Композитор, который ни на шаг не отставал от времени

Незабвенной памяти Шарля-Камиля Сен-Санса

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Шарль-Камиль Сен-Санс

Он был человеком широкой культуры и утончённости, эстетом, увлечённым формой и изяществом стиля, чистотой выражения, идеалом логики…
Бернар Барде

Прослеживая творческий путь Сен-Санса, убеждаешься в том, что он был плодотворным и счастливым. На всём его протяжении композитор, благодаря своему таланту, создал значительные произведения, относящиеся к нескольким музыкальным жанрам. Симфонии и концерты, оперы и балет, вокальные сочинения, камерная музыка и произведения для фортепиано и органа, – таков широкий диапазон творческой деятельности этого неординарного человека. Наряду с этим, он проявил себя в качестве блестящего пианиста и органиста, дирижёра и музыкального критика, эссеиста, педагога, целеустремлённого и энергичного организатора музыкальной жизни, человека чрезвычайной любознательности, глубоко интересовавшимся естественными науками (математикой, археологией, астрономией…), а также французской историей, литературой, философией, религией, древними языками. К тому же, он был завзятым путешественником1. Всё это свидетельствует не только о многогранности его таланта, но и о широком спектре его предпочтений. Сен-Санс несомненно обладал врождёнными музыкальными способностями. Они проявились у него в самом раннем детском возрасте. Ему ещё не исполнилось трёх лет, когда у него был обнаружен абсолютный слух. Именно это послужило поводом для обучения Шарля азам игры на пианино, когда ему было два с половиной года. Это утверждение кажется неправдоподобным, но этот факт ещё никому не удалось оспорить. К 5-ти годам он овладел основами пианизма настолько, что начал выступать в концертах для сверстников, а в шесть создал свои первые сочинения. Бабушка, первоначально учившая Шарля музыкальной грамоте, и его мать,– понимали, что домашнего музыкального обучения для одаренного ребёнка было явно недостаточно. Поэтому в течение нескольких лет он занимался с известным пианистом Камилем Стамати.

Возросшее мастерство позволило ему в десятилетнем возрасте выступить в парижском концертном зале «Плейель». Это выступление было расценено в качестве официального публичного дебюта Сен-Санса. В сопровождении оркестра он исполнил фортепианный концерт Моцарта и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Слушатели были покорены игрой вундеркинда, их восхитило и то, что исполнитель играл программу на память. Этим был подкреплён успех выступления юного музыканта. Те, кто находились в зале, не часто встречались с исполнителями, которые в состоянии были играть на память: для того времени это было не характерно.

Камиль Стамати настолько высоко оценил музыкальное дарование своего ученика, что посчитал необходимым рекомендовать его композитору Пьеру Маледану и органисту Александру Пьеру Франсуа Боэли. Первый из них впоследствии был назван Сен-Сансом «непревзойдённым учителем», а второй – привил своему ученику любовь к музыке Баха. Экзаменаторы Парижской консерватории, куда Сенс-Сенс поступил в тринадцатилетнем возрасте, высоко оценили прекрасный уровень музыкальной подготовки абитуриента. В годы обучения в консерватории он специализировался как пианист и органист, а на третьем году пребывания в ней Сен-Санс овладевал композицией под руководством профессора Ф.Галеви, среди учеников которого были Шарль Гуно и Жорж Бизе. Завоевание им главного приза консерватории для органистов было подтверждением его растущего мастерства. В годы ученичества он проявил себя и как композитор. Из сочинений, написанных им в студенческие годы, критики особенно выделяют симфонию А-dur2.

Казалось, что его участие в конкурсе на Римскую премию, за год до окончания консерватории, будет успешным. Но победителем стал другой конкурсант. Касаясь этого события, директор консерватории Обер высказал мнение, что приз должен был получить Сен-Санс – музыкант с намного большим потенциалом, чем победитель, кстати, так и не проявивший себя в дальнейшем3. Однако, в качестве компенсации за неудачу, он получил моральное удовлетворение, завоевав 1-й приз за исполнение своей «Оды Святой Цецилии» на конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже.

По-настоящему его карьера органиста и пианиста началась в 1853-м году, после окончания консерватории. Служа органистом в старинном парижском храме Сен-Мерри, он стал прилично зарабатывать, а располагая достаточно большим количеством свободного времени, Сен-Санс успешно концертировал как пианист. Достиг он успеха и в композиторской деятельности. Так, написанная им в том же 1853-м году симфония (ор.2-Симфония №1 Es-dur) не только получила положительные отзывы музыкальных критиков, но и Первый приз, присуждённый Обществом Святой Цецилии.

