Как Никита Хрущев решал еврейский вопрос

При «кукурузнике» окончательно сформировался государственный антисемитизм в СССР, который вошел в плоть и кровь Страны Советов

Интересно: если бы Никита Сергеевич знал о том, что Фидель Кастро Рус — потомок маранов (во всяком случае, версия о еврейских корнях пламенного Фиделя выглядит правдоподобной), то бишь лиц еврейской национальности, — он бы столь крепко прижимался к груди пламенного революционера? Фото из архивов ЦК КПСС

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В истории бывшего Советского Союза заметное место принадлежит Никите Хрущеву. С его именем, как правило, связывают решения ХХ съезда КПСС, разоблачившего страшные преступления Сталина и сталинизма. Открылись двери бесчисленных лагерей, в которых томились сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Вместе с тем нельзя забыть и о том, что Хрущев сам был повинен в репрессиях и усердно помогал Сталину крутить маховик большого террора. Многие годы, вплоть до смерти Иосифа Виссарионовича, Хрущев был верным сталинцем и входил в небольшую группу наиболее приближенных к диктатору лиц.

Историки часто упрекают Хрущева в том, что его политика была непоследовательной и весьма противоречивой. Однако как раз в еврейском вопросе политика Никиты Сергеевича отличалась четкостью и постоянством. Эта политика была антисемитской на протяжении всех десяти лет, когда он находился у кормила власти. При этом следует заметить, что свой антисемитизм Никита Хрущев и не очень-то скрывал. Факты свидетельствуют, что этот реформатор, а именно таким его считают многие, был злобным и жестоким юдофобом. В этом мы постараемся убедить читателя, приведя факты, только факты.

* * *

Никита Хрущев был послушным исполнителем, и прежде всего за это его ценил Сталин. Он активно помогал «вождю народов» в проведении различных акций против евреев, в осуществлении политики государственного антисемитизма. В годы Второй мировой войны юдофобия в СССР расцвела буйным цветом. Особенно на Украине положение евреев было незавидным.

После освобождения территории республики от немецких оккупантов Никита Сергеевич возглавлял Совет министров и ЦК Компартии Украины. Он всячески препятствовал возвращению евреев, эвакуированных в восточные регионы страны. На одном из заседаний Совета министров республики прямо сказал: «Евреям Украины, которые спаслись от попыток уничтожить их, лучше всего оставаться там, где сейчас живут. Они тут нам не нужны. И так забот хватает. Возвращаются из эвакуации, начинаются сражения за квартиры, где живут уже другие люди, за отнятые вещи. Все это усложняет обстановку и без того сложную. Я не хочу, чтобы украинский народ воспринимал победу Красной армии и возвращение советской власти как возвращение евреев. Если кому-то из них сильно хочется ехать, пусть едут в Биробиджан, там область большая, места хватит».

Хрущев был главным дирижером на Украине антисемитской кампании, названной «борьба с космополитизмом». На Украине она приобрела особый размах. Были арестованы жившие в Киеве поэт Давид Гофштейн и другие деятели еврейской культуры.

В 1949 году Хрущева забрал поближе к себе Сталин, он снова первый секретарь Московского комитета партии и одновременно секретарь ЦК. Никита Сергеевич внес солидный вклад в проведение политики государственного антисемитизма, которую проводил «вождь народов». Примеров его участия в антиеврейских акциях можно привести великое множество. Вот «дело ЗИСа». На Московском автозаводе работало много евреев, которые не были безучастны к своей культуре, традициям, часто посещали спектакли еврейского театра. МГБ при активном участии Хрущева слепило «дело о еврейских националистах». Было арестовано и предано суду 48 человек, девять из них приговорили к расстрелу. По так называемому «делу ЗИСа» была создана специальная комиссия ЦК под председательством Хрущева, которая «чинила суд и расправу» над работниками завода.

Никита Сергеевич был инициатором многих гонений на евреев. По его указаниям проводились кадровые чистки на предприятиях Москвы и области, во многих учреждениях и учебных заведениях. Тысячи евреев потеряли работу, остались без средств к существованию.

* * *

Сталин в последние годы своего кровавого правления предпринял тотальное наступление на евреев. Убийство Михоэлса, сфабрикованное дело Еврейского антифашистского комитета и, наконец, «дело врачей» — все это были звенья одной цепи провокаций. Конечной их целью являлась депортация евреев. Однако диктатор умер, и вместе с ним пришлось похоронить некоторые его планы. У евреев появилась надежда на изменения к лучшему. Кое-какие изменения произошли, но система государственного антисемитизма осталась. И для ее сохранения немало потрудился Никита Хрущев.

