С присоединением Крыма к России на полуострове начался новой виток передела собственности. Затронул он и Ялтинскую киностудию. За сто лет своей истории киностудия пережила и золотой век, и упадок — с банкротством, рейдерскими захватами, продажей активов. Нынешним собственникам — основателям московского Национального космического банка Сергею и Андрею Аршиновым — так и не удалось вывести предприятие из кризиса. Теперь об интересе к ней заявил глава союза кинематографистов России Никита Михалков (№32 в рейтинге самых высокооплачиваемых российских звезд кино по версии Forbes, доход — $300 000 в год).
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
На днях он провел в Крыму переговоры со спикером Госсовета Владимиром Константиновым и премьером Сергеем Аксёновым о передаче активов киностудии в госсобственность, а заодно посетил саму студию. «Погуляли, все осмотрели, есть полное впечатление, что они пока не понимают, что со всем этим делать», — уверяет участник встречи. Интрига понятна: с одной стороны — проблемный актив, с другой — легендарный бренд и около 15 га земли, стоимость которой, по оценкам ялтинских риелторов, может доходить до $40–45 млн. «Михалков ничего не будет покупать, он все получит даром», — усмехается крупный ялтинский девелопер, несколько лет назад отказавшийся от покупки участков киностудии.
Автосервис не внушал доверия. Покосившиеся гаражи, старая иномарка, застывшая на кирпичах и домкратах, фасады полуразрушенных павильонов, заросшие буйной крымской зеленью. Но автомеханик излучал оптимизм: «Загоняй машину, у нас лучшая в Ялте диагностика по двигателям». Здесь не всегда чинили стартеры и генераторы. Почти сто лет назад, весной 1917 года, российский кинопромышленник Александр Ханжонков основал на этом месте свою кинофабрику, ставшую родоначальницей Ялтинской киностудии.
В один из ноябрьских дней 1911 года в Ливадийском дворце — ялтинской резиденции императора Николая II — состоялся закрытый показ. Члены царской семьи стали первыми зрителями первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя», снятого кинопромышленником Александром Ханжонковым и режиссером Василием Гончаровым. Для местных краеведов это еще один повод для гордости: полнометражное кино в Крыму стали снимать даже раньше, чем в Голливуде, — в Калифорнии полнометражку «Муж индианки» выпустили лишь в 1914 году.
Золотой век Ялтинской киностудии пришелся на послевоенные годы, после того как в 1963 году она стала филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького. В Крыму снимали каждый третий советский фильм, на площадках под открытым небом каждый год работали 60–70 съемочных групп. «Еще Сталин хотел в Крыму сделать второй Голливуд, здесь есть практически все климатические зоны и можно снять что угодно, — рассказывает Forbes режиссер Юрий Кара. — Я сам снимал здесь Югославию, Испанию, Магадан, сталинскую дачу в санатории «Украина» и даже Марс». В Крыму снимали детские сказки, кинокомедии «Кавказская пленница» и «Спортлото-82», приключенческие фильмы «Сердца трех», советскую фантастику «Москва — Кассиопея» и «Солярис».
«Второй Голливуд из Ялты не вышел, в США киноэлита жила тут же, в Лос-Анджелесе, а у нас — в Москве, и никто переезжать в Крым не собирался».
Так говорит директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. «Кинематографическая база в Ялте была удобна тем, что не надо было тащить с собой из Москвы грузовики, краны, автобусы, реквизит и оборудование — все это можно было взять на месте». Однажды на киностудию — туда, где до революции построил свою фабрику Александр Ханжонков, приехала группа из Великобритании — их долго водили по павильонам, цехам и постройкам. Англичане все внимательно осматривали, а под конец не удержались и спросили: «Музей мы посмотрели, а где же киностудия?»
Сама киностудия — Южная база Госкино СССР — находилась в Ялте, на Поликуровском холме, в 2,5 км от студии Ханжонкова. На территории 12 га размещались цеха, натурные площадки для декораций под открытом небом. Что касается старой студии в центре Ялты, то еще в конце 1980-х Госкино планировало построить там трехзальный киноконцертный комплекс на 2000 мест с гостиницей. Ничего этого не случилось.