Его исполнительская и композиторская деятельность оказалась в поле зрения Г.Берлиоза, Д.Россини, Ф.Листа. Именно эти выдающиеся музыканты стали оказывать ему поддержку в творчестве. Ф.Лист, впервые услышавший игру Сен-Санса на органе в церкви Св. Магдалины (в этой официальной церкви империи Сенс-Санс занимал пост органиста с начала 1858 года), объявил его величайшим органистом в мире,

Сравнительно короткий период относительного ослабления его концертной и композиторской работы был связан с преподаванием в музыкальной школе Парижа, в которой он занимал должность профессора по классу фортепиано. Упущенное он сравнительно быстро наверстал, возобновив в полной мере карьеру пианиста и органиста. Мало того, конец 60-х годов был ознаменован успехом его кантаты «Свадьба Прометея», выигравшей приз на Международном конкурсе в Париже, а также Второго фортепианного концерта, ставшего известным не только в музыкальных кругах Парижа, но и за рубежом.

В течение последующего десятилетия Сен-Санс успешно сочетал намеченную концертную программу с композицией, сумел проявить себя как музыкальный критик и общественный деятель, путешественник. Среди его особых достижений в этот период нельзя не отметить его первые концерты в Лондоне, выступления в Санкт-Петербурге, куда он был приглашён Русским музыкальным обществом; сочинение Первой симфонической поэмы «Прялка Омфалы», нескольких опер, в числе которых оказалось и самое лучшее его произведение в этом жанре – «Самсон и Далила»; критические статьи, написанные доступным, красочным языком, содержание которых свидетельствовало о его аналитическом подходе к оценке музыкального творчества Р.Вагнера4; создание, вместе с Бюссином, французского музыкального общества. Именно в эти годы он начал активно путешествовать.

Многогранная, насыщенная творческая жизнь Сен-Санса продолжалась в течение последующих четырёх десятилетий. В восьмидесятые годы особенный успех сопровождал его оперу «Генрих VIII». Эта опера стала популярной и многократно исполнялась при жизни композитора. В это же время он завоевал любовь английской публики не только благодаря исполнительскому мастерству, но и как композитор. Из числа созданных к этому времени произведений, англичанам особенно нравилась, сочиненная им «Третья симфония» («Симфония с органом»). Премьера этой симфонии состоялась в Лондоне. Сен-Санс участвовал в ней в качестве дирижёра. Для англичан Сен-Санс был непререкаемым авторитетом, они считали его величайшим композитором. Ещё будучи в Санкт-Петербурге, Сен-Санс познакомился с Н.Рубинштейном и П.И.Чайковским. Спустя 18 лет, в июне 1893 года, великий русский композитор П. И, Чайковский присутствовал на концерте в Кембридже по случаю присуждения ему степени почётного доктора Кембриджского университета. Исполнителем концерта был Сен-Санс. П.И.Чайковскому и Ш.К.Сен-Сансу вновь довелось встретиться друг с другом. Время спустя, слушатели высоко оценили «Пятый» («Египетский») концерт для фортепиано. Премьера концерта была приурочена к 50-летию его дебюта в зале Плейель и состоялась в 1896 году. Перед началом концерта композитор прочёл своё стихотворение, посвящённое памяти матери, недавно ушедшей из жизни. Конец восьмидесятых и первые годы девяностых годов отмечены снижением его творческой активности. Причиной этому была смерть матери. Он настолько переживал её потерю, что впал в депрессию, страдал от бессонницы, помышлял о самоубийстве. Сен-Санс даже уехал из Парижа в Алжир, где, пытаясь уйти от горьких мыслей, много читал, совершал длительные прогулки и путешествовал. Тем не менее, комедия «Фрина», созданная им в1893 году, завоевала симпатии публики. Из произведений, написанных композитором до конца 19-го века, нельзя не отметить фантазию «Африка», «Пятый («Египетский») концерт для фортепиано», хоровые и оркестровые произведения. Обосновавшись в 1900 году в квартире на улице Курсель, в которой он прожил до конца своей жизни, Сенс-Санс продолжал бывать за границей, реже туристом, чаще с концертами (Англия, Италия, Испания, Монако, США…). В период Первой мировой войны он, в целях сбора средств для военных благотворительных учреждений, осуществил большое количество концертов.