После смерти «великого вождя народов» в ходе ожесточенной борьбы за власть Хрущеву удалось оттеснить своих соперников.

Как бы мы ни относились к Берии, который несет ответственность за многие преступления, он, а не Хрущев был инициатором прекращения «дела врачей». После смерти Сталина Берия был назначен первым заместителем председателя Совета министров и министром внутренних дел. По его предложению президиум ЦК КПСС 3 апреля 1953 года принял постановление о полной реабилитации арестованных по «делу врачей-вредителей» и о привлечении к уголовной ответственности работников бывшего МГБ СССР, сфабриковавших это дело.

Хрущев, Суслов и некоторые другие партийные деятели всячески затягивали реабилитацию осужденных по делу Еврейского антифашистского комитета. Но даже после реабилитации Хрущев пытался доказывать их вину.

В архивных материалах бывшего ЦК КПСС есть документ о встрече Никиты Сергеевича с делегацией Рабочей прогрессивной партии Канады. Она состоялась в августе 1956 года, вскоре после ХХ съезда КПСС. Выступая перед канадцами с речью, первый секретарь ЦК КПСС говорил: «Когда из Крыма выселили татар, некоторые евреи начали развивать идею о переселении туда евреев, чтобы создать в Крыму еврейское государство. Это был бы американский плацдарм на юге нашей страны. Я был против этой идеи и полностью соглашался в этом вопросе со Сталиным». Верность сталинскому знамени антисемитизма Никита Сергеевич сохранял.

А вот другой характерный факт, который приводит Д.Волкогонов. 10 июля 1956 года Хрущев встретился с делегацией итальянской компартии: Джанкарло Пайетой, Челесте Негарвиле и Джакомо Пеллегрини. Беседа, а скорее монолог Никиты Сергеевича продолжался шесть с половиной часов. Хрущев говорил о решениях ХХ съезда КПСС, но также коснулся и многих других вопросов. Затронул он и проблему антисемитизма. «Из наших тюрем, — сказал Хрущев, — было освобождено и направлено в Польшу много польских коммунистов-евреев… Эти люди ведут себя в Польше отвратительно и усиленно продвигают своих людей в руководящие органы партии и государства». Ведут они себя, подчеркнул Хрущев, «нахально».

Первый секретарь ЦК КПСС не скрыл, что когда стали избирать вместо умершего Б.Берута первого секретаря ПОРП, а Хрущев присутствовал на пленуме в Варшаве, то склонялись к кандидатуре Замбровского. Хрущев, однако, прямо заявил, что «хотя тов. Замбровский хороший и способный товарищ, однако в интересах Польши надо выдвинуть поляка…» Мол, иначе на основные руководящие посты будут назначены евреи.

Итальянцы, слушая Хрущева, подавленно молчали. Они имели возможность увидеть и услышать, как стереотипы сталинского мышления по-прежнему держали в своих тисках нового «вождя» КПСС.

Известный журналист Солсбери присутствовал на нескольких встречах Хрущева с зарубежными коммунистами, на которых речь шла и о еврейском вопросе. Он дал подробное описание этих встреч и высказываний первого секретаря ЦК КПСС в своей книге. Хрущев считал, что «самое прогрессивное развитие еврейского народа лежит в направлении к ассимиляции, что еврейское образование не нужно, а еврейским детям лучше в общих школах. Солсбери рассказывал, что Никита Сергеевич много рассуждал «о хороших и дурных чертах» евреев, о главном их недостатке — политической неблагонадежности. И вообще, «где только еврей поселится, он тотчас создает синагогу». Вот так рассуждал тогдашний лидер советских коммунистов. Но вершиной его антисемитских высказываний Солсбери считает утверждение о том, что проживание евреев в СССР создает для страны военный риск — из-за них Гитлер напал на Советский Союз (?!). Советская власть рискует, разрешая евреям жить в СССР. Да, по части антисемитизма Никита Сергеевич был крепко подкован.

В марте 1958 года Хрущев принимал французского журналиста Сержа Груссара. Зашла речь об освоении евреями Биробиджана. Хрущев признал этот опыт неудачным, но обвинил евреев. Они, мол, не любят коллективного труда, дисциплины. Советский лидер вновь и вновь говорил о плохом характере евреев. «Они, — философствовал Хрущев, — интеллигенты, все и всегда стремятся в университеты».

