Почему в нацистской/фашистской Германии столь развился культ Вагнера? Лишь потому, что музыка Вагнера есть музыкальное воплощение нацизма. От его оперных сюжетов – тупых, напыщенных и псевдонациональных, пронизанных расовым идиотизмом – до каждого тона. Каждый звук Вагнера напитан ядом нацизма. Совершенно неважно, ЧТО он говорил, писал словами, как действовал, и каковы были его словесные изложения личных “философских” взглядов. Всё сказано в музыке.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В серьезной музыке было полно композиторов-антисемитов, однако никому и в голову не придет запрещать, скажем, Листа, поскольку его антисемитизм не был выражен в его “музыкальных генах”. Музыка Листа никогда не бывает человеконенавистнической, она прекрасна, в лучших произведениях композитора, поскольку выполняет свою функцию – фильтрует лучшие качества души, воплощает их в звуках и исцеляет души. Вагнер же порочен во всей своей музыкальной ДНК.
Толстой, будучи достаточно чутким человеком в музыкальном отношении, многое уловил и понял в музыке и личности Вагнера (см. его эссе о Вагнере), но не заглянул в душу музыки и композитора, не дотянул до понимания основ музыкального языка, остался около истины, во внешнем, а не в сути. Это и не удивительно, для этого надо быть профессионалом высочайшего класса. А основа души Вагнера – это вся падаль, вся болезнь немецкой национальной души, выразившейся в безумном поведении немецкого народа в 20 веке. Вагнер – это самое опасное душевное заболевание при угаснувшем интеллекте.С другой стороны, перепугавшийся насмерть в военное время Сталин молниеносно отменяет коммунистическое табу на “буржуазных композиторов” Чайковского и Рахманинова, запрещенных в хунвейбинской совдепии. И мой дядя-герой, Евгений Гаврилов поднимает в атаку русских, установив на передовой динамики, через которые он запускает пятую и шестую симфонии Чайковского. Интереснейшая коллизия – Чайковский “лупит” Вагнера на кровавом поле боя.
Так выразились в адской политической схватке добро и зло, персонифицированное музыкой. То есть, это была смертельная битва добра и зла в “чистом виде”, потому что музыка это чистая энергия, и содержание коллективной души. Людям надо, наконец, понять – какая сила и ответственность, какое сокровищем, дар и “оружие” в их руках – серьезная музыка. И как трепетно надо к ней относиться.
Андрей Гаврилов
FB
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.