После распада СССР было не до кино. «Лежали на дне «Мосфильм», «Ленфильм», киностудии им. Горького и им. Довженко. Но киностудия в Ялте держалась на плаву — с 1990 по 1995 год в Крыму сняли около 20 фильмов при участии инвесторов из Англии, Франции, Германии, Японии, Греции. Для съемок боевика «Первый удар» в Ялту приезжал Джеки Чан. В 1997 году специально для английского фильма «Юность адмирала» на вершине холма построили бассейн на 800 кубометров — его края, обращенные в сторону моря, сливались с горизонтом — там можно снимать батальные сцены, устраивать штормы и ураганы.
«Мы строили парусники, снимали исторические и приключенческие фильмы и за счет этого выживали», — вспоминает председатель Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов России Валерий Павлотос. На киностудии он был главным техническим специалистом, отвечавшим за то, чтобы ковры-самолеты летали, чудовища изрыгали пламя, а корабли своевременно взрывались.
Саму киностудию неоднократно брали на абордаж рейдеры. В 1996 году, вспоминает Павлотос, «Ялта-фильм» попала под контроль Партии экономического возрождения Крыма и местной группировки «Сэйлем», лидеры которой были объявлены в розыск за рэкет и убийства.
«Бандиты решили заняться кинобизнесом и сильно удивлялись, почему заказчики к ним не шли», — вспоминает Павлотос.
Украина съемки не финансировала, частный бизнес — тоже. «Украинские олигархи предпочитали покупать чернокожих футболистов, чья стоимость была больше бюджета всего украинского кино», — замечает Кара.
В начале 2000-х Карен Шахназаров приехал в Крым снимать фильм «Яды, или Всемирная история отравлений» . Киностудия, вспоминает он, переживала трудные времена: павильоны ветшали, оборудование распродавалось. «У них на студии уже тогда почти ничего не было, мы все оборудование тащили с собой, на месте взяли только два старых грузовика, что-то по мелочи», — вспоминает режиссер.
К концу 1990-х киностудия «Ялта-фильм» оказалась на грани банкротства. В ее судьбу вмешался президент Украины Леонид Кучма. По решению Верховного совета Крыма вместо госпредприятия появилась частная компания — ЗАО «Ялтинская киностудия». Учредителями должны были выступить республиканский Фонд имущества (50% + 1 акция уставного капитала общества) и «киноструктуры России» в лице Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (50% акций – 1 акция). «Киностудия всегда работала на московские деньги, — объясняет бывший директор киностудии Дмитрий Таран. — Будут заказы из Москвы — будет кино».
В уставной фонд ЗАО Крым внес все съемочное оборудование, реквизит, автопарк и 39 зданий на трех площадках. Часть этого имущества после банкротства «Ялта-фильм» находилась в налоговом залоге.
Но самый ценный актив — 15 га земли — по-прежнему оставался в собственности Ялты.
Среди членов наблюдательного совета киностудии оказались министр культуры Крыма Михаил Голубев, генеральный директор ООО «Кинокомпания «Арчи-фильм» Андрей Аршинов, председатель совета директоров ОАО «Национальный космический банк» Сергей Аршинов. Кто эти люди и как они оказались в кино?
Братья Сергей и Андрей Аршиновы не имели отношения к кино, зато имели отношение к деньгам. Оба были членами совета директоров и акционерами московского Национального космического банка России, их партнерами являлись президент группы «Каскол» Сергей Недорослев и вице-президент этой группы Виктор Григорьев (сейчас председатель совета директоров банка, 90% акций). Недорослев рассказал Forbes, что в то время он был миноритарным акционером, а основателями и основными акционерами банка были именно братья Аршиновы: «Это было их детище, банк задумывался как отраслевой — сначала специализировались на обслуживании предприятий космической отрасли, а потом банк стал универсальным». По словам Недорослева, всеми вопросами, связанными с киностудией, занимались Аршиновы, он и не вмешивался. Про Андрея Аршинова в Ялте говорили, что за ним якобы стояла столичная мэрия. И действительно, некий Андрей Аршинов был помощником мэра Юрия Лужкова (позже помощником Сергея Собянина. — Forbes), но, как выяснил Forbes, этот человек оказался полным тезкой банкира.
