Императорская винодельня на конфискованной вилле

Роскошный винодельческий комплекс времен императора Гордиана III (годы правления — 238–244 гг. н. э.) был обнаружен на монументальной вилле Квинтилиев на древней Аппиевой дороге к югу от Аврелиановой стены. Дорогие строительные материалы, богатый декор, масштабы производства указывают, что это была императорская винодельня, где император и его гости могли наблюдать за производством вина в качестве развлечения или, возможно, даже как за священным обрядом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: Canva.com

Вилла Квинтилиев — богатое загородное имение на пятой миле Аппиевой дороги. Судя по клеймам на кирпичах, самые ранние постройки виллы относятся к 125 году. На вилле имелись собственный акведук и три массивных цистерны для снабжения огромной купальни, а также собственное сельскохозяйственное производство и перерабатывающие предприятия. На самом деле она была столь монументальна, что руины виллы были прозваны Roma Vecchia («Старый Рим») и считались неизвестным древним городом.

Руины виллы были обнаружены в XV веке, но тогда она рассматривалась лишь как источник античных скульптур для коллекции папы Пия VI, а серьезных археологических исследований не проводилось. В 1776 году раскопки на вилле вел предприимчивый художник Гэвин Гамильтон, распродававший найденные статуи. Настоящие раскопки начались в начале XIX века, а в 1828–1829 годах была обнаружена свинцовая водопроводная труба с клеймом Квинтилиев. Благодаря этой находке выяснилось, что вилла принадлежала братьям Сексту Квинтилию Кондиану и Сексту Квинтилию Валерию Максиму, которые были соконсулами Рима в 151 году. Император Коммод в 182 году приказал казнить братьев, чтобы конфисковать их имущество. Император еще больше расширил виллу, добавив ипподром и театр. Вилла стала личным владением императоров начиная с Коммода и до, по крайней мере, Гордиана III (244 г. н. э.). Она продолжала использоваться в качестве жилья до IV века. В 1985 году территорию виллы купило государство, и там была устроена музейная зона.

Вулканическая почва в этом районе очень плодородна, и, поскольку известно, что братья Квинтилии написали агрономический трактат (не дошедший до нас), их огромное имение площадью не менее 24 гектаров явно использовалось в сельскохозяйственных целях. Какие культуры выращивались и перерабатывались, было неясно, пока раскопки в 2017 и 2018 годах не обнаружили первые остатки винодельни. Продолжающиеся раскопки обнаружили большой кирпичный комплекс, который был снесен после того, как вилла была заброшена.

На винодельне есть зона для выжимания винограда, где расположены два пресса, чан для отстаивания виноградного сусла и канал, соединяющий эту зону с винным погребом с вкопанными в пол долиями (гигантскими кувшинами для хранения вина). Эти промышленные конструкции обычно встречаются на винодельческих предприятиях в римском Средиземноморье, но данный образец уникален по своему расположению и роскошным декоративным элементам. Штамп на кирпиче носит имя императора Гордиана, поэтому император либо сам велел построить винодельню, либо расширил уже существующую.

Строители явно больше заботились о роскоши, чем о функциональности. На лестницах и полах, где в обычной винодельне использовали бы cocciopesto (бетон с заполнителем из черепков), здесь используется ценный импортный мрамор. Мрамор выглядит великолепно, но это чрезвычайно скользкая поверхность для переноски корзин с виноградом.

Виноградное сусло из двух прессов стекало в три фонтана, которые били из полукруглых ниш, встроенных в стену внутреннего двора. Всего фонтанов было пять, из двух внешних текла вода. Виноградное сусло, вылившись каскадом из фонтанов, затем стекало по открытым каналам в обширные керамические долии в погребе, где происходило брожение.

Крытые залы для пиров с широкими открытыми входами располагались по трем сторонам открытого двора винодельни. Гипотеза археолога Эмлина Додда состоит в том, что здесь император пировал и наслаждался зрелищем производства вина. Сейчас раскопан только один из этих трех залов, его стены и пол были покрыты разноцветной мраморной облицовкой с инкрустацией замысловатыми геометрическими узорами. Весь объект, кажется, был спроектирован с учетом как практических аспектов производства вина, так и организации театрального зрелища.

Источник 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.