Олег Табаков, третий месяц в тяжелом состоянии находящийся в одной из столичных больниц, несомненно, очень болен и вряд ли сможет даже при благоприятном исходе болезни возвратиться к активной деятельности в МХТ, которым руководил до того значительный срок.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Начнем с того, что некоторое время назад болезненный приступ достаточно серьезно встревожил и его самого, его близких и деятелей театра, и, несомненно, зрителей. Тогда дело обошлось, и артист снова стал заниматься своим детищем.
А еще совсем не так давно торжественно и эффектно открывал новую сцену легендарного театра-студии под своим руководством, которая именуется любовно – Табакерка.
Но недуг берет свое, и силы престарелого, больше по возрасту, человека не так велики, к сожалению. И вот, актер, совмещающий с творческой работой на сцене деятельность административную, находится между жизнью и смертью, но еще здесь. А уже пошли слухи о его преемнике.Что-то подобное было в последние дни Олега Ефремова, когда ясно было, что его заболевание неизлечимо, и счет жизни гениального артиста и режиссера измеряется неделями, днями. Тогда, при его жизни, почти официально, как бы от его имени прозвучала фамилия Табакова как преемника, что и произошло после смерти Ефремова.
В одном из очень дальних по времени интервью Олег Табаков говорил, что знает, кто должен сменить его на посту худрука МХТ. Но не будет раньше срока называть это имя, готовя его к административно-художественной деятельности.
Того, кого он имел тогда в виду, так и не называют, уважая приватность и трагизм ситуации. Но вдруг стали обсуждать кандидатов на руководящий пост успешного и знаменитого театра России.
Насколько обоснованы эти прогнозы – гадать бесполезно, поскольку в случае ухода Табакова, дай бог, чтобы он все же справился с болезнью, его сменит тот, кого утвердят в Министерстве культуры России, а не только в Департаменте культуры Москвы. Потому что преемником может стать человек достаточно известный публике, как минимум, в амплуа актера.
Нет смысла обсуждать всех, кого прочат на должность худрука МХТ. Про одних говорят, что у них нет опыта организационной работы, про других – что они не столь известны, сколько нужно. Или что-то еще.
Перечислим только двух – Евгений Миронов и Игорь Золотовицкий. Оба – выходцы мхатовской школы, оба достаточно известны.
Евгений Миронов сейчас руководит Театром Наций, а Игорь Золотовицкий – Школой-студией МХАТ.
Думаю, что шансы обоих стать или не стать руководителями после Табакова примерно одинаковы. Думаю, что Евгений Миронов даже чуть больше подходит для обозначенной выше роли, кроме того, он из Саратова, что дополнительный плюс в определенном смысле слова.
Но у Миронова есть свой театр и достаточно раскрученный. У Золотовицкого – несколько лет работы в ведущем театральном учебном заведении города и страны, что для его уровня, скорее всего, пока потолок, предел.
Так что, всерьез говорить об обоих кандидатах не стоит хотя бы по этическим соображениям.Остальные предполагаемые претенденты на замену Табакову, к ужасу, неотвратимую, не стоят даже обсуждения.
Если говорить о лично моем мнении, то мне кажется, что по-настоящему можно говорить только об актере Дмитрии Назарове. Он и авторитетен в профессии, и театр знает, и являет собой пример национального артиста с большой буквы. То есть, по всем статьям подходит без всяких оговорок.
К слову, вспомнилось, что в списке кандидатов на место Табакова указывают и режиссера Богомолова. Действительно, он, муж мхатовки Дарьи Мороз, работал определенное время заместителем (помощником) худрука МХТ. Но ушел в некотором роде со скандалом. Каждая его премьера оборачивалась какой-то эффектной в отрицательном смысле ситуацией. И его спектакли сняли как в МХТ, так и в Ленкоме у Захарова. Несомненно, что Богомолов – современный, острый на токи нашей жизни режиссер, который классику освежает так радикально и социально, что она уходит на задний план. А это не очень теперь привлекает зрителей. Собственно говоря, то, что делал Богомолов – в духе перемен театральных, близких Табакову. Но молодой продолжатель дела корифея театра довел новации до такого апогея, что они уже выступают против театра, делая его чересчур политизированным и сиюминутным по публицистичности отклика на будничные наши события. Так что, кажется, что шансы Богомолова в некотором будущем сменить Табакова в МХТ кажутся менее названных выше кандидатов реальными. И потому, что в культуре сейчас тренд на патриотизм и отстранение от трепещущей социальности, и потому, что Богомолов по результатам своей деятельности как режиссер воспринимается бунтарем, ниспровергателем традиций, будучи по сути внешне интеллигентным и достаточно внятным человеком. А развитие российского театра наших дней свидетельствует о том, что спокойнее относятся к традиционному, хоть и несколько осовремененному варианту прочтения отечественных и зарубежных пьес, чем к тому, чтобы повторять опыт Любимова, к тому же, что повторить его невозможно, как думается, здесь и сейчас.
Подводя итог своеобразного обзора околотеатральных мнений о судьбе МХТ, можно сказать, что гадание тут бесполезно и неправильно, как к этому ни подойти.
Обстоятельства несомненно сложатся так, что имя преемника Табакова станет рано или поздно известно. Жаль только, на таком драматическом фоне завершения карьеры и жизни популярного театрального артиста. И пусть это будет не очень скоро.
Илья Абель
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.