С омским писателем Николаем Васильевичем Березовским я знаком довольно давно – благодаря Николаю Михайловичу Трегубову, редактору литературного журнала «Преодоление», члену Союза писателей России. Еду к старому редактору и руководителю литературного объединения имени Якова Журавлёва в Главную (городскую) Больницу (ГБ – 1). Тогда моему первому корректору и замечательному советчику сделали тяжёлую операцию на позвоночнике. Захожу на крыльцо больницы и вижу невысокого поджарого человека, коротко стриженного, в коричневой жилетке и в серых широких штанах, похожих на самурайские хакама. Трегубова навещает Березовский. Тогда-то и знакомлюсь с темпераментным и вёртким в разных смыслах Николаем Васильевичем.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
– Японец что ли? – присматриваясь, хмуря лоб, говорит он серьёзно. – Читал твои рассказы в лейферовской «Складчине», работай лучше в реализме, будь русским, нашим.
С того времени утекает немало воды и накалывается дров, как говорится. Да, я часто ссорюсь с Николаем Васильевичем, но когда снова звоню к нему, а вскоре приезжаю, то понимаю, что не сердится этот крайне серьёзный и внимательный человек, также крепкий сибирский писатель.
Омский автор Березовский, скажу по секрету (если кто не знает), известен родной читающей стране не только качественной прозой и поэзией. Он – разоблачитель плагиата. По-моему, дотошней в отличном смысле слова критика в Омске не найти. Ни Юрий Перминов, пишущий вступительные статьи на заказ, ни Павел Брычков, листающий монографии учёных и заимствующий высказывания, ни даже Сергей Денисенко, тоже работающий на заказ и неустанно кого-то нахваливающий, не могут сравниться с той искренностью, силой и рвением, которым наполнены большие и малые работы Н. Березовского. Есть в параллельной писательской организации (СРП) достойный критик и разоблачитель – Виктор Соломонович Вайнерман. Этот автор также внимательно находит не закавыченные строчки и предложения, но всё равно уступает Н.В. Березовскому в трудолюбии. Говоря народным языком, Виктор Вайнерман старается тоже, но мощности не хватает. В беге на сто метров, так сказать, безоговорочно побеждает товарищ Березовский.
Николай Васильевич Березовский – словно камень на шее плагиаторов Омской поэтической школы. В.Ю. Ерофееву-Тверскую, Т.Г. Четверикову, затем М.А. Безденежных, а до них и других Н.В. Березовский уличает в плагиате. Честное слово, дорогие читатели, мне не хватает терпения, чтобы добросовестно прочитать мелкий рассказ коллег по творческому цеху. Я заставляю себя сесть и прочитать подборку стихов или небольшое произведение, опубликованное, например, в журнале «Омск литературный» или в альманахе СРП «Складчина». Работаю в школе и во время детских каникул, когда нечего делать, всё равно заставляю себя читать омскую периодику. А вот Николай Васильевич с лёгкостью открывает любой журнал или газету, которые выписывает, прочитывает за пару подходов, как подготовленный известным тренером спортсмен – подходит и осиливает снаряд. Надо отдать должное этому въедливому читателю и рецензенту. Этаких постоянных и заядлых фанатов чтения омской графомании, простите, что распыляюсь, днём с огнём не сыщешь. Кроме шуток.
Конфликт с литературными воришками и конкретным плагиатом начинается у Николая Березовского ещё не с трёх известных и упомянутых дам. Страницы газеты «Литературная Россия», где редактором является не менее внимательный и настойчивый человек Вячеслав Огрызко, давно пускают критику писателя Березовского. Впрочем, не только его. Александр Никитич Плетнёв, царствие ему небесное, большой русский писатель, чьи тиражи превышали выходы Тимофея Белозёрова, Валерия Мурзакова и тем более Геннадия Иванова, не раз и не два заступался за младшего коллегу Николая Березовского. Доказательства тому – не только материалы, напечатанные в той же «Литературной России», но и в других бумажных и электронных источниках. Плетнёва слушали и слышали. Даже когда Валерий Мурзаков, бывший председатель омского правления СПР выпускает критический труд против Николая Березовского, то добрая половина одной и второй организации всё равно поощряет Березовского, потому что прислушивается к Александру Никитичу. О В. Мурзакове сейчас мало что слышно, зато Н. Березовский продолжает быть на слуху. Лично я – за Николая Васильевича, потому что он – человек сильный, не подкупающийся, не глохнущий и не падающий замертво, скажем, от нападок на сайте «Российский писатель», где главенствует неуважаемый мной Дорошенко, не пропускающий неугодные ему комментарии.
