Александр Меламед о том, чем лечились в древности и лечатся сейчас.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
У разных народов сложились собственные представления о том, как добиться высокого градуса исцеления, совмещая желаемое и доступное с простым и изящным.
Убойное сочетание кобры, аккуратно вкрученной спиралью в заполненную водкой бутылку емкостью 630 миллилитров, которую, как королеву, окружает челядь в виде скорпиона, корня женьшеня и ягод годжи, появилось во Вьетнаме не случайно.
Такой настойкой лечили с незапамятных времен мужчин, у которых были проблемы с потенцией. Возможно, юго-восточные врачеватели рассчитывали на эффект визуального знакомства со змеей, которая взирает на страдальца почти в боевой стойке. Правда, такое состояние способно вогнать в ступор в ожидании неминуемого укуса, а вовсе не желание лечиться до достижения заветной вертикали. В этой ситуации команда «Альберт, к ноге!», о которой весело рассказывает Михаил Жванецкий, упоминая о своем старшем брате – неутомимом ходоке по дамским угодьям, могла мгновенно смениться прямо противоположным действием по принципу «Альберт-фас!»
Но указанная лечебная настойка успешно одолевает не только нежелательную инертность мужчин, активность которых в преддверии неотвратимого интима плавно перетекает в рассказы о былой неутомимости. Но и, как говорят, при желании нормализовать сердечно-сосудистую систему, очистить кровь, избавиться от радикулита.
Заря змеиной водки взошла вместе с легендой и горой, на склоне которой как та внутрибутылочная кобра, притаился меж высоких трав трактирчик, где все и случилось.
Дело было так. Приказчик Ли Бо, как-то спустившийся в подвал за спиртным, был поражен видом огромной, в 5 нгу (10 метров) длиной змеи, которая нахально опорожняла чан с водкой. Ли Бо воспринял ее как посетителя-халявщика – типа пьянчуги Вьет Соя, который, если ему не наливали в долг, пускал в ход кулаки. Аргумент был, в буквальном смысле слова, убойный. Приходилось быть услужливым…
Водка свое дело сделала. Свалил змеюку высокий градус, и она рухнула на дно чана. Чан решили закрыть крышкой, припечатав ее булыжником – для верности, мало ли чего чешуйчатая дрянь с перепою удумает…
С тех пор Ли Бо, едва наведываясь в подвал, прикладывал ухо к чану: что там в водочном озере поделывает рептилия, истомившаяся от бессовестного приема на грудь, перетекающего в похмелье «после вчерашнего». Змеюка как водки в рот набрала. Но мудрый приказчик все равно не рисковал разузнать ситуацию с глазу на глаз.
До тех пор, пока через пару лет в трактире не появился в очередной раз Вьет Сой. Если бы на русский манер сказал он «Братцы, страдаю!», он не сильно погрешил бы против истины. Он действительно страдал. По двум причинам: его одолевал ревматизм и тотальное безденежье. Ему приходилось, сначала почесывая, а затем пуская в ход кулаки, просить «по-хорошему» налить в долг.
Вот тут-то Ли Бо и подкинул хозяину озорную мыслишку: угостить халявщика из того самого, со змеей, чана. Заодно, дескать, и посмотрим, каков будет эффект. Авось уморим, как змеюку, окончательно решим вопрос. Та, понятно, лежмя лежала, ни одним пузырьком не обозначая готовность куснуть. Но водка… Она поменяла цвет – из светло-желтой стала багровой. Ли Бо смело черпанул из чана и поспешил по ступеням к Вьет Сою. Встреча в верхах была продуктивной. Видать, Вьет Сой уже где-то приложился, поскольку, опустив нос в чашку, произнес вместо «Что за дрянь ты мне подсунул?» иное: «Хорошо пахнет!» И, опорожнив ее, попросил добавки.
Тенденция насторожила бдительного Ли Бо. Халявщик рухнул после пятой, что неудивительно. Но вот когда поразился приказчик – тогда, когда протрезвевший Вьет Сой сообщил, что после приема багровой водки дернул домой в окончательной бодрости, поскольку, дескать, полностью позабыл про ревматизм. И в доказательство, наподобие героя Ильинского в фильме «Праздник святого Иоргена», лихо отбросившего костыли, бодро исполнил вьетнамский народный танец «Пришла весна». Причем, женскую партию, предполагавшую особую гибкость стана.
