Искренность под аплодисменты

Юлия Меньшова, пригласив на очередную свою передачу Василису Володину, не могла не спросить, конечно же, есть ли у проекта «Наедине со всеми» перспектива. Будучи штатным астрологом цикла «Давай поженимся», Василиса ответила, что посмотрела перед встречей в студии Первого канала прогноз передачи, и потому гарантирует, что на ближайшие несколько лет у Юлии Меньшовой лично и тех, кто готовит к эфиру «Наедине со всеми» не будет особых поводов беспокоиться о падении рейтинга.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Так окажется или нет, легко можно будет проверить.

Но, не имея астрологического образования, и выступая исключительно в качестве зрителя, не смог бы сказать, что в данном случае перспективы передачи столь радужны, как хотелось бы.

Несомненно, что у Юлии Меньшовой, которая идеальна в роли ведущей телевизионного ток-шоу камерного характера, хватаем воспитания, ума, такта, культуры, обаяния и артистизма, чтобы создать в студии нужную атмосферу. Сделать так, что гости передачи в кадре воспринимались в качестве ее гостей.

Юлия Меньшова прекрасно чувствует собеседников, точно и живо реагирует на их ответы на вопросы, не переигрывает ни с заинтересованностью в общении, ни в желании выглядеть правдоподобно и раскованно.

Понятно, что вопросы к пришедшим к ней для разговора на камеру заготовлены заранее и, вероятно, не только ею самой, а и редакторами, чья помощь чувствуется в том, как много информации использовано в ходе общения на зрителя.

Тем не менее, Юлия Меньшова заметно и в лучшую сторону отличается от ведущих других передач Первого канала и других каналов, поскольку создается впечатление, что ей действительно важно и интересно, что говорит ей гость или гостья в данный момент.

Даже и тогда, когда нельзя говорить об импровизации в чистом виде, Юлия Меньшова ведет себя не просто хозяйкой передачи, а прежде всего собеседницей. Деликатной, включенной в разговор, в меру непосредственной и собранной до жеста и взгляда. Это особый талант — вести беседу с популярным человеком и на равных, и с уважением к его таланту и его личности.

Всем этим Юлия Меньшова владеет и владеет с изумительной достоверностью и элегантностью.

Казалось бы, чего больше, если есть настоящая во всех подробностях профессиональная ведущая проекта. Разве этого мало для его удачи и долгого присутствия на телеэкране?

Оказывается, мало.

И именно потому, что сам формат передачи размывается именно тем, что она идет на Первом канале. И что не может не влиять на то, что происходит в студии во время разговора ведущей «Наедине со всеми» и ее гостей друг с другом.

Вспомним спектакль «Наедине со всеми» по пьесе Александра Гельмана, где на сцене два героя – он и она – сидели перед зрительным залом на скамейке и говорили о том, что казалось им важным и нужным, потому что накопилось невысказанное, невыговоренное.

И для советского театра, традиционного с точки зрения ансамблевой игры, коллективного исполнения пьесы, драматический дуэт на протяжении всего действия казался необычным, революционным и неожиданным.

Вероятно, что-то подобное имелось в виду, когда Юлию Меньшову, артистку имеющую отношение и к театру, и к телевидению, пригласили в качестве модератора в «Наедине со всеми», но уже в ТВ-варианте.

Но тут вмешалась политика, в том числе, и политика канала, как и чисто бутафорские штучки для оживления действия.

На одной передаче рассказывалось, как молодой человек из Севастополя (!) едет в Москву на встречу к своей избраннице. И похоже все было на сюжеты из «Пусть говорят».

Потом крупный план – ведущая и ее новый гость/гостья – заменили средним и общим планами. Затем в конце передачи стали дарить интервьюированному в ней участнику какой-то сувенир, напоминающий о его/ее детстве или увлечении. И апофеозом зрелища стало чисто цирковое приветствие входящего в студию, когда все зрители и Юлия Меньшова встают, а пришедший на запись выпуска «Наедине со всеми» идет из-за кулис под бурные аплодисменты. Также приходящие на передачу покидают студию, после окончания записи очередного выпуска. (Доверительная беседа после овации – это парадокс, нонсенс. Настоящий театр. Учитывая, что нередко Юлия Меньшова общается с актерами и актрисами, и делает это умело, выходит, что она разыгрывает с присутствующими спектакль, а это уже нечто иное, чем общение как бы по душам.)

И еще. Я не так часто смотрел выпуски «Наедине со всеми», но почему-то постоянно попадал на те, где в студии были люди с Первого канала – Елена Малышева, все та же Василиса Володина, или бессменный член жюри проектов Первого канала Геннадий Хазанов. Конечно, среди гостей Юлии Малышевой было больше и тех, кто к Первому каналу имел лишь опосредствованное отношение, как например, Валерия и Иосиф Пригожин, со встречей с которыми и начались беседы «Наедине со всеми».