Никита Сергеевич не ограничивался разговорами, он активно действовал. В конце 50-х годов ЦК КПСС принял решение об усилении атеистической пропаганды. Наступление начали прежде всего на иудаизм. Его преследовали не только как религию, но и как классово враждебное явление. Развернулась кампания по закрытию синагог. В 1953 году, когда умер Сталин, в СССР еще существовало примерно 400 синагог. Через десять лет, к концу правления Хрущева, их осталось менее ста. Эти данные приводит Ш.Эттингер в книге «История еврейского народа» (Иерусалим-Москва, 2002).

…Тимофей Кичко до Отечественной войны работал в аппарате ЦК Компартии Украины. Оставшись на оккупированной территории, сотрудничал с немецкими властями. Перед приходом Красной армии подсуетился и стал изображать из себя активного подпольщика. Это ему не помогло, его исключили из партии коммунистов как коллаборациониста. Однако Кичко не растерялся. Он предложил свои услуги партаппарату и КГБ в качестве эксперта по иудаизму и вообще по еврейским делам.

В 1963 году Тимофей Кичко издал в Киеве книгу «Иудаизм без прикрас». В ней под видом антирелигиозной пропаганды он возродил самые нелепые вымыслы о евреях, широко использовал «творчество» фашистских идеологов расизма. Что касается иллюстраций, которых в книге было великое множество, то они были скопированы с нацистского журнала «Штюрмер», который издавал Ю.Штрейхер. Тот самый, который за подстрекательство к убийствам евреев был приговорен к смертной казни Международным трибуналом в Нюрнберге. Выход этой книги вызвал скандал. Посыпались запросы руководства зарубежных компартий. Скандал замяли, а ходатайство Кичко о восстановлении в КПСС удовлетворили… Его и в дальнейшем использовали в качестве «эксперта по еврейским делам».

Справедливость требует отметить, что свои «труды» Кичко несколько раз пытался представить в качестве докторской диссертации, но уровень их был так низок, что они были отклонены даже теми учеными советами, где заседало немало антисемитов.

Но вернемся к Хрущеву. После смерти Сталина и особенно после ХХ съезда появилась надежда возродить издание книг на идише, еврейский театр и другие учреждения культуры. По этому вопросу многие обращались в ЦК КПСС. Вначале казалось, что вопрос будет решен, однако быстро выяснилось, что никакого продвижения не будет, ибо первый секретарь ЦК против подобных предложений.

Еврейская культура существует тысячелетия. Одной из политических целей Сталина было стремление отсечь от нее советских евреев, лишить их исторической памяти. Эту же линию продолжал Никита Хрущев. В национально-культурном отношении дискриминация евреев носила особенно грубый и жестокий характер.

* * *

Неудивительно, что в докладе на ХХ съезде, где речь шла о преступлениях Сталина, даже не были упомянуты «дело ЕАК», убийство Михоэлса и пр. Умолчание — вот характерная черта политики Хрущева в еврейском вопросе. В период его правления, да и после, убийства евреев немецкими фашистами и их пособниками всячески замалчивались. Подвиги воинов-евреев в период Отечественной войны, в том числе Героев Советского Союза, тоже не вспоминали. А если о ком-то писали, то старались скрыть его национальность. О евреях — честных и самоотверженных тружениках нельзя было встретить не только статьи, но даже маленькой заметки в районной газете. Что уж говорить о центральных и республиканских газетах.

Вместе с тем евреи, составлявшие один процент населения страны, часто изображались советской прессой как сплошь расхитители социалистической собственности, живущие за счет трудового народа. Ну, а чтобы не сомневались, что это именно евреи, подбирались для негативного изображения люди со специфическими именами, отчествами и фамилиями.

Начавшаяся при Сталине дискриминация евреев была закреплена как политика государственного антисемитизма Хрущевым, а затем проводилась его преемниками. Как известно, в Бабьем Яре на месте массового расстрела немецкими оккупантами и их пособниками еврейского населения Киева отсутствовал какой-либо памятник погибшим жертвам. Любые попытки решить этот вопрос тогдашние руководители Украины пресекали. Писатель Виктор Некрасов напечатал в «Литературной газете» письмо, в котором выразил возмущение таким позорным фактом. Широкий общественный резонанс вызвало стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр», в котором поэт заклеймил антисемитов. Против него ополчились многие «деятели культуры», науськиваемые партийными бюрократами. Евтушенко приклеили ярлык прислужника сионистов. На Украину после публикации этого стихотворения въезд поэту был вообще закрыт. Он смог посетить республику только уже во времена Горбачева.