Признаться, комментаторы на сайте «Российский писатель» ведут себя так, будто Березовский вообще не писатель и у него нет добропорядочных коллег. Ближайшие литературные товарищи Николая Васильевича: молодой омский поэт Виктор Богданов, старый член СРП Александр Дегтярёв, жители приморья, издатели: Владимир Костылев, Владимир Тыцких и Эльвира Кочеткова – и другие коллеги Березовского по редакционному совету «Литературного меридиана», думаю, ещё оставят убедительное слово за мощного творческого сибиряка. Верю и повторюсь: недаром за него заступался Александр Никитич Плетнёв.
Даже звучание одного слова «Березовский» – действует на упомянутых омских плагиаторов, как на кошачьих пылесос… С Валентиной Ерофеевой-Тверской или Татьяной Четвериковой можно поговорить о чём угодно, только не о Березовском. Имя уважаемого писателя вызывает, словно зубную боль у них, а всего-то – становятся объектом его творческих исследований и проигрывают недавний иск в Кировском районом суде…
Я слушаю запись с небольшого зала суда, предоставленную мне Татьяной Анатольевной Березовской – собкором федерального московского издания «Лесная газета», бывшим редактором «Омска вечернего», а потому прекрасным журналистом. Рассматриваю фотографии, сделанные ей в ходе, выложенные на сайте писателя Николая Березовского. Татьяна Анатольевна, верная супруга и незаменимая помощница Николая Васильевича, присутствует на заседании от начала до конца. Скажу откровенно и прямо, что побеждённая в итоге В.Ю. Ерофеева-Тверская и её «помощники-ответчики»: Безденежных, Курач, Четверикова – перевирают совершенно всё, что происходит в помещении, а именно в «беседе» с судьёй Тарасовым и в поведении самого писателя Березовского.
– Он вскакивал и вскрикивал, перебивал судью и доказывал правоту немыслимыми поступками! – перед тем как бросить трубку страстно утверждает Валентина Юрьевна. – Он был и остаётся бузотёром! Негодяй, подлец… Он чуть на судью не бросился с кулаками… Москва настояла на подаче заявления.
С Татьяной Четвериковой поговорить, увы, не удаётся – она попадает в больницу, в отделение «сердечников», через несколько дней после суда и выставленной на сайте «Российский писатель» репликой.
С Мариной Безденежных решаю не общаться на эту тему – она была отстранена судьёй от ответа, потому что также уличена в плагиате Н.В. Березовским. Красивая и манерная женщина с крепким бюстом работает в ИРООО*, повышает квалификацию школьным учителям. Представляете, какое отношение будет у меня или у другого нормального человека, учителя, знающего, кто работает на этой должности… Молчать об этом – грех, а поговорить с коллегами: с директором школы, завучами или с ректором того же заведения – крайне стыдно. Это ведь не парня обсудить молодой преподавательницы или девушку – тоже, например, молодую, но у великовозрастного профессора…
Судья Тарасов (человек не без чувства юмора) спрашивает, значит, Светлану Курач о сути, о статье Кирюшина, которую В. Ерофеева с противным дополнением «Тверская» бессовестно присваивает. Что вы думаете, дорогие читатели? Гражданка и поэтесса Курач приходит на суд в качестве «группы поддержки», не читала, естественно, этот материал и говорит лишь о личности Николая Васильевича, что не относится к делу.