Ли Бо понял, что он на пороге открытия и поспешил со змеиной водкой домой, где страдал от болей в пояснице и ногах дни напролет лежавший в постели без движения его отец. Эффект оказался тот же. Правда, понадобились несколько не чашек, а бутылок водки и примерно пара недель лечения. Конечно, Ли Бо рисковал отковать из папани хронического алкоголика. Но все обошлось. Главное – спина отца не просто распрямилась. Он, махнув прощальную чашку змеиного зелья, взял мотыгу и поспешил на рисовое поле, им же некогда сотворенное на террасе.
Вот оно какое, замечательное последствие от соседства с халявщиком-пьянчугой и хроником. Не будь Вьет Соя, Вьетнам бы нынче так и оставался без важного экспортного товара, продажа которого обеспечивает солидную прибыль. Деньжищи-то такие, которые и поныне в тайне! А вы говорите – «Альберт, фас!»
В общем, узнав эту вьетнамскую историю, как-то по-другому я стал на змей смотреть.
Это не просто две зеленые красотки, которых я повстречал в зоопарке города Торонто, а вероятные составляющие сразу двух бутылок вьетнамской водки, которыми можно излечить известную мужскую немощь. А заодно и проблемы с позвоночником и с чем-то там еще.
Строго говоря, люди всегда выпивали в сопровождении тоста «Будем здоровы!» или чего-то в подобном духе. Иудеи трансформировали это в «Ле-хаим!» (За жизнь!), логично подразумевая, что вино потребно лишь или здравствующему или желающему выздороветь.
Талмудические авторитеты полагали: бокал вина усиливает аппетит, что здоровью повредить ни в коей степени не может. Они, правда, не уточняли, какой вид вина противопоказан тем, у кого проблемы с сердцем и печенью, и, как правило, выставляли на праздничный стол точно такое же, какое использовали в Первом храме во время принесения даров – красное выдержанное. Каковое гастритчикам, к примеру, или страдающим от розацеа и других кожных заболеваний противопоказано. Не исключено, раввины действовали по принципу «Авось пронесет», который тематически смыкается с диареей. Возможно, и проносило, я, как говорится, свечку не держал.
Иудеи пили вино по заведенной бокальной схеме, к примеру 4 – 2 – 1 (то есть соответственно – во время пасхального седера, на свадьбе и на церемонии обрезания) с единственным исключением: без меры – лишь на Пурим и на Симхат-Тора. Видимо оттого, что эти праздники непосредственно связаны с идеей выживания – телесного и духовного.Поэтому неудивительно, что в сознании самых древних народов, как кол осиновый в могиле заблуждений, торчала идея, что вино и самочувствие – своеобразная сладкая парочка, которая переживет века. Так и случилось. Пили ли от случая к случаю, по поводу и без, ежедневно или нерегулярно – но делали это с неизменным удовольствием.
В стародавние времена бытовало вино, которое надо было, чтобы не прослыть записным пьяницей, разбавлять водой, порой даже не раз. И не надо, не надо сочувствовать: аромат напитка не улетучивался, порой даже усиливался. Как разбавлять – этот вопрос тоже решался по ситуации и по совету врачевателей.
Гомер в «Одиссее» приводит конкретный рецепт:
«Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться,
В ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши,
В двадцать раз боле воды подбавляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто от питья отказаться».
Иными словами, этот напиток в его начальной стадии, который назвать правильней было бы за его тягучесть медом, но носящий запредельные градусы, мгновенно не сшибал с ног благодаря точно выверенным пропорциям. И даже в гомеровском соотношении 1 к 20 очень даже добавлял настроения и здоровья. А тем, кто пребывал в длительном походе – тем же римским легионерам, которые пришли на смену древнегреческим героям – еще и легкости шага. А эта самая легкость, была ой как нужна. Достаточно взглянуть на доспехи, которые я запечатлел в Римском музее Ксантена, чтобы опешить – как в таком облачении вообще можно мечом размахивать. Не то, что передвигаться. Про бегать вообще молчу.
«Коньяк всегда полезен. Только дорогой. Потому и дорогой, что полезный», – объяснял герой Евгения Леонова из миниатюры в журнале «Фитиль» (1974). Дескать, коньяк расширяет не только сосуды, но и представление о себе, любимом, а, стало быть, числиться ему пристало лишь средством благородного свойства. В числе «лекарственных препаратов» в «Фитиле» упоминалась водка с перцем в сочетании с двумя рюмками крепленого, чем безымянный профессор избавил от недугов не только себя, но детей. Смазка для суставов – смесь из зубровки, «Алигате», «Трех семерок» и «Солнцедара» плюс несколько капель ацетона. А вот гастритоносцам вполне бы подошел микс спирта с хреном. После чего два часа ничего не потреблять, кроме пива. Получалось так: брага – прекрасный очиститель почек. Ну и так далее.
