Заблуждение: «Палестинские арабы приютили еврейских беженцев, спасавшихся от фашизма, а те отплатили им аннексией их земель»
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Реальность:
Еврейские иммигранты массово приезжали в Палестину со второй половины 19 века. Как я уже писал ранее, арабские иммигранты приезжали в Палестину в течение 15–16, затем 18, 19 и 20 веков, а с момента перехода контроля над Палестиной в руки Британской Империи и до 1947 года количество еврейских и арабских иммигрантов было примерно одинаковым. Впечатление что еврейская иммиграция в подмандатное время была существенно большей вызвано изначально меньшим количеством евреев, проживавших в Палестине – их в 1918 году было 10–15%, а в 1947 году – уже 30% от общего населения страны, иммигранты евреи составили 700% от начального еврейского населения, а иммигранты арабы – всего 80% от арабского населения, при том что и арабов и евреев приехало по 400 тыс. человек.
Иммиграция евреев в Палестину в это время была жестко ограничена Британией, однако она допускалась в указанных количествах в соответствии с двумя документами, имевшими (и имеющими) силу государственного и международного законодательных актов. Это были (1) так называемая Декларация Бальфура (ноябрь 17-го года), внутрибританский документ, определяющий территориальную политику Британии в Палестине и провозглашающий создание для евреев «национального дома» на территории Палестины; (2) Мандат, выданный Британии Лигой Наций, на создание «еврейского национального очага» в Палестине, от 24 июля 1922 года, признающий «историческую связь еврейского народа с Палестиной и наличие правовых оснований для восстановления национального очага». О этих документах я напишу подробнее, когда буду говорить о создании государства, а пока важно подчеркнуть – иммиграция евреев шла в соответствии с решением государственных и международных органов; иммиграция арабов – без какого бы то ни было решения такого рода и в основном нелегально, в большой степени – под давлением арабских лидеров, стремившихся противопоставить еврейской иммиграции искусственное увеличение арабского населения в регионе. Если бы арабской иммиграции не было, к 1947 году численность арабского и еврейского населения на территории Палестины была бы скорее всего примерно одинаковой.
При этом и декларация и мандат предусматривали защиту имущественных и прочих прав всех других групп, населяющих Палестину. В связи с этим никаких территориальных реквизиций, изгнания жителей из домов, переселений и пр. не происходило и не могло. Расселение евреев происходило на землях, выкупаемых у владельцев по рыночной (насколько тогда был рынок) цене международными сионистскими организациями. Основным покупателем была Хакшарат ХаИшув – компания, созданная как «земельный банк» крупными сионистскими деятелями. Выкуп земель происходил с 1909 года, большой объем земель был выкуплен еще во время Османской Империи. Земля для строительства Тель-Авива – этого Нью-Йорка современного Израиля – была куплена в 1909 году, задолго до британцев. Города Герцлия, Нетания, Бат Ям, Ришон-ле-Цион и многие другие стоят на земле, выкупленной евреями еще в те времена. Выкупали землю и другие организации – только Еврейское колонизационное общество барона Ротшильда к 1924 году уже владело в Палестине 500 кв. км земли (это 2,5% территории нынешнего Израиля). Свидетельством «рыночности» выкупа земель является изменение цены на землю в Палестине: с 1910 года (года завершения сделки по земле под Тель-Авив) по 1944 год средняя цена земли в Палестине выросла в 50 раз при увеличении населения территории в 3 раза.В ряде случаев евреи выкупали большие участки земли у владельцев-арабов, которые жили за границей и сдавали землю в аренду местным крестьянам. Поселенцы-евреи, получавшие землю, прерывали договора аренды; потерявшие землю арабы не могли найти другую для аренды – арабские землевладельцы не стремились расширять свои агрохозяйства (несмотря на то, что земли было достаточно много, для ее обработки требовались большие начальные вложения). Вчерашние крестьяне переселялись в города, найти работу было сложно, если вообще возможно – разумеется они не испытывали теплых чувств по отношению к тем, кто «согнал их с земли». Надо сказать, что в период с 1917 по 1947 год покупки земли с арендаторами составляли лишь около 15% от общих приобретений евреев, но проблемы это не умаляет.