Судьба Ялтинской киностудии решилась не в мэрии Лужкова, а в кабинете главы Госкино Александра Голутвы. «Мы были знакомы с ним через общих знакомых, — вспоминает Сергей Аршинов. — Голутва сам предложил нам с братом финансировать Ялтинскую киностудию. Мы сказали: да ради Бога». Зачем банкирам киностудия? «Их, конечно, интересовало кино, но активы, наверное, больше», — объясняет интерес один из бывших топ-менеджеров киностудии. Аршинов не спорит: «Земля, конечно, нам тоже была интересна, но она тогда не была оформлена».
Знакомство с Голутвой не прошло даром. Через полтора месяца после создания кинокомпании в июне 2000-го у нее внезапно сменился совладелец. Пакет Фонда поддержки кино выкупила за $184 000 московская компания «Поликом-Вест». «Это была сомнительная сделка, — утверждает бывший юрист киностудии Евгений Соломенный. — Официальной причиной объявили ликвидацию фонда, хотя на самом деле его никто не ликвидировал». Аршинов объясняет это так: российская сторона должна была внести свою часть уставного капитала деньгами, но денег у фонда не было. Зато они были у московской компании «Поликом-Вест». Ее учредителями были различные структуры, но за ними, признается Аршинов, стоял он сам и акционеры банка.
Аршинов приехал в Ялту принимать хозяйство:
«Это был полный ужас, разруха, 165 человек коллектива и за несколько месяцев не выплаченная зарплата».
Часть имущества распродавалась с аукционов. «Мы выкупили всю технику, все оборудование, какие-то здания, а землю кропотливо оформляли», — вспоминает Аршинов. В мае 2003 года ООО «Поликом-Вест» стал единственным владельцем киностудии, выкупив у Фонда имущества Крыма контрольный пакет акций киностудии за $440 000. К тому времени земля киностудии уже находилась у ее владельцев в бессрочном пользовании, но в 2004 году на Украине изменился закон о земле — ее можно было либо арендовать, либо взять в собственность. Московские банкиры быстро решили эту проблему.
В 2004 году киностудия купила за 7,3 млн гривен ($1,4 млн на день заключения сделки. — Forbes) «исторический» участок площадью 1,4 га в центре Ялты и за 6,4 млн гривен ($1,2 млн) участок 12,8 га на территории Поликуровского холма. Сделками заинтересовалась прокуратура, было возбуждено уголовное дело против чиновников горсовета Ялты. Дошло до суда: обвинение утверждало, что сумма сделки занижена — по словам экспертов, стоимость участка 12 га в 1 км от Массандровского пляжа может составить 14,6 млн грн ($2,7 млн), а при продаже земли под жилую застройку город мог получить доход в размере 21 млн грн ($3,9 млн). Все обвинения Аршинов отметает: «Чепуха, цену назначало государство! Все было абсолютно честно: в то время в горсовете работали люди из Советского Союза». «Поликом-Вест» от претензий отбилась.
«Все, что можно было продавать, собственники стали продавать», — говорит Евгений Соломенный. Весной 2005 года киностудия продала свою «нижнюю площадку» вместе с постройками за 8,6 млн гривен ($1,6 млн) одесской компании «Розбудова Град». Сумма сделки была символической, на тот момент, по словам директора АН «Недвижимость Крыма» Сергей Белобородько, только один участок земли в центре города мог стоить $10–20 млн.
«У нас было два административных здания, и логистика между двумя площадками была странная: сотрудники летом тратили больше времени в разъездах», — объясняет причину продажи Аршинов. Год спустя новые владельцы из Одессы пообещали построить на площадке офисный центр с отелем, конференц-залами и кинотеатром, но участок пустует до сих пор. Почему?
Сотрудники киностудии полагают, что сделка была совершена в интересах авторитетного предпринимателя Максима Курочкина (Макс Бешеный), но он был арестован в 2007 году и застрелен снайпером на выходе из зала суда в Киеве, где слушалось его дело.