С того «Фитиля» до антиалкогольной компании оставалось каких-то десять лет, а пока можно было еще позабавить себя экранными рассуждениями леоновского алкаша о пользе спиртного разной крепости в борьбе с хворобами.
Эти доморощенные советы – часть народной энциклопедии, которая передается, как рог с вином на Кавказе, из уст в уста. Фольклор имеет свое объяснение. В древности было замечено, что лечение вином оказывает положительное действие на сосуды и разжижает кровь. Позже выяснили, что так предотвращается появление отложений на стенках сосудов. В результате нормализуется кровообращение, и сердечно-сосудистая система начинает работать ритмичней, сокращениям сердечной мышцы ничто не препятствует.
Одно условие: не переборщить с «лекарством». А вот это-то как раз самое трудное в самолечении. С усилением градуса в крови голова теряет контроль, так что перебор не только вероятен, но и неизбежен. Поэтому вопрос «алкоголь – лекарство или яд» в данной ситуации содержит однозначный ответ: смотря кто ждет алкопийцу дома.Водку много веков использовали для компрессов на горло при сильных болях, для дезинфекции и прижигания гнойных ран, при обморожении конечностей. Но ни один здравомыслящий пациент не позволит нынче столь бездумно и бесхозяйственно (по его мнению) расходовать высокоградусный продукт. Используя мотив внешних манипуляций, народная молва разразилась замечательной репликой: «Чтобы неутомимо врать царице, что она всех милее, румяней и белее, зеркало просило, чтобы его протирали водкой».
Хотя выражение «принять на грудь» и родилось в случаях простуды – для растирания грудной клетки, в актуальных условиях это означает только одно: употребление внутрь. Но тут играет роль фактор страны применения. Финн, к примеру, водочный массаж воспримет, несмотря на его легендарное пристрастие к водке. А вот сегодня при соотношении стандарта к фальсификату 1:1 такой прием водки на грудь может оказаться роковым в жизни. И он вполне разразится присказкой «Да, лечиться стало нечем: лечишь душу – гробишь печень».
Особый жанр лечения – настойки трав на самогоне. Говорят, в середине XVIII века в Санкт-Петербурге появилась самая известная из настоек – «Ерофеич», получившая название якобы по имени фельдшера Кадетского корпуса Воронова, весьма успешно лечившего своих подопечных бабушкиными средствами. Сказывают, «Ерофеич» в 1769 году поднял на ноги долго и тяжело болевшего графа Алексея Орлова, чего не смогли сделать придворные лекари. И с той поры «Ерофеич» шагнул в массы – сначала покорил столицу, потом и всю империю. Оригинальный рецепт «Ерофеича» был, увы, утрачен, но питерские шарлатаны, присваивая брэнд легендарного фельдшера, любую настойку на чем угодно до сей поры выдают за того самого «Ерофеича».
Этим пойлом потчуют мобилизантов, прибывших в Украину и готовых стать пушечным мясом. От заражения вирусом западной демократии принимают фронтовые сто грамм «Сталинки». Не все, конечно, в основном, высшие офицеры. Но, говорят, прилично забирает.
Но вернемся в цивилизованный мир. Пиво в деле укрепления здоровья готово поспорить с водкой. Произведенное по вековым рецептам, оно обладает целебными свойствами. Скажем, тем, кто не испытывает влечения к еде, достаточно опростать стаканчик, как появляется аппетит, снимается депрессия, начнет восстанавливаться слизистая, нормализуется работа кишечника. А все по причине наличия хмеля, который является прекрасным стимулятором, и аккумулирует витамины группы В.
Конечно, есть скептики, которые против пива, так как оно нагружает почки. Но на самом деле все наоборот. Являясь мощным мочегонным средством, пиво не блокирует работу почек, а способствует ее нормализации.
Европа с незапамятных времен лечится пивом. Теплым, горячим, холодным, ледяным. Все зависит от болезни. И, конечно, от врача, с которым нужно согласовать рецепты лечения пенным напитком, чтобы избежать серьезных последствий. Например, если человек принимает лекарства, которые несовместимы с алкогольными продуктами, лучше от пивотерапии отказаться.
