Клуб веселых и доходчивых

Особенности русско-израильского стенд-апа 

На днях по наводке моего давнего товарища талантливого юмориста Мариана Беленького я побывал в точке общепита под названием “Бар-911″ на улице Шевах в Тель-Авиве – и не пожалел, что потратил время. И не только потому, что с удовольствием выпил кружку холодного бочкового пива. Дело в том, что это бар стал клубом стендапистов и школой мастерства этого самого любимого мной вида творчества. И в тот день там проходило очередное заседание “Опен-майка” (“Открытый микрофон”) – так называется этот клуб стендапистов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

До сих пор подобного рода заведения мне доводилось видеть только в американских фильмах. Всегда мечтал побывать – и вот мечта сбылась.

Стенд-ап, на мой взгляд, самая сложная разновидность самого сложного литературного жанра – юмора. Рассмешить публику в тысячу раз труднее, чем разжалобить, тронуть, заставить задуматься, всплакнуть.

Вопреки распространенному мнению, стенд-ап — это не то, что в Союзе называлось “разговорный жанр”; там юморист напишет более или менее смешное литературное произведение и либо сам читает со сцены, либо поручает сделать это актеру. Стендапист же вступает в диалог со зрителем – даже тогда, когда ему из зала не отвечают. Это особый вид диалога, когда зал является твоим молчаливым соавтором.

Юмор, который уместен в смешном романе или рассказе, который годится для газетного фельетона, здесь не прозвучит. Стенд-ап-юмор — не усложненный. Он должен быть доходчивым. Сверкающим. Пушкинский “старик, по старому шутивший отменно тонко и умно, что нынче несколько смешно” провалился бы в таком стенд-ап-клубе с грохотом. Здесь не успеют понять, к примеру, всю прелесть вот этой фразы: “Настоящий юмор должен быть тонким, как кружочки сервелата на бутербродах в привокзальном буфете – чтобы не насыщало и хотелось бы еще и еще”. И напротив – могут весело рассмеяться, если просто напомните знакомую всем ситуацию: “У вас бывало так: надо бы в гости поехать, но как подумаешь, что кто-то займет стоянку возле дома, когда ты выедешь – и все желание пропадает”. Я не принижаю значение стенд-апа – я подчеркиваю его особенность.

Стендапист должен обладать уникальным даром вызвать мгновенную реакцию зала на реплику, каждая его фраза должна быть точно выверена, отточена, должна бить в десятку. Стендапист должен знать, чем живут его слушатели, что вызывает у них ассоциации, сопереживания, солидарность и – узнавание: ситуаций, персонажей, заблуждений, пороков – маленьких и больших, перекличку со знакомыми всем актуалиями. Он знает, что волнует людей сегодня, в этой стране, в этот день недели, в это время суток. Психолог рядом с ним отдыхает. Он тяжело расплачивается за каждую ошибку – гробовым молчанием зала, даже улюлюканьем – в стенд-ап барах не включишь в качестве фона заранее записанный в другом месте смех.

В стенд-апе каждая фраза – это,  по сути,  цирковая реприза, короткая, разящая, как удар кинжала. На Западе в таких барах делали и делают свои первые шаги будущие корифеи этого жанра.

В барах – в отличие от эстрадных залов — задача усложняется тем, что публика не сидит чинно рядами и ждет шутки, чтобы рассмеяться и захлопать благодарно в ладоши. Она настроена скептически, перед ней на столике – кружка или бокал пива, одурманивающе пахнущая закуска – и нужно дать очень серьезный повод от всего этого отвлечься.

Я человек неробкого десятка – если говорить о выступлении. Нет у меня боязни сцены, есть богатый опыт общения со зрителями, на встречах мне удается вызвать немало смеха – но я не решился бы пройти такое испытание! Это страшнее первого прыжка с парашютом, страшнее прыжка с моста с веревкой. Надо проявить неординарную смелость, чтобы при таких условиях подняться к микрофону. Не зря же парашютистов и прыгунов с мостов в мире миллионы, а стендаписты на вес золота.

