Судьба украшений Елены Рерих, царя Соломона, гипнотизера Вольфа Мессинга, великого Пушкина в чем-то сходна и в чем-то различна. Но неизменно покоряет тайнами, присущими лишь людям гениальным
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Из истории известно: изделия из нефрита воспринимались как талисман для ученых и оберег для воинов на поле брани. Для Елены Рерих, как утверждают знатоки вопроса, заветное кольцо стало каналом связи с Учителями.
В 1937 году была завершена работа над двумя портретами Елены Рерих кисти Станислава – ее сына. На одном из них видна лежащая на подлокотнике кресла левая рука Елены Ивановны с кольцом простой формы, с нефритом.
Кольцо – «символ подтверждения» ученичества, кольцо Учителя. Так считают эзотерики, подчеркивая: Елена Ивановна, будучи Ведущей, была ведома Иерархами. Но она – не первая обладательница кольца. Некогда, как говорит легенда, оно украшало руку египетской царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона. Высокую особу восхищала простота и изысканность украшения: тонкая бронзовая нить с бирюзовым скарабеем. На нем вырезана личная печать Нефертити. Кольцо датируется XIV веком до н.э.
Перстень с нефритовой печаткой достался Е.Рерих не случайно. Она ощущала себя современным воплощением Нефертити. Поэтому носила перстень «по законному кармическому праву».Колечко с нефритом предупредило через Елену Рерих о смертельной опасности, когда к власти в Германии пришел Гитлер. Считается, что оно помогло Елене Ивановне предсказать полное поражение Германии и разгром ее войск, едва они в июне 41-го пересекли границу СССР.
Как кольцо попало к Рерихам? По одной из версий, это случилось в 1923 году, а именно 6 октября, когда в парижскую квартиру на Вандомской площади, 5, где жили Рерихи, прибыла посылка. В ней были кольцо с нефритовой печаткой и Камень Чинтамани от Учителей.
Почему именно тогда? Рерихи готовились к научному и художественному подвигу. К Трансгималайской экспедиции, которая состоялась в 1925–28 гг. Маршрут Кашмир – Ладак – Китайский Туркестан – Алтай – Монголия – пустыня Гоби – Тибет – Гималаи – Индия. Это был путь сокровенных странствий Будды. Экспедиция собрала богатейший материал: коллекции минералов, редчайшие фотографии древних скульптур, этнографические описания. Группа Рериха преодолела сложнейшие препятствия. Караван прошел по перевалам на высоте 5000 метров, в течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах находился под арестом в Тибете.По мнению исследователей, преодолеть невзгоды и помогло содержимое посылки, которую Рерихи получили в Париже. Заветный Камень Чинтамани и нефритовая печатка от Нефертити.
Кольцо Соломона стало основой не только мифа, но и литературных произведений – в том числе книги австрийского биолога Конрада Лоренца «Кольцо царя Соломона». Он, основоположник новой науки – этологии, сферы зоологии, изучающей генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, обладал еще и талантом писателя. Эти качества плюс мировое признание, о чем говорит Нобелевская премия (1973), обеспечили книге долгую и необычайную популярность.
Она начинается строками Редьярда Киплинга:
«Во века веков не рождалось царя / Мудрее, чем царь Соломон; / Как люди беседуют между собой / Беседовал с бабочкой он».
Киплинг был очарован библейской легендой. Она рассказывает, что Соломон говорил и со зверями, и с дикими птицами, и с ползающими тварями, и с рыбами. А помогало ему в этом не столько природное чутье, сколько кольцо.
«Но я склонен принять эту сказку за истину, – признавался Конрад Лоренц. – У меня есть все основания верить, что Соломон действительно мог беседовать с животными и даже без помощи волшебного кольца, обладание которым приписывает ему легенда. Я сам могу делать то же самое, не прибегая к магии, черной или какой-либо иной».
Лоренц утверждал, что каждое животное обладает определенным числом врожденных телодвижений и звуков для выражения эмоций. Существуют наборы реакций на эти сигналы представителя своего вида. Однажды Лоренц испытал нечто вроде удивления, когда услышал «разговор» галок в Северной России: «Они беседовали на том самом знакомом мне диалекте, который в ходу у галок, живущих на нашем доме в Альтенберге».
У ученого был ворон Роу. Птица сопровождала хозяина в длительных прогулках, в лыжных походах и в экскурсиях по Дунаю на моторной лодке. Она питала антипатию к местам, где ей случалось испугаться. В эти моменты ворон спешил спуститься с высоты, чтобы быть рядом с хозяином. Роу, проделывая пируэты, одновременно произносил вместо крика свое имя, выкрикивая его «с совершенно человеческими интонациями». Роу обращался с этим словом только к Лоренцу, который не тренировал птицу специально.
Ученый писал: «Должно быть, у старого ворона возникла своего рода догадка, что слово «Роу» — это мой призывный крик! Царь Соломон был не единственным человеком, способным разговаривать с животными. Но ворон Роу, насколько мне известно, оказался единственным животным, обратившимся к человеку с человеческим словом».
