Новый госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин назвал обет безбрачия католических священников не фундаментальным институтом Римско-католической церкви, а воззрением. В интервью венесуэльской газете El Universal архиепископ подчеркнул, что считать обет безбрачия атрибутом прошлого нельзя, но при этом назвал обязательность целибата предметом для обсуждения.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Следует учесть усилия, предпринятые церковью для сохранения и распространения духовного целибата», – цитирует газета Пьетро Паролина.
Новый госсекретарь Святого Престола по сути совершенно прав, и его точка зрения совпадает с воззрением Восточной церкви на брак священников. Целибат не относится к догматической части вероучения и был введен в качестве нормы 18-м правилом Эльвирского собора в 4 в. Даже папа-аскет Григорий Двоеслов (Великий) допускал брак священников, хотя и считал правильными безбрачных служителей алтаря. К 11 в. на христианском Западе окончательно утвердилось воззрение, что священник латинского обряда не должен вступать в брак. Для католических священников восточного обряда (униатов) брак сохраняется как возможность.
Слово целибат, вообще говоря, происходит от слова caelebs, т. е. безбрачный. В древней Церкви (1-4 вв.) сложился аскетический идеал, который рассматривал брак и семью как уступку ветхозаветному порядку жизни, а безбрачие – как желательное состояние христианина. Это было оправдано также эсхатологическим настроем ранних христиан – они ждали скорого конца света. Но после того, как Римское государство стало христианским (после Константина Великого) и семья, как и прежде, стала одним из главных социальных институтов, с которым церковь должна была примириться, аскетический пафос ушел в монашеское движение.
В Западной церкви сохранился остаток этого древнего аскетического устройства в виде целибата священников. Католическая церковь обычно объясняла, что семья препятствует полноценному служению, так как отнимает у священника слишком много времени. Нередко целибат пытались уравнять с гнушением браком или бракоборчеством, которое осуждено Гангрским собором в том же 4 в. На деле резоны введения целибата были более логистическими и экономическими.
Католическая церковь в 20 в. уже столкнулась как с кризисом целибата, так и с критикой этого обычая. Кризис выразился в том, что многие священники завели себе тайных жен (обычно их называют конкубинами) и даже детей. Количество этого тайного семейного священства не разглашается, но они уже заботили папу Иоанна Павла II. Кроме этого выяснилось, что некоторые священники оказались замешаны в педофильских скандалах, что также свидетельствует о кризисе целибата. Все это могло подтолкнуть Ватикан к пересмотру границ обязательности этого архаического установления.
По сообщению National Catholic Reporter, комментарий Паролина вызвал удивление в Риме: многие задались вопросом, не предвещает ли это серьезные перемены в учении и практической деятельности католической церкви. Однако глава пресс-службы святейшего престола Федерико Ломбарди пояснил, что комментарии госсекретаря не идут вразрез с учением церкви.
Алексей Муравьев
polit.ru
.
.
.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.