* * *

Антисемитские выпады Хрущев допускал и во время своих встреч с творческой интеллигенцией. Например, на одной из таких встреч в марте 1963 года он обрушился на Эренбурга и Евтушенко, заявил, что «они поют с чужого голоса». Здесь же он пустил в ход байку о еврее, который якобы служил в штабе Паулюса. Ее придумал или сам Никита Сергеевич, или кто-то из его помощников. Этот вымысел имел целью доказать, что и среди евреев были люди, которые сотрудничали с фашистскими властями. Конечно, эта клевета была на руку всякого рода коллаборационистам и юдофобам.

Антисемитские акции в период правления Хрущева приобретали все больший размах. В 1961 году по инициативе первого секретаря ЦК КПСС были приняты указы об усилении ответственности за экономические преступления, вплоть до применения смертной казни. Гнусное лицемерие тогдашнего руководителя партии и советского правительства проявились в том, что эти указы были приняты вскоре после отмены в СССР смертной казни и обращения к правительствам других стран мира последовать этому примеру.

Но не привык жить ученик и соратник Сталина Никита Хрущев в условиях, когда нет смертной казни. Прошло совсем немного времени после этого лживого обращения правительства СССР, как началась волна судебных процессов по экономическим преступлениям, на которых выносились смертные приговоры. Киевский писатель, в прошлом корреспондент «Комсомольской правды», Михаил Канюка подсчитал только на основании сообщений в прессе, что с июля 1961 года по 5 января 1963 года в СССР состоялся 51 судебный процесс по экономическим делам. На них было вынесено 104 смертных приговора, в том числе 60 евреям.

С самого начала всем было ясно, что чрезвычайные указы имеют четкую направленность — против евреев. Средства массовой информации изо дня в день убеждали население СССР, что евреи почти сплошь спекулянты и взяточники. При этом само слово «еврей» упоминалось редко, зато шли списки фамилий и имен, которые не вызывали ни у кого сомнений, к какой национальности принадлежат эти люди. Вся схема была отработана еще во времена «великого вождя партии и народа». При этом евреи не имели возможности защитить себя от клеветы. Когда один из адвокатов сказал, что его подзащитный — жертва антисемитизма, судья заявил, что у нас такого нет, потому что не может быть. А за подобную клевету на социалистический строй адвоката следует самого привлечь к уголовной ответственности.

…Ян Рокотов и Владислав Файбишенко спекулировали валютой. Масштабы их «коммерции» были довольно ограничены, а по теперешним временам просто смехотворны. Их арестовали и собирались судить. Следствие вел КГБ СССР. Никита Сергеевич считал, что в СССР «черной биржи» нет, ибо она никому не нужна. Случайно узнал, что есть, и был очень удивлен. Вот как раз сейчас доложили ему: арестовали и будут судить евреев — спекулянтов долларами. «Ах, опять евреи!» — закричал Никита Хрущев. За две недели до суда над незадачливыми бизнесменами принимается указ, который увеличивает срок наказания за незаконные валютные операции до 15 лет. Ранее этот срок составлял 8 лет. Общеизвестно: закон обратной силы не имеет. Но принимается специальный указ, по которому закону давалась обратная сила. Рокотова и Файбишенко осудили на 15 лет. Когда о приговоре узнал Хрущев, он был взбешен. «Всего 15 лет вместо расстрела», — бушевал советский лидер. И никак не мог втолковать ему Генеральный прокурор Руденко, что закон предусматривает максимальный срок 15 лет, раньше за такое давали только 8 лет.

На следующий день после вынесения приговора Хрущев улетел в Алма-Ату. Здесь, выступая на митинге, он сказал: «Вы читали, какую банду выловили в Москве. И за все эти вещи главарям дали всего 15 лет. Да за такие приговоры самих судей судить надо». Председателя Московского горсуда Л.Громова тут же снимают с работы. Срочно принимается новый указ, который допускает применение смертной казни за спекуляцию валютными ценностями. Указ принимался специально для Рокотова и Файбишенко. Их дело теперь уже рассматривает Верховный суд РСФСР и приговаривает к расстрелу. Это дело наглядно показывает, что из себя представляла «социалистическая законность» уже после Сталина, при Никите Хрущеве. Рост антисемитизма в СССР при явном поощрении властей, громкие судебные процессы, смертные приговоры евреям вызвали волну возмущения во многих странах. Выдающийся английский философ, лауреат Нобелевской премии, Бертран Рассел послал Хрущеву телеграмму, в которой выразил возмущение в связи с преследованием евреев и открытым поощрением антисемитизма со стороны властей. Долго он ждал ответа, но так и не получил его. Через год Рассел опять обратился к советскому лидеру в связи с тем же еврейским вопросом. Никита Сергеевич вынужден был дать ответ. Авторитет Рассела в мире был очень велик, к тому же его считали другом СССР.