В итоге, судя по записи, Тарасова каждый раз перебивает не Березовский… В зале суда безобразно ведут себя плагиаторы, от которых тошнит меня и моих коллег по издательскому цеху. От которых пробивает не холодным, а ледяным потом Николая Трегубова, кому подлизывает, простите, одно затхлое местечко «Великий русский поэт Перминов», кого и чей плагиат неизвестно с какой целью защищают: Н. Дорошенко, А. Кердан, В. Мурзаков, В. Иванов, А. Расторгуев, Юрий Семенченко (что за графоман?) и какая-то Э. Меньшикова.
А тем временем кудахчут на «Российском писателе», машут седыми крыльями. Или пищат, как беременные грызуны. Действительно, кудахчут или пищат, быть может, не графоманы, но далёкие и недостойные авторы, по-другому сказать язык не поворачивается. Угрожает Березовскому расправой и тот, кто приезжает в Омск на литературный поэтический семинар: А. Кердан, например, науськивает В. Мурзаков и В. Иванов. Но факт плагиата, зарегистрированный в суде, можно оспорить также – в суде. Жду другого суда, более справедливого, но сомневаюсь, что он будет выигран не Березовским.
Конфликт почти что древний, как мамонт, как председатель СПР Валерий Ганичев или Светлана Василенко или надутый, как пузатый и любитель обманывать – Юрий Перминов. Седой и хитрый как голова Валентина Курбатова, страшненький, как нахальная поэтесса, блоггер Марина Саввиных, Вероника Шелленберг или подумайте-представьте сами… И одновременно конфликт этот мелкотравчатый и трусливый, как Борис Кутенков и не на йоту на бравый как Захар Прилепин, Михаил Веллер, Сергей Шаргунов, Евгений Степанов, Пётр Алёшкин, Алексей Зырянов и Борис Долинго.
– Лев Емельянович, по-вашему, Березовский плохой человек? – спрашиваю у старейшего члена СПР в Омске – у Трутнева, кто не знает.
– Нет, но много потерял с этим плагиатом, – отвечает он сразу. – Николай Васильевич – смелый человек, лучше бы, конечно, на прозу тратил время и силы. Я вот ни одной статьи не написал против женщин… себе дороже, понимаешь? Я не подкаблучник, но творчество люблю больше, чем разборки и дрязги. Балачану, Новикову, Токареву и тому же Брычкову, зубастому вампиру, гы-гы, легче согласится с Валей Тверской, чем воевать. Старые они уже, Вить. Работай над русским романом, пиши про Японию, если нравится, но не встревай.
– Мне не нравятся эти женщины, даже Марина Безденежных с большими грудями, – признаётся Иван Таран на полном серьёзе. Этот парень немного больной, но редактирует на совесть. Он – редактор журнала «Вольный лист» и «Бульвар Зелёный», мой друг. – А Николаю Васильевичу они, наверное, нравятся все втроём, раз он любит писать о них снова и регулярно читает.
– Вениамин Вениаминович, куда девать плагиаторов? – спрашиваю теперь у старейшего члена СРП в Омске – у Каплуна, кто не знает. Он – поэт и любитель фантастики.
– На кол посадить, Виктор! – кидает он, сплёвывая. – Или в топку. Больше некуда.
С писателем Березовским каждый год отмечаю его день рождения. В этот раз из молодых и боевых писателей на мероприятии был только я. Родня Николая Васильевича прикатывает ему два отполированных до блеска кега: один – с прекрасным и сладким пивом «Чешский гранат», а второй – с квасом «Ядрёна Матрёна». Пьём из обеих «бочек» по очереди хорошо и много, едим-закусываем тоже вдоволь, не вспоминаем о плагиаторах.
P.S.: слышал, что Ю. П. Перминов пишет статью о плагиате у Н.В. Березовского. Что нашёл – загадка и для Ивана Тарана, чьё воспалённое воображение допишет-дорисует что угодно. В. Ю. Ерофеева-Тверская, действительно, готовит новое дело. Кольните там, пожалуйста, господина Ганичева, кто к нему ближе, или подтолкните «тихого борца» с несправедливостью «священника» Курбатова, а то реально, как выражаются школьники, страшно воротит от всего этого… не могу, «блин-нафиг», закончить свой новый роман в жанре «постапокалипсиса».
* Институт Развития Образования Омской Области.
Виктор Власов
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.