Существует ли простой ответ на вопрос об обладателе законного права на Иерусалим? Специалист по международному праву адвокат Жак Готье из Канады ответил на этот вопрос четким «да» и высказал предположение, что существуй возможность рассмотрения этого дела в стопроцентно объективном суде, который проигнорировал бы политику, он вынес бы недвусмысленное решение о принадлежности Иерусалима исключительно Израилю.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Корреспондент газеты Jerusalem Post взял интервью у Готье, приехавшего в Израиль по случаю прошедшей здесь недавно конференции, специально посвященной праву евреев на Иерусалим. В течение 30 лет он изучал международное право, сосредоточившись на ряде областей, в том числе на правах человека, и не ограничиваясь исключительно ближневосточной проблематикой.
Свои соображения Жак Готье представил, британской палате общин, Европейскому парламенту в Брюсселе комиссии американского конгресса и даже парламенту Японии.
Исповедующий христианство Готье рассказал, что вопрос о статусе Иерусалима заинтересовал его после посещений этого города в 1982-1983 гг. Обзор проблемы он начинает с выступлений Теодора Герцля 1896-1897 гг. и Декларации Бальфура1917 г., но стержневым аргументом и наиболее оригинальным аспектом его точки зрения является то значение, которое Готье придает конференции, состоявшейся 24-25 апреля 1920 года в Сан-Ремо (Италия). Эта конференция развивала решения предыдущих форумов государств-победителей в Первой мировой войне, решавших множество вопросов, включая установление границ новых национальных государств и подмандатных территорий.
По словам Готье, конференция в Сан-Ремо была «заключительным заседанием всемирного суда» — совещания пяти ведущих держав, победивших в Первой мировой. «Дело», которое там рассматривалось, берет начало на Парижской мирной конференции1919 г., когда как евреи, так и арабы, жившие на Ближнем Востоке, заявили участникам о своем желании получить независимость и право на контроль над различными территориями. Готье считает, что дни 24-25 апреля в Сан-Ремо были «ключевым моментом истории определения прав на Иерусалим» и рассказывает, что Хаим Вейцман назвал принятое тогда решение «важнейшим событием еврейской истории со времен Исхода».
Жак Готье — не первый, кто полагает, что та конференция подтвердила права евреев на Иерусалим. Специфика его позиции заключается в утверждении, что конференция явилась однозначным и решающим юридическим событием, снимающим все иные, которые могли бы составить ему конкуренцию. Подобно адвокату, занимающемуся недвижимостью и стремящемуся определить обладателя права собственности, Готье утверждает, что многочисленность претензий на собственность не означает их равной правомочности. По его мнению, можно определить одно событие, имеющее юридическое значение и могущее положить конец дискуссии, и таким событием была конференция в Сан-Ремо.
Как объясняет Готье, евреи требовали от мировых держав следующего: признания их народом, в соответствии с международным правом; признания их исторической связи с территорией, названной впоследствии Палестиной; «восстановления» исторических прав евреев на Палестину. Арабы также предъявили серьезные претензии на территорию Оттоманской Порты, но — не на Палестину и не на Иерусалим.
Военные и политические лидеры — участники конференции в Сан-Ремо — приняли все требования еврейских представителей. Готье рассказывает, что британский мандат на Палестину должен был действовать только до тех пор, пока евреи не смогут взять на себя управление страной, что подтверждалось 22-м параграфом статьи Версальского договора об учреждении Лиги наций.
Этот момент, по утверждению Готье, является определяющим для всей проблематики и всех аргументов. Согласно международному законодательству, еврейский народ получил «право собственности» на Иерусалим. В завершение своего анализа Готье отвергает утверждения, что какие-либо более поздние события — план ООН по разделу Палестины, резолюция №242 или Норвежские соглашения — отменили это право. Он отмечает, что в Уставе ООН, а также в вердикте Международного суда по Западной Африке (Намибии) специально подтверждены принятые ранее решения крупных конференций и Лиги наций.
Как считает Готье, все, что Израиль обязан сделать, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №242 и Норвежским соглашениям, это отступить с определенной части Иудеи и Самарии — Иерусалим же в резолюции не упомянут. По мнению Готье, можно было бы действовать с учетом плана раздела, но так как арабские страны его не приняли, он превратился в носившее рекомендательный характер решение Генеральной Ассамблеи, которое было отвергнуто.
Йона БОБ, Jerusalem Post
Перевод Давида Михаэли
ZMAN.com
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.