В ноябре 1921 года, в преклонном возрасте, Сен-Санс дал концерт для многочисленной аудитории слушателей. В отзывах о концерте отмечалось, что игра его была, как никогда, яркой и точной. Месяц спустя, он отправился в Алжир, чтобы избежать зимнего ненастья в Париже. Внезапная смерть от инфаркта наступила 16 декабря 1921 года. Тело усопшего отвезли в Париж. На траурной церемонии присутствовали видные политические деятели, представители культуры и искусства Франции, а также его вдова Мари5. Шарль Камиль Сен-Санс, после официального прощания, был похоронен на кладбище Монпарнас. В некрологе, опубликованном в газете «The Times», в частности, говорилось» «…из жизни ушёл один из последних представителей, совершивших величайшие изменения в мире музыки, характерных для 19-го века. Он обладал огромной жизненной силой и ни на шаг не отставал от времени…».

Сен-Санс заслуженно занял достойное место среди знаменитых музыкантов не только Франции, но и мира. Только по скромным подсчётам ему принадлежат 13 опер, 1 балет, 15 вокально-симфонических произведений, 8 симфонических поэм, 3 симфонии (из цикла сочинений для оркестра), 11 концертов, 23 камерных сочинения («Карнавал животных» и др.), произведения для органа, сочинения, включающие в себя песни и романсы на стихи французских авторов. Им написана музыка к спектаклю «Андромаха» и к кинофильму «Убийство герцога Гиза». Он также остался известен как литератор, перу которого принадлежат несколько статей и книг, из которых, прежде всего, было бы уместно упомянуть «»Гармонию и мелодию» (1885), «Портреты и воспоминания» (1900). Ничуть не удивительно, что его значительный вклад в музыкальное искусство был оценен по достоинству. Помимо того, что он был удостоен звания Кавалера Почётного легиона, Офицера Почётного легиона, почётного доктора университетов Кембриджа и Оксфорда, Сен-Санс был награждён Орденом почётного легиона Первой степени, Орденом королевы Виктории. Он был членом Института Франции… В 1891 в городе Дьепе был организован музей, в котором хранятся его рукописи. В этом же городе, где родился его отец, установлен посвящённый композитору памятник.

В последнее время, всё чаще, критики высказывают искреннее сожаление о снижении востребованности музыкального наследия Сен-Санса. В действительности, реальное положение дел таково, что к настоящему времени наиболее популярными из его произведений остались: опера «Самсон и Далила», миниатюра «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», а также несколько других сочинений.

Впервые о зоологической фантазии «Карнавал животных» Сен-Санс задумался ещё в 1866 году, но осуществить свой замысел он смог лишь через 20 лет. 9 марта 1886 года она была исполнена в первый раз в Париже, затем через несколько дней – вторично для узкого круга слушателей. А три недели спустя «Карнавал животных» был исполнен персонально для Ф.Листа, находящегося тогда в Париже. Стержнем этой сюиты, написанной для камерного ансамбля, был, конечно же, юмор. Однако за шутливой формой произведения стояли программность и уникальное мастерство композитора. Парадоксально, но Сен-Санс осознавал это произведение как шутку и даже запретил издавать его при своей жизни, явно не желая прослыть «несерьёзным автором». Впоследствии он сделал лишь одно исключение для «Лебедя», являвшегося 13-й частью «Карнавала животных»6. Можно предположить, что к такому решению его подтолкнуло блестящее исполнение балериной Анной Павловой балетного номера «Умирающий Лебедь», поставленного специально для нее выдающимся русским хореографом М.Фокиным в 1907 году на музыку Сен-Санса. Композитор настолько был восхищён этим выступлением балерины, что преподнеся ей букет белых роз, среди которых находилась одна кроваво-красная, произнёс: «Благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку. Боюсь, что мне уже не написать ничего достойного, чтобы стать наравне с вашим Лебедем». Для Анны Павловой этот балетный номер стал одним из самых любимых. Она исполняла его в течение двадцати лет. Как для неё, так и для многих исполнительниц, «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой. Помимо Анны Павловой в эту плеяду, в разные времена, входили Иветт Шовире, Элисс Маркс, Наталия Макарова, Наталия Дудинская, Ирина Тихомирова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, танцевавшая «Умирающего лебедя» бесчисленное количество раз в течение всей своей жизни, Тамара Красавина, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова… Возможно, одной из этих исполнительниц скульптор В.И. Сычев посвятил статуэтку балерины, назвав своё произведение «Умирающий лебедь». Майя Плисецкая на страницах своей книги «Тринадцать лет спустя» признаётся, что именно «Умирающий лебедь» принёс ей признание. Прославленную балерину множество раз олицетворяли с лебедем. «А может, и взаправду некая связь с лебединым родом у меня всё же есть?», – вопрошает Майя Михайловна