Вместе с депутатом Госдумы Александром Бабаковым Курочкин контролировал крупнейший в России рынок «Лужники», а на Украине — санатории, гостиницы, в частности ялтинскую «Ореанду» — она расположена рядом с киностудией. «Курочкин хотел [купить землю], но потом планы изменились — к покупке не имеет никакого отношения», — утверждает Аршинов. Кто сейчас владеет участком, он не знает.
Распространенную версию о том, что участок перешел к партнеру Курочкина Александру Бабакову, сам депутат в интервью Forbes отрицает. Бабаков говорит, что не является совладельцем ялтинских активов — гостиницы «Ореанда», ночного клуба Ikon и жилого комплекса «Шестой элемент»: «Вы же знаете, у меня ничего нет». И к участку бывшей киностудии Ханжонкова он тоже отношения не имеет. «Если тогда его продали бы правильным людям, там давно был бы построен объект, украсивший Ялту», — туманно замечает депутат.
Ворота Южной базы на Поликуровском холме сейчас закрыты на замок. «Нечего у нас смотреть — мы войну снимали, все разрушено», — объясняет по телефону начальник производственного отдела киностудии Елена Задериева. «Истинными намерениями собственника было не кинопроизводство, а застройка земельного участка на Поликуре 73 коттеджами для продажи элитного жилья», — утверждает Павлотос, доставая из пухлой папки планы застройки. В 2007 году горсовет Ялты дал разрешение киностудии на изменение целевого назначения земельного участка на Поликуровском холме: для строительства жилого комплекса площадью 5 га и фестивально-гостиничного комплекса площадью 2 га.
Собственники утверждают, что они никогда не собирались застраивать особняками Поликуровский холм. «Была идея сделать киногородок по примеру Голливуда, «Юниверсал» — гостиницы, кафе, рестораны, канатную дорогу протянуть», — уверяет Андрей Николаев, генеральный директор ЗАО «Ялтинская киностудия». Проект «Новая Ялта», по оценке Аршинова, стоил $100–200 млн. Аршинов утверждает, что он мог бы его реализовать — его компания «СтройСектор» построила в Минске гостиницу, фитнес-центр и жилые дома. В Ялте проект не удался. «Украина была мертвой для инвестиций», — признается бизнесмен. В конце 2013 года владельцы киностудии попытались переоформить под застройку многоэтажными домами третий земельный участок 0,8 га рядом с ливадийским отделом милиции — там раньше были цеха киностудии и старая немецкая лесопилка, но глава города им отказал.
Сергей, один из крупных ялтинских девелоперов, рассказал Forbes, что ему несколько лет назад предлагали приобрести 10 га бывшей киностудии на Поликуровском холме под застройку. «Предлагали забрать за копейки, но я отказался — мне и даром не нужно», — вспоминает предприниматель, объяснив, что инвестиции в создание инфраструктуры на Поликуре могут превысить стоимость самого проекта, а строить «шалманы» ему не интересно.
Сколько стоит эта земля? В агентстве недвижимости «Ялта-Сити» считают, что участки в черте города с коммуникациями и подъездом стоят около $10 000 – 20 000 за сотку.
Значит, 15 га — вся территория киностудии — будет стоить как минимум $22,5–30 млн.
В агентстве недвижимости «Партнер» заметили, что после присоединения Крыма к России цены на землю и недвижимость взлетели на 30–50%. «Участки на Поликуровском холме продавались за $25 000, в городе свободных участков нет, цена здесь от $30 00 до $45 000. И хотя сделки невозможно совершить — не работает реестр, но люди столбят землю договорами», — рассказали в агентстве. Таким образом, земля киностудии по новым расценкам уже доходит до $40–45 млн. «Итоговая стоимость зависит от многих факторов — расположения, коммуникаций, самого проекта», — считает директор по маркетингу ялтинского отделения компании «Консоль» Лидия Письменная. Последний, самый ценный, актив киностудии — земля — оказался главной финансовой проблемой. «Киностудию топит налог на землю — мы платим каждый месяц больше 100 000 гривен (300 000 рублей)», — признается Аршинов.
