Две картины Огюста Ренуара и Альфреда Сислея 16 мая были возвращены одиннадцати наследникам арт – дилера – еврея Грегуара Шустермана на церемонии, на которой присутствовала министр культуры Франции Рашида Дати, пишет журналистка «Artnet News» Джо Лоусон-Танкред.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В ноябре 2023 года Комиссия по реституции имущества и выплате компенсаций жертвам антисемитских нападений установила, что продажа произведения в 1941 году была вынужденной из-за нацистской оккупации. Это «Кариатиды» Ренуара (1909 г.), пара обнаженных фигур, находящаяся в Музее Ренуара в Кань-сюр-Мер с 1995 г., и «Баржи» Сислея (1870 г.), туманный городской вид на реку, находящийся в Музее Дьеппа в Нормандии с 1954 года.
«Мы очень тронуты. История выходит на поверхность», — сказал один из шести наследников, присутствовавших на церемонии, сообщает «Le Monde». Еще пятеро живут в США. Шустерман был русским евреем, родившимся в Украине и открывшим свою галерею на авеню Клебер в Париже в 1933 году. Как отметила Дати в своей речи, когда в 1940 году началась нацистская оккупация Франции, Верховное командование вооруженных сил Германии разместилось в отеле «Majestic», прямо через дорогу.
Оккупанты грабили еврейские предприятия при поддержке правительства Виши, и Шустерман расторг договор аренды в августе 1940 года. Чтобы избежать преследования, Шустерман бежал в Ниццу на юге Франции в марте 1941 года и, чтобы финансировать свой побег, был вынужден продать картины Ренуара и Сислея. Хотя на бумаге это может показаться обычными продажами, но, как отметила Дати, «принудительная продажа, продажа под принуждением, на самом деле является способом изъятия».
Вскоре после этого обе картины были проданы разными французскими дилерами немецкому дилеру Марии Гиллхаузен. Записи обеих продаж документально подтверждают участие атташе по культуре посольства Германии в Париже Адольфа Вюстера, который способствовал передаче культурных ценностей во время немецкой оккупации. После войны эти две картины были среди примерно 61000 изъятых произведений искусства, которые были привезены обратно во Францию и находились в ведении Фонда восстановления национальных музеев (MNR), который был создан в 1944 году и контролировал возвращение около 45000 произведений их довоенным владельцам. Этого удалось добиться благодаря помощи куратора Розы Валланд, тайно собиравшей информацию об изъятых нацистами произведениях искусства.
Примерно в это же время Шустерман предпринял неудачную попытку вернуть себе две картины, согласно письмам 1961 года, адресованным Валланд и Объединенному еврейскому социальному фонду. Их нашли его потомки, один из которых рассказал, что в конечном итоге он был потрясен «тяжестью административных процедур. И болью, которую они вызвали».
Более 2000 так называемых «произведений искусства MNR», включая картины Ренуара и Сислея, которые были «невостребованными», были выставлены в национальных музеях до тех пор, пока не будет установлен законный владелец. За последнее десятилетие они стали предметом более активных исследований. Благодаря этим усилиям исследователи смогли доказать, что Шустерман был вынужден продать картины Ренуара и Сислея, которые хранились в национальных музеях в Кань-сюр-Мер и Дьеппе.
«Для Франции любовь к искусству немыслима без любви к справедливости», — заявила Дати. «Сегодня эти картины стали больше, чем просто произведениями искусства. Они стали следами жестокости истории, знаками гонений и несправедливости». Она отметила, что в 2024 году финансирование исследований провенанса произведений искусства во Франции было удвоено, что позволило проводить большую часть этой работы в региональных музеях. За последний год Франция реформировала свою политику реституции. Одна поправка ускорила процесс возвращения государственных культурных ценностей, которые были изъяты в период с 1933 по 1945 год, но с тех пор попали в национальные коллекции и обычно считались неотчуждаемыми по французскому законодательству.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.