Лазурит, или ещё его называют, ляпис-лазурь (Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2), это непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые.
Название этого камня «ляпис-лазурь» появилось только в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень».
Слово «лазурь» происходит от персидского слова «лāжвард», «синий камень», «лазурит». В Италии его называли» Lapis Lazzuli», во Франции – «Pierre d’Azur».
Современное название «лазурит» появилось лишь в XVIII веке, но «ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
Кристаллы лазурита очень редки, они имеют форму октаэдра или ромбододекаэдра.
Обычно лазурит встречается в виде тонко- и среднезернистых массивных агрегатов или прожилок в мраморе.
Часто лазуритом называют также неоднородную по составу породу, образованную плотным срастанием зёрен лазурита, содалита, доломита и кальцита, иногда с диопсидом и полевыми шпатами.
Лазурит добывают в Афганистане (Бадахшан), в России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США, Мьянме, Таджикистане (Памир).
Копи в Бадахшане являются древнейшими, этот камень сложными путями попадал из Афганистана в Китай, Египет, Византию и Рим.
Афганский лазурит из месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах фараонов и при раскопках Трои.
Не уступает по качеству бадахшанскому байкальский лазурит, а памирский отличается более светлыми оттенками и ценится ниже.
Лазуритовые копи в Бадахшане – ближайшей к границе с Туркменистаном области Афганистана ещё за 7000 лет до н. э. были единственными в мире поставщиками минерала. В копях откалывали огромные глыбы мрамора с включенными в него скоплениями кристаллов лазурита.
Приближение к лазуритовым копям в прошлые века каралось смертной казнью, а сами горняки были прикованы к стенам шахт цепями. Лазурит считался священным камнем, и владеть им имел право только сам эмир.
Ювелирный лазурит — тёмно-синий полиминеральный агрегат без видимых светлых включений.
К ювелирным сортам относится плотный лазурит тёмно-синего, василькового и фиолетового цветов. Обрабатывается кабошоном или пластинами.
В более низких сортах допускаются пятна белого, голубого и серого цвета, занимающие соответственно не более 15% от общей площади поверхности камня.
В самом дорогом лазурите из Бадахшана (Афганистан) обычны золотистые блёстки вкраплений пирита.
Лазурит используют в ювелирном деле как недорогой, но красивый поделочный камень, он довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется.
Лазурит могут дополнительно красить в синий цвет или имитировать путем окраски в синий белых камней.
Из лазурита изготовляют декоративные вазы, шкатулки, статуэтки. В виде тонких пластин применяют для инкрустации в художественных мозаичных работах, а также для облицовки колонн, каминов и др.
Две грандиозные пятиметровые центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены в 1854 году из бадахшанского лазурита, купленного еще Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня.
В Китае из лазурита изготавливали шарики для головных уборов мандаринов как эмблемы их власти. Статуя египетского фараона Тугмоса III была покрыта лазуритом и золотом – в Древнем Египте лазурит был священным камнем , его называли «камнем неба».
Лазурит – один из наиболее ценных и наиболее древних минеральных пигментов.
Перетёртый лазурит является натуральным пигментом ультрамарин, также называемый ляпис-лазурь.
Обычно применяется в связующих (смоле, темпере, водяных красках (акварели) и пр., и даже при использовании на картинах, написанных масляными красками.
В восточной живописи этот синий пигмент стал использоваться гораздо раньше, чем в Европе, но не ранее VI-VII вв.
Ультрамарин широко использовался в росписях Кизила (китайский Туркестан), храмах Бамиан (Афганистан), древнего Согда (Афрасиаб, Пенджикент, Шахристан и др.) и других памятников вдоль Шёлкового пути.
Ультрамарин низкого качества использовался и в византийских рукописях уже в VII веке.
Большое применение ляпис-лазурь нашла в работах средневековых миниатюристов.
Наиболее показательна серия манускриптов XV – начала XVI столетия, которую открывает Великолепный часослов герцога Беррийского.
Миниатюры этого часослова – один из первых примеров достоверного изображения ландшафтов в европейской средневековой живописи. В отличие от более ранних манускриптов, фоном для пейзажей служит не золотой или орнаментальный фон, а изображение неба, для которого использовалась водяная краска на основе ляпис-лазури.
Средневековые манускрипты производили впечатление подлинной драгоценности не только благодаря качеству и насыщенности иллюстраций, но так же и благодаря пигментам, изготовлявшимся на основе драгоценных и полудрагоценных минералов, в том числе и ляпис-лазури.
Растертый лазурит был очень дорогой краской, так как не выгорал на солнце и не боялся сырости и огня. Эта краска считалась незаменимой в живописи и окраске дорогих одежд, её использовали Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти.
В живописи натуральный ультрамарин использовался до конца 20-х гг. XIX века, пока был вытеснен дешёвым искусственным ультрамарином, изобретённым Ж.-Б. Гиме в 1828 г. в Тулузе.
Почти одновременно производство искусственного ультрамарина было создано Христианом Гмелином в Тюбингене и Ф.А. Кётигом в Мейссене.
К 1830-м годам работали многочисленные фабрики по производству ультрамарина во Франции и Германии.
В древности лазурит считался камнем искренности, был символом способностей, дарований, успеха и божественного расположения.
В Европе лазурит символизирует благополучие, удачу и успех, в Индии преданную любовь и процветание.
А.А. Каздым
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.