1 марта 1963 года «Правда», «Известия» и другие газеты опубликовали ответ Хрущева. В нем он пытался «навести тень на плетень», нагло отрицал всему миру известные факты, которые приводил Рассел. 8 марта 1963 года на встрече с деятелями литературы и искусства Хрущев заявил, что враги подняли в зарубежной прессе шумиху по поводу преследований евреев в СССР. «У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывает его, подпевают империалистической пропаганде», — сказал первый секретарь ЦК КПСС. Итак, евреи есть, а еврейского вопроса нет.

Проводившаяся Сталиным, а затем Хрущевым политика государственного антисемитизма ограничивала евреев даже в самых элементарных правах, в том числе в праве на труд. Юдофобия способствовала пробуждению национального самосознания евреев. Они убедились в том, что и после осуждения культа личности Сталина антисемитизм не только жив, но даже набирает новые обороны. Надежд на лучшие времена советские лидеры им не сулят. И развернулась борьба за выезд советских евреев из СССР. Еще до Гагарина они бросили клич: «Поехали!»

* * *

Отношение к евреям неразрывно связано с отношением любого политика к Государству Израиль. Десять лет Никита Хрущев руководил Советским Союзом. За это время в своих многочисленных выступлениях он не сказал о нашей стране ни одного доброго слова. Если говорил об Израиле, то только с неприязнью, не скрывая ее. Тесную дружбу с арабами поддерживал не столько из-за любви и уважения к ним, сколько из-за неприязни к евреям. Конечно, не будем упрощать были и другие факторы этой дружбы, за которую СССР много заплатил и ничего не получил. Ну, а скандальное присвоение Насеру звания Героя Советского Союза. Оно шокировало даже приближенных первого секретаря ЦК. Ведь Насер уничтожил сотни коммунистов, а тех, кто уцелел, пытали и держали в тюрьмах. Но для лидера КПСС важнее было то, что он, как и сам Никита Сергеевич, не любил евреев и с ними боролся изо всех имевшихся у него сил.

Говорят, у каждого антисемита есть свой еврей. У Хрущева и такого не было. Его сын Сергей живет и работает в США. На вопрос американского журналиста: «Были ли евреи в близком окружении Хрущева?» — сумел назвать только одного, Леву Римского, с которым якобы его отец дружил с дореволюционных времен. Но хорошо известно, что не только в ближнем, но и в «дальнем» окружении Хрущева евреи отсутствовали. Никита Сергеевич их не любил и близко к себе не подпускал.

«Оттепель» — так Илья Эренбург назвал период после смерти Сталина. Появились надежды на то, что исчезнет чудовищная дискриминация. Однако надежды быстро испарились. Да была ли оттепель? Сам Никита Сергеевич в своих воспоминаниях признавал: «Решаясь на приход оттепели, руководство СССР, в том числе и я, одновременно побаивались ее, как бы не наступило половодье, которое захлестнет нас».

Надежда на лучшие времена у евреев пропала. Никита Хрущев и его соратники быстро дали понять, что государственный антисемитизм — это всерьез и надолго. Даже у очень наивных людей иллюзии исчезли.

Свыше десяти лет вершителем судеб народов СССР был Никита Хрущев. Тот самый, который на попойках у Сталина играл роль дурачка и бросался в пляс по команде вождя. Тот самый, кто усердно выполнял любой его приказ, кто участвовал в «тройках» — его подписи стоят под тысячами смертных приговоров. И именно этот человек на ХХ съезде выступил с докладом о преступлениях Сталина.

Бывший председатель КГБ В.Семичастный говорил, что чекисты могли бы выпустить много томов с анекдотами про Никиту Сергеевича. Когда речь заходит о Никите Хрущеве, часто люди начинают смеяться, вспоминая его выходки. Однако не так уж он был прост. Хрущев был малообразованным, но хитрым политиком. Его отличала жестокость и мстительность. По отношению к евреям он был наполнен предрассудками. Хрущев был достойным учеником Сталина и по многим вопросам продолжал его политику, особенно по части юдофобии. Именно при Хрущеве окончательно сформировался государственный антисемитизм в СССР, который вошел в плоть и кровь Страны Советов.

Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук (Нешер)
isrageo.com
Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.