Возле Гранд Арми плаза, напротив Центральной библиотеки Бруклина многие годы была процветающая реформистская синагога. Место замечательное, в библиотеке огромные фонды, постоянные встречи с авторами, рядом Бруклинский музей, Проспект парк, ботанический сад, зоопарк.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Близко Краунхайт, цитадель Хабада со знаменитой синагогой Любавичского ребе, где обосновалась в трудном соседстве с афроамериканцами самая известная в мире хасидская община.
Когда-то эти края были процветающим центром еврейской жизни. Историки и литераторы обстоятельно осветили жизнь еврейского Бруклина, давшему городу и миру уникальный образец национального возрождения и надежду на сохранение традиций и культуры в единстве с возможностью одолеть дискриминацию, запреты и психологию гетто, занять достойное место в обществе.
Сегодня картина и настроения другие. Синагога на Гранд Арми плаза закрыта, реформистские идеи не формируют крепких привязанностей. Краунхайт верит традициям, здесь сохраняется еврейская жизнь, но за это приходится платить большую цену рекордным ростом антисемитских инцидентов. У весьма приметных на улице хасидов больше всех шансов стать жертвами бандитских нападений, оскорблений, вандализма.Этот район стал местом частого проведения антиизраильских, пропалестинских демонстраций и митингов. На днях по пути в Бруклинский музей я встретил толпу с палестинскими флагами и плакатами с обвинениями Израиля в оккупации, геноциде, преступлениях против человечества. Собравшиеся были в основном евреи, представляющие либеральные организации, главная забота которых критика Израиля и ортодоксов. Транспаранты требовали от сенатора Чарльза Шумера (его квартира неподалеку) остановить американскую помощь Израилю.
Часа через три, на обратном пути, я увидел шумный митинг с чередой гневных обличителей. Самой приметной была знакомая мне по частым ралли в Манхэттене молодая палестинка, как всегда в истерическом экстазе повествующая о зверствах израильских оккупантов.
Мимо, низко опустив голову, молча проходили по дороге домой хасиды. Они могли бы собрать много большую демонстрацию, но, похоже, больше полагаются на скорый приход Машиаха-спасителя, о чём молятся денно и нощно.
Подобные события предполагают участие полиции и за редким исключением проходят мирно. Полиция обеспечивает также безопасность синагог. Но на улице, в транспорте к каждому еврею охрану не приставишь. Из общего числа религиозных преступлений ненависти 60% приходится на долю евреев – их всего 2% населения страны. Если уточнить что почти все жертвы хасиды и ортодоксы, малая часть американских евреев, то картина выглядит еще более устрашающей.
Только что 22 еврейские организации, редкий случай единства, выступили в поддержку Джо Бергена, участника произраильский демонстрации в Манхэттене. Банда хулиганов сбила его на землю, избила металлическими прутьями и ногами под крики о грязных евреях и обещания «Хамас вас всех уничтожит». Зачинщика нападения арестовали и выпустили под залог, он обещал восторженным сторонникам: «Я буду это делать опять». Прокурор потребовал для него… шесть месяцев тюрьмы. Представить позицию прокуратуры, если бы жертва была из цветных…
Из публикаций и деклараций на тему как бороться с антисемитизмом можно составить библиотеку, но положение меняется только к худшему.
Помимо антисемитизма, позиции еврейской общины в Америке ослабляет внутренний беспрецедентный раскол, усугубленный политическим кризисом в Израиле.
Но процесс утраты влияния евреев на все стороны общественной жизни Америки идёт уже десятилетия. Расширение границ свободы и гражданских прав, ассимиляция и интеграция неминуемо имеют последствия – снижение мотивации к борьбе за самоутверждение и продвижение, отказ от традиций, низкая рождаемость, смешанные браки, дети в которых раньше или позже неминуемо растворяются в доминирующей культуре.
Алан Дершовиц, самый известный юрист в Америке, опубликовал книгу «Исчезающий американский еврей», Джейкоб Сэвидж продолжил тему в журнале «Tablet»: «Исчезновение. Евреи вычеркиваются из американской жизни». В публикациях много статистики, фактических свидетельств об утрате позиции евреев в образовании, политической жизни, экономике, культуре. Было время, когда в элитных школах Нью-Йорка 80 и более процентов были евреи, теперь 5–7. В элитных вузах процент евреев только за последние 10 лет снизился наполовину.
В политике, медиа, университетах евреи стремительно вытесняются цветными прогрессистами, многие из которых обязаны своим продвижением еврейской поддержке, но благодарности за это не испытывают. Растёт число евреев, которые избегают высказывать публично симпатии Израилю, поддержку интересов евреев и даже скрывают свою национальную принадлежность. «Вы чувствуете это как медленно нарастающее давление, тревожность, исключительность и движение вниз», пишет Сэвидж.
«Американская еврейская жизнь под угрозой исчезновения… Эра чрезвычайного еврейского влияния на американскую жизнь может скоро подойти к концу», предупреждает Дершовиц.