Народы скандинавских стран пьют горячее пиво со времен викингов. Позже народы стран Балтии взяли на себя эту привычку. Здесь в ходу традиционное лечение при боли в горле и кашле. Жители Северной Европы давно заметили, что у пива много преимуществ по сравнению с аптечными препараты: оно не имеет побочных эффектов. Все, что нужно знать – точные рецепты и не забывать о противопоказаниях. При этом помнить: живое пиво из-под крана эффективней консервированного. «Живое» – экологически чистое пиво, поскольку предназначено для немедленного использования после разлива и не хранится долго. Пиво без консервантов содержит витамины В и С, которые способствуют укреплению иммунной системы. Хмель уменьшает воспаление слизистой оболочки носоглотки, снимает боль, устраняет боль в горле.
Когда пиво нагревается до +80 °C, около 80% алкоголя испаряется. Это снижает лечебный эффект. Поэтому напиток нагревают до 40–50 градусов в водяной бане, не более, и он эффективно очищает дыхательные пути, разбавляет мокроту и помогает удалить ее. Вместе с потом вирусы покидают организм, что способствует выздоровлению. Пивная терапия наиболее эффективна при использовании горячего напитка при появлении первых симптомов: заложенность носа и кашель. Скандинавы принимают горячую ванну, выпивают «кроватное зелье» и ложатся спать. Но если есть высокая температура, лечение пивом противопоказано.
Жители Южной Европы вводят привычные ингредиенты: добавляют различные специи – гвоздику, корицу, душистый перец, кориандр. Это улучшает вкус и усиливает целебный эффект. Причем, пиво усиливается медом (если у больного нет аллергии на мед) – чайная ложка на стакан напитка. Приправляют чайной ложкой лимонного сока. Это лекарство принимается обычно на ночь – так эффект выше. Лечится при этом кашель. Но пиву подвластны и другие хворобы. Боль в суставах облегчается путем втирания или компресса с содержанием горячего пива. Женщины знают известный дамский секрет: для усиления блеска и предотвращения разрушения волос промывают их теплым пивом.
Перечень можно продолжать. Пиво полезно при бессоннице и жажде, импотенции, похмелье, зубной боли. Ферменты пива улучшают работу желудочно-кишечного тракта, дрожжи уничтожают патогенные бактерии на коже. Содержащиеся в пиве зерновые, богатые кремнием и кальцием, укрепляют костную ткань. Известно, что древние шумеры избавлялись пивом от камней в почках.
В Германии весьма распространены наработанные веками методы лечения. Например, при боли в горле. Нарезать шайбочками зубчик чеснока, пропустить два лимона с цедрой через мясорубку. 250 г сахара растворяют в 500 мл теплого пива и добавляют в жидкость лимонно-чесночную смесь. Охлажденный препарат хранится в холодильнике и принимается три раза в день по столовой ложке, предварительно нагревая в водяной бане. После приема средства необходимо почистить зубы, так как оно негативно влияет на эмаль.
В германских регионах в ходу собственные сорта пива, каждый из которых по-своему целительный. В Бамберге это, к примеру, Rauchbier, отдающий дымком. Говорят, за эту его особенность, которая ласкает обоняние любителей пивных компрессов, ценится он в этом баварском городке. Бамбергцы даже сетуют, отчего, дескать, созданный ими немецкий изыск не представлен на Октоберфесте в качестве лекарственного средства.
Словом, что ни алкосодержащий продукт, то лекарство. Это разнообразие винной карты восславил пушкинский предтеча Гавриил Державин:
Младые девы угощают,
Подносят вина чередой –
И алиатико с шампанским,
И пиво русское с британским,
И мозель с зельцерской водой.
В винном ряду вода – вроде бы лишняя. Не скажите. В Германии даже поговорка бытует Sekt oder Selters (Шипучее вино или зельцерская вода). Минералка приравнивалась к шампанскому в немецком исполнении. Причем, эту воду (в оригинале, разумеется) было купить порой сложнее, несмотря на дороговизну.
Первыми на территории нынешней Германии обнаружили (а затем и стали пользоваться источниками этой «танцующей воды») римляне в 50 г. до н.э. – 475 г. н.э. Оригинальное название одного из источников известно ныне всему миру: Selterswasser. Это минеральная вода, добывавшаяся с 1563 года в местечке Niederselters (ныне в земле Гессен). То есть там, где пивали густой нектар из винограда с берегов реки Мозель.
В целебную превращает натуральную газированную воду высокая концентрация гидрокарбоната натрия, кальция, хлорида, магния, сульфата и ионов калия. Наличие этих химических элементов и их соединений делало сельтерскую незаменимой. Во-первых, ею разбавляли чересчур некоторые тягучие, едва ли не медовой консистенции вина. Во-вторых, вода использовалась как идеальное послепохмельное средство.Поскольку высокие персоны европейского королевского дома частенько баловали друг друга обильными застольями, потребность в Selterswasser была чрезвычайная. Сложнее всего приходилось российским владыкам. Отправлять за водой за 2300 верст от столицы Российской империи было накладно даже для утонувшего в роскоши императорского двора. Поэтому решили выдавать за зельтерскую любые минеральные воды на столе у высоких господ. Иными словами, в ходу фальсификат в чистом виде. Выход был найден лишь три века назад, когда начался международный экспорт оригинальной Selterswasser, когда счет литровым керамическим бутылкам шел уже на миллионы в год.
