Как 87-летний пианист загипнотизировал Итана Хоука

Фильм о Сеймуре Бернстайне исследует тайны исполнительского искусства

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

НЬЮ-ЙОРК – «Я никогда не мечтал, что смогу своими двумя руками дотронуться до неба». Эту фразу, позаимствованную из поэзии Сафо, произносит с экрана знаменитый американский пианист, композитор и педагог 87-летний Сеймур Бернстайн (Seymour Bernstein). Ее же он повторил 12 марта вечером, представляя в старинной епископальной церкви Сент-Барт на углу Парк-авеню и 51 стрит Манхэттена новый документальный фильм о себе. 13 марта фильм «Сеймур: вступление» (Seymour: An Introduction) выходит на экраны Нью-Йорка и других городов США.

Фильм снял 44-летний нью-йоркский актер и режиссер Итан Хоук (Ethan Hawke), оскаровский номинант, недавно блеснувший в фильме «Отрочество» (Boyhood). Выйдя на просцениум перед экраном, перегородившим на один вечер огромное пространство величественной церкви, он поблагодарил церковную администрацию и кинопрокатчиков за неожиданную идею показа фильма в храме. «Надеюсь, нас всех устроит здешняя акустика, раз она устраивает Иисуса», – пошутил Хоук, представляя одну из учениц Бернстайна, сыгравшую на фортепиано перед просмотром композицию американского композитора Сэмюела Барбера.

Как рассказал заметно взволнованный Хоук, он впервые встретил Бернстайна на вечеринке в доме у общих друзей где-то два с половиной года назад. И был потрясен его душевностью, добротой и чувством юмора.

«Я всегда очень нервничаю, будь-то на съемочной площадке или на театральной сцене, – сказал Хоук. – И вроде все до боли знакомо, и опыт выхода на публику большой, и все равно что-то в глубине души начинает вибрировать. Такая чертова природа. Я сказал об этом Сеймуру, и он меня поразил тем, что описал примерно такие же эмоции. Он тоже боролся со страхом сцены. Это невероятно! Сеймур дал мне дельные советы, как преодолевать страх. Этот человек меня поразил, буквально загипнотизировал».

Фильм «Сеймур: вступление» показывался на фестивалях в Теллурайде, Торонто и Нью-Йорке. Продвижением и прокатом его занимаются компании Rooftop Films, Sundance Selects и IFC Entertainment.

Сеймур Бернстайн родился в Ньюарке. Рано освоил премудрости игры на фортепиано и уже с 15 лет стал учить музыке детей младше себя. В 17 лет к нему пришла первая слава концертирующего пианиста-виртуоза.

В фильме он со слезами на глазах вспоминает свою службу в армии. Он был отправлен в Корею, где тогда шла война. Давал сольные концерты на фронтовой линии и в тылу. Молодого Сеймура потрясло увиденное – раненые и убитые солдаты, воронки на месте домов, страшные приметы войны.

За свою долгую карьеру пианиста он объездил полмира, выступал на самых известных сценах Америки, Европы и Азии. Написал несколько книг, включая «Своими собственными руками» (With Your Own Two Hands), «Двадцать уроков хореографии для клавиатуры» (20 Lessons in Keyboard Choreography) и «Монстры и ангелы: как не загубить карьеру в музыке» (Monsters and Angels: Surviving a Career in Music).

Бернстайн тепло говорит в фильме о музыкантах, у которых учился и перенимал тайны мастерства, в частности о сэре Клиффорде Курзоне. В 1969 году он впервые солировал вместе с Чикагским симфоническим оркестром, исполнив концерт номер 2 бразильского композитора Вилла-Лобоса. Лауреат множества самых престижных национальных и международных премий. В 50 лет Бернстайн решил уйти со сцены и всецело посвятить себя преподаванию игры на фортепиано.

Итан Хоук рассказал на встрече, что долго упрашивал мэтра снова сесть за инструмент для специального концерта, который должен фигурировать в фильме. Бернстейн наотрез отказывался, но Хоуку все-таки удалось его переубедить и предстать перед публикой после 36-летнего перерыва.

«Он (Бернстейн) выступал в Стейнвей-холле на 57-й стрит, на инструменте, который он сам тщательно выбрал, – рассказал Хоук. – Он просто божественно сыграл Шумана. И нам явно в тот день благоволили небеса. Огромные, во всю стену окна в Стейнвей-холле не занавешены, и сквозь них видны пешеходы и автомобили. И вот, представляете, во время съемки в кадр попадает старинный конный экипаж, ну просто примчавшийся к нам из эпохи Шумана. Как будто композитор проехал и одобрительно махнул нам рукой».

В фильме Бернстайн показан дающим уроки молодым ученикам, терпеливо, а иногда и с явным азартом объясняющим им секреты фортепианного искусства.

«Дух захватывающим погружением в искусство» назвал картину Хоука ведущий кинокритик издания «Голливуд репортер» Тодд Маккарти. «Фильм идет всего 81 минуту, – пишет он. – Но я мог бы его смотреть весь день. А затем следующий день и следующий за ним».

«Бернстайн – один из самых завораживающих гуру из тех, которых вы можете себе представить, – пишет критик Джо Моргенстерн из «Уолл-стрит джорнэл». – Фильм этот будут смотреть и изучать все будущие десятилетия».

Бернстайн работает также как композитор, его произведения исполняются по всему миру. Он живет в Нью-Йорке в небольшой студии и продолжает преподавать на музыкальной кафедре Нью-Йоркского университета (NYU). В 2004 году он был удостоен почетной степени доктора музыки в Университете Шенандоа.

В коротком интервью «Голосу Америки» Итак Хоук сказал, что любит музыку с детства. «Да, у нас музыкальная семья, – сообщил он. – Так что классическую музыку слушаю с самых юных лет. Сам играю на гитаре, в основном, для моих детей, немного сочиняю. Что касается режиссуры, то планов – тонны, но я воздержусь сейчас их конкретизировать».

golos-ameriki.ru

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.