Кабаре Терезин

«Все ли про то спето?
Все ли навек — с болью
?
Слышишь
, труба в гетто
Мертвых зовет к бою!»
Александр Галич «Баллада о вечном огне»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Терезин. Или Терезиенштадт. Что говорят нам эти названия сейчас?

По сути ничего. Мало, кто знает, что это было одним из самых изощренных гетто, созданных нацистами в конце 41-го года в чешском местечке неподалёку от Праги. За годы войны через ад Терезина прошли около 140 тысяч евреев, 15 тысяч из них были дети. 33 тысячи заключённых погибли в самом гетто. 88 тысяч были депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти. Выжили единицы. В мае 45-го лагерь был освобождён советскими войсками.

Среди узников Терезиенштадта было много интеллектуалов. Музыканты, ученые, писатели, педагоги, политики, звёзды эстрады Берлина, Вены, Праги. Многие из них обладали мировой известностью. Постоянный голод, ужасающие условия существования, отсутствие медицинского обслуживания, жестокие издевательства охранников, не помешали заключённым заниматься творчеством. Так появилось уникальное по своей сути Кабаре Терезин. Невзирая на постоянный страх депортации в лагеря смерти, обитатели Терезина продолжали жить и творить. Это был единственный способ выжить! Выжить до следующей депортации. Используя знания и юмор, внушающие оптимизм, жители Теризиенштатда избрали единственно возможный способ достойного существования. Несмотря на жесточайшие запреты на любое образование, известная педагог, дизайнер и архитектор Фрида Брандайс, принадлежащая течению Bauhaus (направление в дизайне и архитектуре Германии в 20-е годы, прошлого столетия) сумела создать уникальную систему детского художественного воспитания. Благодаря усилиям Фриды Брандайс и ее воспитанников-детей была поставлена опера «Брундибар». В Терезине было прочитано более 3000 лекций, а оркестр под управлением известного дирижёра Рафаэля Шехтера, исполнивший «Реквием» Верди, стал не только настоящий легендой, но и бессмертным памятником мужеству еврейских узников.

Когда новости об уникальных достижениях дошли до Берлина, министр пропаганды Третьего Рейха, придумал цинично-изощренный план. По его приказу в лагере были созданы цветочные клумбы, наскоро построены бутафорские здания с надписями «Театр», «Магазин», «Детский сад», «Школа». Все должно было выглядеть как дом отдыха. После законченного наспех «строительства», 23 июля 1944 года Терезин посетила делегация Красного креста. Перед «экскурсией» по лагерю, представителей Красного Креста пригасили на просмотр документального пропагандистского фильма «Фюрер дарит евреям город», снятого одним из заключённых, режиссером Куртом Герроном. Перед глазами зрителей предстали кадры с изображением жизнерадостных сытых детей, их родителей, вдохновленно трудящихся у станков на благо Третьего рейха, футбольный матч с присутствием тысяч болельщиков-статистов. Нет смысла пояснять, что представители Красного Креста остались в полном восторге. Сразу после их отъезда декорации были уничтожены, а все участники и создатели фильма были отправлены в Освенцим…

И вот спустя почти 50 лет, в 1992 году по мотивам материалов и воспоминаний, оставшихся в живых узников Терезинаштадта в столице Австрии, был поставлен спектакль «Кабаре Терезин».

О премьере и дельнейшей судьбе спектакля рассказывает один из его создателей композитор Сергей Дрезнин:

«В 1992 году австрийский актер и режиссер Александр Вехтер пригласил меня сделать спектакль по материалам кабаре Терезиенштадтa. Для Александра это была семейная история: барон Раймонд фон Вехтер и его супруга были интернированы в лагерь и погибли в Аушвице. Творческая мощь этого материала потрясла меня. Искусство, музыка и юмор, которые побеждают болезни, лишения и саму смерть: “Все жанры, кроме трагедии!. К нам на репетиции приходили бывшие узники лагеря, приносили неизвестные нам тексты, помогая соблюдению исторической правды.

После успешной премьеры в Rabenhof Theater мы пять лет играли спектакль в Вене и на гастролях на главных театральных сценах Австрии, Германии и Швейцарии. В 1994 году была создана английская версия во Флориде, в 2001 спектакль Off Broadway, а в 2008 году при поддержке Правительства Франции была создана французская версия в Theatre Champs Elysees в Париже. Везде этот спектакль пользовался огромным успехом. Вышли два диска – на немецком и английском языках. Эти произведения живут, их исполняют и изучают в школах и колледжах.

Сегодня, благодаря поддержке Почётного Председателя попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности Виктора Вексельберга, директора Фонда Еврейского Музея и центра толерантности Евгения Белова, продюсера спектакля Михаила Шейнина, узники Терезиенштадта рассказывают нам свои истории и поют свои песни в русском переводе, специально созданном Игорем Писарским. Там, где музыка отсутствовала, я и патриарх венского кабаре Герхард Боннер написали новые мелодии. Постановка Нины Чусовой позволяет зрителю пройти страшный и героический путь наших героев.»

