэт со скрипачом-болгарином. Перед выходом на сцену к нам подошёл ведущий, полноватый, небольшого роста живчик, напоминающий преувеличенно чёткой, протяжной дикцией конферансье в исполнении Гердта из «Необыкновенного концерта» Образцова. Он спросил, кто мы по национальности и откуда приехали в Германию. Я удивился не совсем обычному вопросу, но ответил: «еврей из Москвы». Он как-то замялся, но когда мы вышли на сцену, представил меня иначе: «Сейчас перед вами выступят болгарин из Софии, Йордан Добрев, и русский из Москвы, Лев Мадорский». После концерта разыскал ведущего и спросил почему он неправильно указал мою национальность.

— Не хотел вас ставить в неловкое положение, — ответил конферансье своим тягучим голосом. — Сегодня пятница, а евреи в Шаббат не работают.»

Описанное выше — не случайный эпизод. Не только в Германии, но и в Европе, в целом, а также в Америке, многие считают, как и раввин Авраам, что евреи это не нация, а религиозное сообщество. Официальная позиция Израиля (вспомним хотя бы известного отца Даниэля Руфайзена, которому долго не давали израильское гражданство) тоже мало чем отличается от европейской. Если еврей по фамилии Рабинович, у которого все предки до седьмого колена были иудеями или даже раввинами, в анкете на репатриацию укажет в графе вероисповедание «христианин», «мусульманин» или другую конфессию, то его шансы на получение израильского гражданства близки к нулю.

Мордехай Каплан (1881-1993 гг.)

Мордехай Каплан и Шломо Занд

Согласитесь, что возникла странная ситуация. У неортодоксальных потомков Авраама, если придерживаться религиозной концепции, нет национальности. Или, точнее говоря, проживая в Германии они становятся, получив немецкое гражданство, немцами, а, скажем, в США — американцами. Национальность — «еврей» в немецком паспорте, а сегодня и в российском, не предусмотрена. Получается, что единственным критерием для определения, еврей ты или нет, является принадлежность к иудаизму

Такого мнения придерживается и авторитетный в еврейском мире основатель конструктивизма, раввин Мордехай Каплан.

В книге «Иудаизм, как цивилизация» (1936 г.) Каплан пишет: «Евреи — это люди объединённые религией называемой Иудаизм». Его мнение поддерживает американская энциклопедия: «Понятие еврей, — пишут составители, — включает в себя смесь различных расовых, этнических и национальный элементов» И далее:«…человек становится евреем только конвертируясь в Иудаизм».

Клубок национально-религиозных противоречий ещё более запутал в книге «Когда и где вы стали евреями» (2008 г.) профессор Тель-авивского университета Шломо Занд. Известный историк, как и Каплан, считает что нет и никогда не было такой нации евреи. Правда, Занд подходит к проблеме еврейской идентичности с других позиций.

«Евреи, на мой взгляд, — пишет профессор, — не являются народом, поскольку в своем современном значении слово «народ» относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура — от языка до жизненных обычаев и привычек. Поэтому мы называем сегодня народами французов, итальянцев, вьетнамцев или русских, но не можем говорить о еврейском народе, несмотря на огромное значение соответствующих религиозных традиций».

Мнение профессора-протестанта

Недавно беседовал на ту же тему со знакомым немецем, протестантом по вероисповеданию, читающем в университете курс по религии. Он тоже убеждён, что евреев нельзя считать нацией: «Как вы не понимаете, — возмущался профессор. — Это только в нацистской Германии и в антисемитском Советском Союзе евреев метили записями в паспорте и жёлтыми звёздами. В нормальных, цивилизованных странах еврейство — вопрос веры. Свободного выбора. Иногда что-то вроде хобби. В Нью-Йорке, — продолжал профессор, — я знал одного американца. Он не имел еврейских корней, но принял гиюр и вёл еврейский образ жизни. Не обижайтесь, но на мой взгляд, этот американец больше еврей чем вы, имеющий родителей евреев, который мало что соблюдает».

Разговор у Стены плача

Примерно в том же ключе, только более агрессивно, отказывал мне в праве называться евреем молодой человек в чёрном костюме с пейсами. С ним я познакомился у Стены плача в Иерусалиме. Он родился в Израиле, но неплохо говорит по-русски.

— Какие вы, приехавшие из бывшего Союза, евреи? — пренебрежительно отмахнулся молодой человек. — Курам на смех. — И продолжил назидательным тоном, объясняющим плохому ученику прописные истины:

— Что происходило на горе Синай? Евреи заключили с Всевышним Договор. Синайский Завет. По этому Договору они должны выполнять Заветы Б-га, а он должен оберегать их. Еврей, не соблюдающий Заветы, перестаёт быть евреем.

МОЁ МНЕНИЕ

 И всё-таки я не согласен ни с Авраамом, ни с другими героями этих заметок, утверждающими, что к евреям относятся только те, кто исповедует иудаизм. Я считаю, что евреи такая же нация, как и все другие. Не хуже и не лучше. Если ты немец, русский или, скажем, узбек и тебе не удалось отыскать какого-нибудь еврея (лучше по женской линии) среди своих предков, то стать евреем, попросту, невозможно. Ты можешь только, приняв гиюр, стать немцем, русским или узбеком, исповедывающим иудазм. Что тоже, впрочем, совсем не плохо. Точно также как еврей, приняв православие и даже повесив на шею огромный крест, не сможет стать русским. Или, приняв буддизм, — китайцем. Абсолютно исключено…

Лев Мадорский
club.berkovich-zametki.com

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.