Еще в 2006 году собственники киностудии на пресс-конференции в Ялте объявили, что «Поликом-Вест» больше не собирается инвестировать в Ялтинскую киностудию. По словам Аршинова, начиная с 2000 года «Поликом-Вест» вложила около $ 4,5 млн и теперь предприятие в состоянии развиваться самостоятельно. «Если мы будем все время кормить киностудию деньгами, то из нее никогда не вырастет взрослый человек. Нам кажется, что она достаточно зрелый ребенок, который может сам за себя постоять», — заявил тогда Аршинов.
Киностудия участвовала в съемках самых известных российских фильмов: «72 метра» Владимира Хотиненко, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Яды» Карена Шахназарова, «9 рота» и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. «Мы сняли три фильма в Крыму — «Водитель для Веры», «Обитаемый остров» и «9 роту», и мы всегда на Ялтинской киностудии брали в аренду технику, свет, съемочное оборудование, — вспоминает известный продюсер. — Там была так называемая натурная площадка, где можно было что-то строить и снимать».
На чем зарабатывает киностудия? «Находим место для съемок, автомобили, линейных продюсеров, массовку, помогаем с растаможкой оборудования и реквизита, — рассказывает нынешний директор студии Андрей Николаев. — За свои услуги киностудия получает 10% от бюджета снятого эпизода». Но чуда не случилось. Выручка компании, по данным СПАРК, падала с каждым годом: 43,2 млн рублей (2007), 27 млн рублей (2008), 17,6 млн рублей (2009) и 3,9 млн рублей (2011).
Чистую прибыль компания показала только в 2010 году — 324 000 рублей, остальные годы были убыточными. Почему так случилось?
Аршинов, закончив ланч за столиком кафе на Большой Никитской, долго смотрит себе под ноги, а потом признается: «Разорились». По его словам, продюсеры в 2008 году вложили деньги в два фильма — «Прогулка по Парижу» и «Дом Солнца», но не смогли даже вернуть инвестиции. По данным СПАРК, чистый убыток киностудии по итогам 2008 года составил 32,4 млн рублей. «Мы попробовали снимать низкобюджетное кино — детективчики или мелодрамы стоимостью $20 000 – 30 000, но оно у нас получалось плохо».
Один из бывших топ-менеджеров киностудии вспоминает, что с 2008 года начался упадок всей отрасли. «Если мы в 2007 году участвовали в съемках 25 фильмов, то после 2008 года — только в двух-трех. Содержать такую махину, как киностудию, было невозможно», — говорит собеседник Forbes. Снова начались сокращения. В советское время на киностудии работали до 450 человек, в 2000 году сократили 150 сотрудников, в 2010 году — еще 48 человек. «Оставили 23 человека, из них 17 сторожей», — негодует Павлотос. Среди попавших под сокращение оказалась и его жена — художник по костюмам Анна Кузнецова. Уже в качестве безработной она получила «Золотого орла» за работу над фильмом «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, съемки которого проходили в Иерусалиме и Крыму.Погиб и еще один проект Аршиновых — фестиваль «Кино-Ялта», который проводился за счет Госкино и собственных инвестиций (стоимость такого мероприятия — $150 000–200 000, уточняет Аршинов). Последний фестиваль прошел в 2007 году. Интересная деталь: разыскивая Аршинова, корреспондент Forbes позвонил в Гильдию кинопродюсеров России, но там ответили, что собственник Ялтинской киностудии уже много лет не является членом гильдии.
Летом 2012 года Валерий Павлотос получил от Никиты Михалкова необычный заказ: для фильма «Солнечный удар» надо было построить колесный пароход. Павлотос пароход сделал, а заодно подарил режиссеру свою книгу об истории Ялтинской киностудии. У Михалкова к Крыму особое отношение: здесь он снимал свою дипломную работу. Буквально на следующий день после того, как Крым вошел в состав России, Михалков с нами связался, вспоминает Павлотос.