Казалось бы, ослабление еврейской общины, усиление влияния других общин должно бы снизить накал антисемитских страстей. Новая демография, бесконтрольная иммиграция объективно снижают удельный вес евреев в и их общественное влияние. Хотя евреи и между собой договориться не могут, но вера что еврейский Кабал правит миром не ослабевает. Евреев в Америке около 2%, но даже многие вполне образованные американцы верят, что их не менее 20% и что они занимают ключевые позиции в экономике и обществе. Еврейские деньги, еврейский контроль, еврейские заговоры – первопричина всех бед, от пандемии до войны на Украине… и никакая логика, здравый смысл и статистика не могут убедить антисемита в обратном.
Оглядываясь на трагическое прошлое, евреи часто вспоминают опыт предфашистской Германии. Замечательная книга Амоса Элона «Как всего этого жаль» – реквием о немецких евреях рассказывает о многовековой борьбе за элементарные права, героические усилия одолеть тысячелетние предубеждения, попытки быть лояльными гражданами, часто патриотами страны, в развитие которой они внесли беспрецедентный вклад. Евреи Германии широко ассимилировались, многие конвертировались не только под давлением, но и добровольно, стремясь одолеть наследие гетто, культурное отставание в надежде стать полноценной, натуральной частью общества.Амос Элон уделил много внимания «еврейской самоненависти» – невротической защитной реакции на враждебную среду. Близкие понятия «Стокгольмский синдром», «Полезный еврей». Явление хорошо знакомое и за пределами Германии, от большевистской России до нынешнего еврейского либерализма в США. Но никогда и нигде этот путь не принес евреям признания и уважения.
Во многом благодаря усилиям евреев в финансах, науке, литературе, искусстве, общественной жизни Германия одолела средневековое отставание.
Феноменальную роль в развитии культурной жизни Германии, формировании интеллектуальной элиты сыграли знаменитые салоны, организованные еврейскими женщинами. И это в условия, когда большинству евреев, в особенности женщинам, был закрыт путь в университеты, ко многим профессиям умственного труда.
Во время Первой мировой войны немецкие евреи активно участвовали в боевых действиях и чувствовали себя патриотами своей страны. Вплоть до прихода нацистов к власти в государственных органах, юриспруденции, образования, печати евреи занимали весьма заметное место.Евреи составляли менее одного процента населения страны, которые и до фашизма никогда не была свободна от антисемитизма. Но вот лишь краткий список имен немецких евреев, внесших феноменальный вклад в развитие мировой цивилизации. Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Гейне, Франк, Борн, Фромм, Адорно, Лео Штраус, Маркузе, Бенджамин, Фейхтвангер, Цвейг, величайшие музыканты, врачи, юристы, государственные и общественные деятели…
Когда фашистский режим приступил к «окончательному решению еврейского вопроса», группа еврейских историков и журналистов выпустила объемистую книгу с описанием уникального вклада евреев в развитие и укрепление Германии. Книга была конфискована и уничтожена, никакие заслуги и лояльность не могли защитить от ненависти и насилия.
Евреев оказались жертвами не только нацизма, но и безразличия всего мира. Только что в Карнеги-холле прошел мемориальный вечер, посвященный 80-летию восстания в варшавском гетто. Практически безоружные, истощенные голодом и жестокими условиями, евреи были обречены. «Мы не надеялись на спасение, хотели лишь сами определить место и время своей смерти», говорили лидеры восстания. 13 тысяч были убиты, остальные уничтожены в концлагерях.
Но и век спустя евреи не избавились от надежд что общественный прогресс, образование и воспитание, добрые дела помогут одолеть ненависть и отчуждение. В этом суть еврейского либерализма.
Очевидно, что заявления президента, губернаторов и мэров, членов Конгресса, как и декларации еврейских организаций и визиты школьников в музеи Холокоста мало что изменят. Тем более что при сокращающихся ресурсах и влиянии еврейские организации больше заняты проблемами других меньшинств, иммигрантов, геев, правами человека во всём мире. Антидиффамационная лига, в прошлом активный защитник евреев, сегодня не считает эту задачу своим приоритетом.
Вместе с тем, трудно представить, что ещё могут сделать еврейские организации кроме заявлений и призывов. Отдельного, особого решения «еврейский вопрос» не имеет. Очевидно, что он обостряется с усилением социальных и политических напряжений, ухудшением экономического положения, кризисами и хаосом в общественной жизни.
Что делать – верующий спросит раввина, атеист политика, за которого голосует. Ответы порой утешают, но мало помогают.Стоит отметить, что после веков Возрождения, Просвещения, научно-технических и информационных революций, глобализации, ожиданий конца истории войн и антагонизмов, мир вступил в эпоху неопределенности и непредсказуемости и ни человеческий, ни искусственный интеллект пока не могут с этим разобраться. Для многих это шоковое новшество, но для евреев привычное состояние сердца и разума.
Фото автора.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.