Кольцо с огромным голубым алмазом неизменно украшало мизинец левой руки Вольфа Мессинга. Но оно нравилось не только ему. Говорят, однажды знаменитый советский певец предложил за него 700 тысяч рублей, астрономическую по тем временам сумму. Мессинг отказался, и многие, даже сомневающиеся, уверовали: в перстне хранится необыкновенная сила. Друзья говорили, что для телепата этот камень был одним из источников энергии.
С кольцом Мессинг не расставался. И даже если его не было на пальце, то хранилось в потайном кармане брюк – в специально сшитом для этого пояске, который помещался в маленький кармашечек с пуговкой. Кольцо, как и многие другие личные вещи, исчезло после смерти Мессинга. Ключи от его квартиры были только у домработницы. Видимо, она успела забрать драгоценности, рассматривая кольцо только как ценное ювелирное изделие. После смерти пророка его вещи стали появляться в комиссионных магазинах, а кольцо и сама домработница Мессинга бесследно исчезли.
Галина Терехова, вдова журналиста Михаила Хвастунова, литературного редактора книги «Вольф Мессинг. О самом себе», указывает: «Только перед выходом на сцену надевал его на палец».
Чем обладало кольцо? Кроме того, что было источником энергии, оно помогало ему во время представлений. Было атрибутом артиста. В зале полумрак, а со сцены – ослепительный алмазный блеск, завораживающий зрителей.
Магия блеска? Не только. По словам современников, Мессинг до самой смерти панически боялся… сцены. Той самой, с которой вершил чудеса, угадывая числа, пароли, места, куда прятали вещи зрители. В зале сидели ученые и иные разоблачители «шарлатана», громко комментировавшие действия экстрасенса. Самым близким людям артист признавался, что кольцо служило для него оберегом, которое снижало градус насмешек.
У Пушкина было семь перстней. Каждому отводилась своя роль. Один умножал талант, второй дарил удачу, третий берег от злых чар.
История каждого украшения достойна отдельного рассказа. Но мы скажем о двух из них.
Золотой перстень с сердоликом – подарок, сделанный в 1824 году Елизаветой Воронцовой, возлюбленной поэта. Пушкин считал его талисманом. Ему поэт посвятил строки:
Храни меня, мой талисман, / Храни меня во дни гоненья, / Во дни раскаянья, волненья:/ Ты в день печали был мне дан.Пушкин дорожил перстнем. После дуэли умиравший поэт завещал его Владимиру Жуковскому, другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как реликвию Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень был доставлен Льву Толстому – наиболее, по его мнению, достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе.
Но наследница И. Тургенева Полина Виардо отослала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, где он хранился. Весной 1917 года вместе с другими ценностями музея перстень был украден.
Перстень с сердоликом был парный. У Воронцовой было другой, точно такой же. Ими любовники запечатывали тайные письма друг другу. Паролем были загадочные знаки на перстне. Современники гадали – на каком языке. Один из видевших его воочию писал в своем дневнике: «Этот перстень — большое золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и резной восточной надписью».
Оказалось, что парные перстни были изготовлены в Крыму (Джуфт-Кала) караимскими ювелирами. Генерал-губернатор Михаил Воронцов и его супруга поддерживали добрые отношения с караимами. Именно от них графиня и получила в подарок перстни. Надпись на каждом из них сделана на иврите: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенна его память».
– Надо искать мистический подтекст надписи. Симхе – радость, Иосиф – накопления, – в переводе с языка мистики «умножение радости». Именно это желала Воронцова Пушкину, – считает писатель и историк Андрей Синельников.
Сердолик – камень богини Изиды, матери всех богов – уберегал от чар и опасностей, причем как на этом, так и на том свете. Перед роковой дуэлью Пушкин неожиданно заменил перстень с изумрудом, который никогда не снимал. Он сделал это, предчувствуя или трагический для себя исход поединка с Дантесом или бросая вызов судьбе, не раз уберегавшей его.
Был у Пушкина и другой талисман – перстень с изумрудом. Некоторые исследователи считают: несколько раз он спасал жизнь поэту. Именно он украшал палец поэта на знаменитом портрете работы В.Тропинина. После гибели поэта перстень переходил из рук в руки. Затем хранился в доме-музее Пушкина на Мойке 12. В 1880 году состоялась выставка, посвященная открытию в Москве первого памятника Пушкину. В числе экспонатов был и этот перстень. Его доставила дочь Даля Ольга Демидова.
К ней он попал от отца. Случилось это так. За считанные часы до смерти Пушкин настоял на том, чтобы его взял на память только что защитивший диссертацию по хирургии Владимир Иванович Даль. Он был в числе тех, кто пытался спасти раненого поэта. Перстень с изумрудом он хотел после кончины поэта вернуть семье Пушкина, но Натали осталась верна наказу мужа. Дар Пушкина привел Даля к всероссийской известности: он почти через 30 лет после смерти поэта подготовил и издал «Толковый словарь живого великорусского языка».
Обладатель пушкинского перстня с изумрудом стал подлинным хранителем языка, который реформировал и приумножил Пушкин.
Александр Меламед
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.