«У меня состоялся телефонный разговор с Сергеем Аксеновым [главой крымского правительства]… он обратился ко мне с просьбой об оказании содействия в восстановлении работоспособности киностудии», — написал 1 апреля Михалков в письме Дмитрию Медведеву. На базе киностудии Михалков предложил создать молодежный экспериментальный центр «Дебют» и проводить в Ялте кинофестиваль «Святая Анна». «Идея хорошая. Проработайте и подготовьте предложения», — размашисто написал поверх обращения Дмитрий Медведев.
У Михалкова отличное чутье на такие проекты — ему, как никому другому, удается удовлетворять свои режиссерские и управленческие амбиции за государственный счет.
Например, только на съемки кинофильмов «Утомленные солнцем: Предстояние» и «Цитадель» было потрачено до $85 млн (сам режиссер заявлял, что государство выделило ему только $2 млн — под одному на каждую часть). В прошлом году министр культуры Владимир Мединский предложил Михалкову взять Союз кинематографистов под крыло государства, и режиссер согласился: государство сможет содержать аппарат и находить деньги на соцпрограммы. «Вот и Ялтинскую киностудию Никита Сергеевич заберет под себя, чтобы закачать туда государственные деньги», — уверяет один из российских актеров.
«С точки зрения съемок как съемочная база это хороший бизнес, это привлекательная вещь, само по себе может существовать и жить, — считает известный продюсер. — Я не верю в то, что частники какие-то с кинопланами могут прийти. Людей, которые захотят землю, наверное, будет немало. Но если мы говорим про кино, то, думаю, должны прийти государственные какие-то или квазигосударственные компании».
Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров полагает, что строить в Крыму полноценную студию типа «Мосфильма» экономически невыгодно, да и не нужно. Режиссер считает, что в Крыму нужна арендная база, которая бы обслуживала киносъемочные и телевизионные группы. Начальные затраты для воссоздания базы, по его оценкам, могут составить $2–3 млн, а войти в проект должны частные инвесторы, а не государство — иначе «кроме воровства, ничего не получится». Шахназаров уверен, что Крым вернет свое значение для съемок, если там будет создано несколько арендных баз, начнут проводиться кинофестивали, а местные власти, как, например, во Франции или Ирландии, привлекут кинокомпании льготным налогообложением (см. «Бизнес на натуре»).
По информации Forbes, в Союзе кинематографистов обсуждается несколько вариантов того, как можно поступить с киностудией. Предлагается начать национализацию «нижней площадки» у ООО «Розбудова Град» — на месте автосервиса и стоянки разместить молодежный центр, офис Союза кинематографистов, а в ближайшие 3–4 года построить кинофестивальный комплекс на 2000 мест с гостиницей на 300 мест. С Южной базой сложнее, есть три варианта: полная национализация, компенсация владельцам Аршиновым стоимости активов и их перевод в госсобственность или создание совместного акционерного общества, блок-пакет которого будет передан государству.
Михалков в письме министру культуры Мединскому от 17 апреля предложил провести переговоры с владельцами киностудии по вопросу стратегии ее развития, предусмотреть господдержку, реконструкцию и модернизацию киностудии. Встречи с Михалковым до сих пор еще не было, сказал Аршинов, хотя глава союза Кинематографистов уже успел побывать у него на студии и встретиться с властями Крыма.
«Переговоры пока еще не завершились, — сообщил Михалков Forbes через своего помощника. — Там достаточно запутанная юридическая ситуация, московские и крымские юристы совместно анализируют документы, чтобы найти наиболее выгодный для всех сторон путь решения вопроса». Михалков уверяет, что его задача — сохранение площадок для нужд кинематографа, а все механизмы реорганизации разрабатывают юристы. «Я считаю, что она [реорганизация] должна оставаться по возможности мирной и конструктивной, обязательно находиться в рамках законодательства», — заметил режиссер.
Так же считает и Аршинов: он занят подготовкой к перерегистрации — компанию необходимо оформить по российскому законодательству. «Сейчас смутное время, — вздыхает экс-продюсер. — Украинские документы уже не работают, а российские еще нет».
Павел Седаков
forbes.ru
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.