Пьеса «Лебедь» была написана для виолончели и двух фортепиано и исполнялась в камерных концертах. Она производила особенно сильное впечатление на слушателей в исполнении М.Ростроповича, К.Лецмана и Г.Пятигорского.

Интерес к «Лебедю» Сен-Санса не ослабевает. Так, в 1967 году был издан компакт-диск Клары Рокмор, состоящий из 12 произведений, одним из которых был «Лебедь». Вызывает интерес переложение партии виолончели «Лебедя» для сопрано в вокальном исполнении, текст к которому написан Б.Ронгинским. Ещё в 1916 году в России был экранизирован немой фильм «Умирающий лебедь» (режиссёр Е.Бауэр). На тему «Карнавал животных» создан мультфильм. В 1999 году Михаил Гаранин написал песню «Умирающий лебедь». Эта тема в поэзии, по-видимому, берёт своё начало со стихотворения написанного В.Жуковским. Однако, большинство стихотворений на тему умирающего лебедя, написанных в течение 20-го и даже 21-го века, возникло, вероятнее всего, под влиянием бессмертного балетного номера, созданного М.Фокиным, в котором звучит проникновенная и прекрасная музыка Сен-Сенса. Одним из них является стихотворение Татьяны Ивановой, сочинённое ею в 2011 году. Оно посвящено балерине Мариинского театра Ульяне Лопаткиной.

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Печально-нежный голос скрипки,
Притихший театральный зал,
На сцене грациозный, гибкий,
Прекрасный лебедь умирал.

В молчании горестном софиты,
Лишь два прожектора лучом
Вели его, как будто свита,
Чтоб поддержать своим плечом.

Он плыл по сцене белой пеной
Под звуки плачущей струны
С одною мыслью сокровенной –
Вновь оторваться от волны.

Как трепетали руки-крылья,
Стремясь в заоблачную высь,
Взмах, взмах, ещё одно усилие…
Но пала вниз рука и кисть.

В его отчаянных движеньях
Был лебединый крик души.
Он жил последние мгновения
На тёмном озере в тиши.

Вот помутнёнными глазами
Наверх взглянул последний раз.
Вздохнул, покрыл себя крылами…
И луч прожектора погас…

Этим стихотворением мы завершим этот очерк о замечательном композиторе, каким был Сен-Санс.

Виталий Ронин

Примечания:

1 Начиная с 1870-х годов и до конца жизни, Сен-Санс совершил 179 поездок в 27 стран мира.

2 Любопытно, что самая ранняя из сохранившихся записей сочинённых им произведений датирована 22 марта 1839 года. Исходя их этого, сведения о том, что он начал заниматься композицией в шестилетнем возрасте могут оказаться не достоверными.

3 Его вторая попытка завоевать Римскую премию также закончилась неудачей 11 лет спустя.

4 Отношение Сен-Санса к Р.Вагнеру было двойственным. Он говорил: «Я восхищаюсь произведениями Вагнера, несмотря на их причудливый характер… Но я никогда не был и никогда не буду в вагнеровской религии».

5 В браке с Мари-Лор Трюффо Сен-Санс прожил всего три года. Сен-Санс винил жену в гибели их двухлетнего сына, Андре, и это разрушило их брак.

6 «Карнавал животных» состоит из четырнадцати пьес (их ещё называют частями): 1. Вступление и королевский марш льва; 2. Куры и петухи; 3. Антилопы; 4. Черепахи; 5. Слон; 6. Кенгуру; 7. Аквариум; 8. Персонажи с длинными ушами; 9. Кукушка в глубине леса; 10. Птичник; 11. Пианисты; 12. Ископаемые; 13. Лебедь; 14. Финал.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.