То, что текила – дама, приятная, как говорится, во всех отношениях, мексиканцы знают уже много веков. Три – уж точно. С момента, когда они по примеру испанских конкистадоров, запевал латиноамериканской дистилляции, стали производить ее из сердцевины голубой агавы. Сначала в своих хижинах, затем в промышленном масштабе.
До этого местные жители обходились некоторыми видами кактусов, которыми достигали галлюциногенных состояний. С их помощью они вели на бандитских стрелках терки с братанами-конкурентами и, освоив обсценную лексику, сами пробовали взглядом и молитвой, а то и крепким словцом с крепким же кулачком мочить в сортире «дебилов, ….ь» и «мразей конченных». О чем нам в новейшее время, но в весьма пристойных выражениях поведал Кастанеда, которого явно переплюнул глава российского МИДа.
Привычные к запредельщине, мексиканцы восприняли раздавшийся четыре века назад возглас одного из конкистадоров «Да это волшебный напиток!», как питерские маргиналы – залп «Авроры». Идея упала на подготовленную почву в номинациях серо- и красноземы. Текила полилась в массы. Попробовав ее, аборигены оказались в двойном выигрыше: обрели новые горизонты эзотерики и поняли, что она – торговый брэнд в экстремальных природных условиях.
Четыре века – пустяковый для истории отрезок. Должно было пробежать целых 9 тысяч лет, чтобы до жителей современной Мексики дошло: рядом с ними растет сокровище не просто обещающее нереальное отключение от действительности, но и вполне целебное. Только недавно мексиканские ученые обосновали лечебные свойства текилы. С чем связана столь эпохальная задержка, не понимает никто, включая самих ученых. Не исключено, была напряженка с кастингом подопытных мышей. Но в Мексике не надо ничего понимать, следует все происходящее воспринимать как данность.
Понятно, прежде чем ученые огласили вердикт – текилой можно эффективно лечить костные заболевания – напиток оброс мифами эзотерического характера. Мексиканцы были склонны к запредельщине, поскольку ничем иным, кроме как сверхъестественным, не могли объяснить, отчего, имея в историческом активе выдающиеся цивилизации, а в смысле состояния недр, – три четверти таблицы Менделеева, веками влачат нищенское существование.
Вот и сегодня, спроси мексиканца, какая текила самая правильная, ответ получить невозможно. Ее же около дюжины видов, причем одна часть на 100 процентов произведена из агавы, а другая часть – лишь наполовину, с добавкой других сахаросодержащих. Крепость от 40 до 55 градусов. Кроме так называемой золотой и серебряной, есть еще и своеобразная обломовская линейка, судя по названию хорошенько «отдохнувшая текила» – то бишь с выдержкой от 1 года до 3.
Даже не спрашивайте, какая из этих десятков разновидностей обеспечивает излечение костей от остеопороза. Этого в Мексике вам не скажут, как не сказал в свое время Кастанеде загадочный старик-индеец Дон Хуан, какой еще кактус, кроме пейота, доводит мозг до точки, из которой полшага до пророческих озарений. Дескать, сам допейотить должен, дерзай, любознательный ты мой!
Важно, что опыт на мышах показал: в агаве содержатся вещества, улучшающие усвоение кальция и магния в организме, а оба эти элемента отвечают в том числе за здоровье костей. Мало того, что хвостатые избавились от искусственно навязанного им остеопороза, кости еще и в диаметре увеличились.
Ну а теперь вопрос на сообразительность. Что лучше, потреблять синтезированную на фармпредприятии и в пилюльном виде сердцевину агавы или все же текилу из той же сердцевины?
Пока читатель думает, замечу: текиле в любом случае грозит слава уникального лекарства даже при цене 1800 долларов за коллекционную бутылку, на этикетке которой эта цифра и значится. И такой особо дорогостоящий похмельный синдром ничуть неотличим от другой текилы. Той, которая в 10 раз дешевле.
Ну, это, согласитесь, такие смешные частности, которую при угрозе ломающихся от дефицита кальция костей даже не стоит принимать во внимание.
Александр МЕЛАМЕД. Фото автора
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.