В тот вечер, когда я был в клубе, на сцену поднимались, кроме моего товарищи Мариана Беленького, Влад Слободов (известный по прозвищу “Владос”), Анатолий Кушнир, Лена Плоткина, Вова Шекель, Дмитрий Киселев, Аделина Голдфайн, Альберт Израилов.

Организовал все это и умело руководит известный продюсер, шоумен, КВНщик и ведущий 9 телеканала Илья Аксельрод. В полном соответствии со своим реноме он при встрече приветствовал меня шуткой: “А при вечернем освещении я вас и не узнал”. Потому что обычно мы с ним встречаемся на утренней передаче 9 канала, где Илья и две очаровательные девушки – Анна Розина и Ольга Красновская время от времени беседуют со мной о таинствах иврита. Остротами сыплет Илья и представляя очередного смельчака, попросившегося к открытому микрофону, сам рассказывает что-то смешное, показывая пример маэстро.

В стенд-ап-клубе  “Бар 911″ шанс дается каждому. Каждый получает свои 15 минут славы. Но при этом действует железное правило: если в первые три минуты публика ни разу не рассмеялась – нужно уступить место следующему претенденту. И Илья безжалостно просит потерпевшего поражение остряка-самоучки сойти с невысокого помоста.

Позже я задал Илье несколько вопросов.

– Как создавался клуб, как возникла идея?

– Сначала, как водится, было смешное слово “Каманда”, которое воплотилось в фирму “KAMANDA Productions”. Мы заметили что в Израиле появилось довольно много людей, которым есть что сказать смешного – а площадок для самовыражения у них нет. И мы решили дать им такую возможность — совместно с баром “911″, который любезно принимает нас каждый второй понедельник. Иногда мы собираемся для того, чтобы вместе писать новые тексты; мы вообще помогаем друг другу в творчестве.

– Мой товарищ Мариан Беленький рассказывал мне о недавней поездке вашего клуба в Эйлат…

– Мы провели там первый фестиваль стенд-апа в Израиле, туда поехали те кто успел присоединится к нашему движению, там мы много общались, выступали и повышали квалификацию, специально для этого мы пригласили опытного стендаписта, чемпиона высшей лиги КВН в составе команды БГУ (Минск) и обладателя премии “Тэффи” Виталия Коломийца, который провел мастер-класс и рассказал много нового о теории стенд-апа.

– Каковы условия для тех, кто хочет попытать свое счастье?

– Названия вечеринки “Открытый микрофон” автоматически отменяет все условия, надо только прийти, выступить и выпить пиво которое бесплатно нальют у бара за смелость.

– Планы на будущее?

– Хотим создать свое ТВ-шоу, которым удивим тех, кто уже потерял надежду увидеть качественный юмор от израильского русскоязычного производителя.

– Что бы вы хотели сказать тем, кто прочтет эту статью – приглашение, пожелание и т.п.

– Приходите на наши вечеринки, узнавайте о них через фейсбук, у нас там есть страница, которая так и называется: KAMANDA, на которой мы публикуем информацию о наших мероприятиях.

Я благодарю Илью за ответы и считаю необходимым добавить следующее. Дабы не подумали, что это просто реклама бару, наведу объективности ради немного критики. Не все там было мне по душе, не все по нраву. Например, я обратил внимание, что публика особенно оживленно реагирует на нецензурщину (то, что в народе называют коротким словом “мат”, а в Википедии – вежливо величают обсценной лексикой). И у меня сложилось впечатление, что некоторые выступавшие идут на поводу у публики и не выбирают выражения.

Вначале, наслаждаясь в полумраке холодным пивом, сдобренным удачными или не очень шутками стендапистов, я подумал, что в следующий раз приду сюда с женой. А потом, услышав все эти слова на три буквы, на четыре буквы (начинающиеся на “ж”) на пять букв, начинающиеся на ту же букву, что и слово “пять”, я задумался: а стоит ли вести ее сюда? Вдруг к своему ужасу я выясню, что ей это все смешно?

Я не являюсь принципиальным противником любого неприличного слова — но это должно быть строго дозированно, художественно оправдано. Впрочем, не исключаю, что я безнадежно устарел, не иду в ногу со временем…

Юрий МООР-МУРАДОВ 
isrageo.com
Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.