Соответственно нельзя сказать, что еврейские иммигранты встречали теплый прием со стороны арабских соседей и новых иммигрантов-арабов; никто не собирался «приютить евреев». Первый (после перехода контроля за территорией к Британии) еврейский погром был устроен арабами уже в 1920 году – был атакован еврейский квартал в Иерусалиме, киббуцы в Галилее. Нападения арабских экстремистов в течение времени мандата были постоянными, мелкие стычки часто возникали из-за отказа многочисленных племенных лидеров и просто «полевых командиров» признавать продажу земли евреям другими лидерами (оказывалось, что на владение землей претендуют несколько групп – в современном мире это называется мошенничеством).Серьезные проблемы возникали на религиозной, националистической почве, были следствием провокаций и попыток отдельных арабских радикальных структур «решить еврейский вопрос в регионе». Крупные еврейские погромы прошли в Израиле 1920, 1921, 1929, 1936, 1937, 1938, 1939 годах. Сотни евреев были убиты, многие ранены, большой объем имущества уничтожен. Постепенно евреи создавали силы самообороны (о них в следующих постах). Британские власти вообще не реагировали на погромы (в 1920 году британские войска были выведены из Иерусалима за 4 дня до погромов на всё время погрома), зато объявляли еврейские силы самообороны незаконными, а в погромах 1920 года в Иерусалиме обвинили… нескольких еврейских лидеров (правда, сперва посадив их в тюрьму, через пару месяцев выпустили).
Арабские экстремистские группировки, которые вели вооруженную борьбу «с англичанами и евреями» (но по факту – с евреями), уже 100 лет назад использовали совершенно современные методы: свое финансирование они добывали в основном рэкетом своих же соплеменников. Одна из банд – «Черная рука» аль-Кассама специализировалась, например, на выставлении вооруженных кордонов на шоссе, остановке арабских водителей грузовиков и взимании с них пошлины за проезд «на дело борьбы с сионистами». Арабам, которые выставляли на продажу свои земли, поступали угрозы (в том числе – убийством).
Более умеренные местные арабские организации последовательно давили на Британию с целью запретить еврейскую иммиграцию и продажу земли, объявляли бойкот продавцам. При этом Британские власти многократно пытались предлагать этим организациям компромиссные варианты: в частности, так называемая «Белая Книга» предполагала вопреки мандату Лиги Наций практическое прекращение иммиграции евреев (квота до 75 тыс. человек), запрет на продажу подавляющего большинства земли евреям и постепенный переход к созданию арабского государства в Палестине на базе «запретных земель». Однако все предложения последовательно же отвергались, требования местных арабов оставались жесткими: запретить иммиграцию совсем, запретить продажу земли совсем, развернуть продажи времен британского мандата, создать арабское государство на всей территории. Британцы не могли пойти на это, не нарушив грубо мандат Лиги Наций.
Надо заметить, что до середины 30-х годов квази-официальные международные арабские организации были крайне пассивны в вопросе о статусе Палестины и ее населении. Шериф Хуссейн, отец Фейсала, который был основным переговорщиком с Британией и в некотором смысле автором будущей карты независимого арабского мира в его средиземноморской части, заручившись у Британии перспективой создания Хашимитского государства к востоку от Иордана (будущей Иордании), очень беспокоился о землях «западнее Алеппо», которые контролировались Францией и могли не войти в состав «большой арабской ассоциации», и часто упоминал их в переписке. Эти земли – примерно нынешний Ливан – Шериф Хуссейн добился-таки своего; о Палестине в переписке Хусейна с британцами нет ни слова, видимо декларация Бальфура снимала для Хусейна подобные вопросы. Сам Фейсал недвусмысленно признавал создание национального дома для евреев в Палестине с национальным же самоуправлением. Впрочем, в те времена он был очень молод и не искушен в политике.