Тем не менее, и в таком раскладе заведомая заданность и ангажированность цикла чувствуется, и не воспринимается простой случайностью.

Что опять же, не идет на пользу достаточно хорошо поставленному зрелищу, которое постепенно дрейфует в сторону шоу и субботних выпусков Андрея Малахова при несопоставимости его мастерства и таланта с тем, что и как демонстрирует постоянно и органично Юлия Меньшова.

Поэтому перспективы проекта «Наедине со всеми» не кажутся мне безоблачными даже в ближайшей перспективе, если вторичное, фоновое будет нарастать, а талантливое и живое – сокращаться.

Вторым проектом, чей успех в немалой степени держится на харизме ведущего стал в прошлом сезоне «Вечерний Ургант», который , естественно, ведет и достаточно раскованно Иван Ургант.

На 5-е сентября заявлено было возобновление передачи в новом сезоне.

Вышло несколько выпусков, так что, есть, сравнивать то, что есть сейчас с тем, что было всего несколько месяцев назад.

Есть прежняя студия, прежний ведущий, новый, но уже ассистировавший Ивану Урганту в качестве соведущего Дмитрий Хрусталев, рекрутированный на Первый с ТНТ, есть тот же ансамбль «Фрукты». И как будто ничего не изменилось принципиально: Иван Ургант хорошо поставленным голосом произносит как репризы заготовленные шутки, приглашают гостей, показывают смешные фото, как-то откликаются на происходящие события( например, изменение цифр минимальной суммы жизненного уровня России соединяют с выходом новых айфонов в Штатах, и получается вроде бы смешно из-за обманутого ожидания услышать одно вместо другого).

Но и сама передача «Вечерний Ургант», и ее ведущий явно забронзовели. И произошло это как-то само собой, вроде бы исподволь.

Но вместо веселости ощутима некоторая натужность юмора, веселые интонации и заходы в тему все банальнее и прямолинейнее. Получается такой междусобойчик для своих, такая ориентированность на в чем-то богемную или около этого, в чем-то гламурную или около этого не аудиторию даже, а тусовку.

Если из передачи «Наедине со всеми» постепенно уходит искренность, доверительность и домашность, то в «Вечернем Урганте» слишком видимы напор, отстраненность, аполитичность и формализированный до подцензурного юмора стеб.

Заменой выпускам «Прожекторперисхилтон», где Иван Ургант был заметен и постоянно выступал в роли конферансье, его сольный проект не стал и не мог стать.

Потому что тот цикл, где четыре записных юмориста обсуждали вроде бы в режиме импровизации российские и мировые события, рассчитывался на широкого зрителя. А « Вечерний Ургант» таковым не может быть по природе своей, по определению.

Тут к слову вспоминается давний цикл «Добрый вечер, Россия», который вместе с Левоном Оганезовым вел Игорь Угольников. Там много было американского, то есть, правильного юмора на правильном месте.

Теперь подобное получилось и в проекте с участием Ивана Урганта. Здесь тоже разрешенный и отфильтрованный до дистиллированности юмор, такое откровенное комикование для своих.

Не цирк, не театр, не уличные репризы, а что-то старомодно-тяжеловесное, как в убийственно несмешном проекте Первого «Повтори!».

Ясно, что Иван Ургант, как может или как хочет пытается пока еще сопротивляться тому веселью, которое навязывается зрителям Первого канала, будь то КВНы, особенно, второго круга, будь то «Минута славы», будь то тот же «Вечерний Ургант».

И вопрос только в том, насколько у Ивана Урганта хватит таланта и силы преодолевать сопротивление рутины, навязываемой устаревшим форматом и представлением о том, что и как должно быть смешно на федеральном канале.

Почему-то кажется, что не очень долго придется ожидать того, что претендующая на успех в качестве ежедневного тонизирующего шоу в конце одного дня и в начале другого, передача «Вечерний Ургант» сохранится в том образе, с которого она начиналась.

Почему-то опять же кажется, что текущий сезон может стать для нее последним, потому что и самому ведущему «Вечернего Урганта», и зрителям его такая манера ведения надоедят. Раньше или позже.

Чего никак нельзя сказать про Юлию Меньшову и ее передачу «Наедине со всеми», у которых, вне зависимости от любых прогнозов, в том числе, и астрологических, может быть довольно долгое и востребованное зрителями будущее.

И потому еще, что всегда интересно услышать популярных в обществе людей. Тем более тогда, когда с ними умеют разговаривать как бы от имени и по поручению зрителей. А у Юлии Меньшовой такое получается каждый раз по-новому и ожидаемо искренно, от души.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.