Это не просто спектакль-напоминание. Это спектакль – предостережение.

Важны не только безусловные художественные достоинства спектакля, но и его информационная значимость.

В период, когда антисемитизм снова поднимает голову, когда Израиль, увы, проигрывает информационную войну, пришло время напомнить отрицателям Холокоста и врагам Еврейского государства, страницы истории.

Напомнить, что за свою почти шеститысячелетнюю историю еврейский народ прошёл через тысячи страданий, гонений и уничтожений. Через греческую оккупацию, через бесчинства крестоносцев, через кровавую инквизицию, через чудовищные погромы, через крематории Освенцима, Биркенау, Треблинки, через лагеря смерти Дахау, Собибора, через ямы Бабьего Яра, Румбулы, Змеиной Балки. Это евреев по ложным обвинениям в сексе с арийскими женщинами, отправляли в газовые камеры. Это еврейских матерей, сестёр и дочерей, насиловали и убивали погромщики, это на еврейских детях ставил ужасающие опыты садистский мерзавец др. Менгеле, это из еврейских младенцев выкачивали кровь в нацистских застенках. Это еврейский народ прошел через протоколы Сионских мудрецов, через дело Дрейфуса, дело Бейлиса, через Нюрнбергские законы и дело врачей. Это евреи испытали на себе государственный антисемитизм, унижения и многолетние отказы, разлуку с родителями, детьми, мужьями, невестами, страдания в лагерях ГУЛАГа. И сейчас еврейские детские сады в Израиле продолжают обстреливать террористы. Это еврейских детей взрывают в дискотеках. Это из-за крошечной страны Израиль – единственного оплота демократии на Ближнем Востоке, трусливые европейские политики впадают в истерику, переписывая историю и отчаянно врут, когда им пытаются напомнить, что они не делали ничего для того, чтобы встать на их защиту. Это было и во времена Холокоста, и это продолжается до сих пор! Мир молчал и продолжает молчать!!!

Выходя из зала после просмотра спектакля, зрители осознают, что настало время не только вспомнить о прошлом, но и задуматься о будущем…

Игорь ТУФЕЛЬД

Никаких комментариев. Только цитаты:

В Бельгии президент Лиги против антисемитизма Джоэл Рубинфельд с горечью признает, что вряд ли сможет продолжать жить в этой стране с женой и двумя детьми: «Раньше я думал, что сумею, но теперь сомневаюсь в этом».

Бриджит Вильхизен, известная журналистка и борец с террором из Нидерландов, подтверждает: «После долгих лет борьбы с антисемитизмом я убедилась, что все мои усилия оказались тщетны. Борьба с этой болезнью стала безнадежной».

Кабаре Терезин

Стихи, написанные узниками гетто Терезин, использованные в спектакле.

Перевод Игоря Писарского.

ВОПРОСЫ ТЕРЕЗИЕНШТАДТА

…Расскажите про питанье
С ним, надеюсь, все нормально?
– Как бы вам сказать про это?
– Здесь….особая диета
Чтоб не сгинуть с голодухи.

Не теряйте бодрость духа!
Избегайте лишь прогноза
Смерть от а-ви-та-ми-нозa
Терезиенштадт, Терезиенштадт
Уникальная диета лечит всех подряд.

ИЛЬЗЕ ВЕБЕР
ЛЕО ШТРАУС

ПИСЬМО СЫНУ

Мой милый сын, уже четыре года
Разлуки нашей и твоей свободы
Я вспоминаю Прагу и вокзал
Гудок прощальный и в купе тебя в слезах
В вагонное окно смотрел с мольбой
“Останься, мама! я хочу с тобой!”
Сыночек мой, я мир твой не нарушу
Но нам здесь боль и страх сковали душу
Сколь многих заточили в этот склеп
На всех одна судьба и скудный хлеб.
Теперь уж колыбельную свою
Тебе на ушко больше не спою.
Я медсестра и помогаю детям
Мне их покой всего важней на свете
И всякий раз, смотря на эти лица
Я в каждом нахожу твою частицу
Пишу, но писем скорбные листы
Я знаю, не прочтешь, мой милый, ты.

ИЛЬЗЕ ВЕБЕР
ТОМАШ ВЕБЕР

МАРШ ТЕРЕЗИНЦЕВ

Все пройдет в свой черед, дай мне руку и вперед
Пусть назло врагу в сердцах живет веселье.
Долог срок, дом далек, страшен транспорт на восток.
И письмо содержит только тридцать строк.
Может завтра стены рухнут, мир откроется иной.
За плечо рюкзак закинув, мы отправимся домой.
Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя.
На обломках гетто мы восславим жизнь!

ЛЕО ШТРАУС
КАРЕЛ ШВЕНК

Игорь Туфельд
Автор статьи Игорь Туфельд Журналист, политолог

Игорь Туфельд – журналист, политолог. Родился в Москве.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.