Начало 30х годов ознаменовалось существенным изменением в идеологии и деятельности антиеврейских групп и движений в Палестине. Они объединились под контролем муфтия Иерусалима и организатора погромов еще 1920 года Мухаммада аль-Хусейни, а сам Аль-Хусейни стал активно сотрудничать с пришедшими к власти в Германии нацистами. «Я ничуть не сомневаюсь, что если бы муфтий не злоупотреблял своей огромной властью, а правительство не терпело бы его выходки в течение пятнадцати лет, то арабы и евреи уже давным-давно достигли бы взаимопонимания» – писал в 1938 году полковник Фредерик Киш, который кое-что понимал в регионе.
Удивительно, но аль-Хусейни пробыл муфтием Иерусалима до 1939 года включительно. За это время он успел заручиться финансированием от банкиров нацистской партии Германии и создать боевую организацию «Аль Футувах», которую он сам называл «палестинским гитлерюгендом», и которая ставила своей задачей уничтожение всех евреев (и не сидела сложа руки). В 1936–39 годах в Палестине разразилось то, что мягко называется «арабским восстанием» – профинансированная рейхом попытка фашистского переворота, которая ставила своей целью очистить Палестину от британского контроля, создавая плацдарм для Гитлера, и, конечно, уничтожить местных евреев. Британцы, которые уничтожение евреев, наверное, еще пережили бы, не могли допустить усиления Германии у них в тылу и бросили существенные силы на подавление восставших. Аль-Хусейни бежал в Ирак и поднял антибританское восстание там, а в 1941 году перебрался в Германию. Гитлер лично встретился с Аль-Хусейни, назвал его «великим деятелем арабского движения» и назначил «пенсию» в 50 000 рейхсмарок в месяц. Пенсию Аль-Хусейни отрабатывал публичными выступлениями по радио, призывая «убивать евреев везде, где вы их найдете» и помощью в организации нацистских батальонов из мусульман Европы. Он счастливо пережил поражение Германии и всплыл в 1947 году в Каире, как один из лидеров анти-Израильской войны, руководителей Газы, а заодно и противник стремившейся к миру в регионе хашимитской династии Иордании. В 1951 году в Иерусалиме человек Аль-Хусейни убил иорданского короля Абдаллаха. Сам же Аль-Хусейни долгое время был главным пособником укрывшихся на Ближнем Востоке нацистских преступников, дожил до 1974 года и умер в своем доме в Бейруте от старости. Его родственники под его же лозунгами долгое время занимали видные посты в палестинских администрациях.Бегство Аль-Хусейни и поражение восстания не привели к коренным изменениям идеологии консолидированной экстремистской группы арабов, проживавших в Палестине. Из числа арабов (в основном палестинцев и иракцев) во время войны были сформированы нацистский корпус «Ф» и легион «Свободная Аравия» – в общей сложности более 30 000 человек. Эти подразделения были на разных фронтах разбиты, а вежливая история сохранила для нас в памяти совсем другие арабские подразделения – в основном состоявшие из жителей аравийского полуострова, они сражались на стороне союзников (и сыграли большую роль в победе над нацизмом).
За год до конца войны и за 4 года до образования государства Израиль лидер палестинских экстремистов и нацистов Аль-Хусейни (тогда он, сидя в Германии, называл себя лидером всех арабов) произнес слово, которое станет девизом всех последующих поклонников нацистов и одновременно пламенных борцов с сионизмом в регионе: он объявил евреям Джихад, который его многочисленные сторонники продолжают до сих пор. В свете реальной истории палестинского движения особенно иронично сегодня звучат произносимые некоторыми ультралевыми любителями террористов и бандитов всего мира слова о «Израильском фашизме». Впрочем, не только в этом уголке Земли фашиствующие молодчики любят сегодня упрекать в фашизме своих жертв – нам ли не знать?
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.