Предлагаем вашему вниманию текст и видео новой авторской программы «Позиция», которую еженедельно ведет известный политолог и наш постоянный автор Рамис Юнус на телеканале «Азербайджан сааты», которая транслируется по спутнику на территорию Европы, по странам Ближнего и Среднего Востока и на постсоветское пространство.Тема сегодняшней программы называется «Идолопоклонство».
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Здравствуйте!
В эфире программа «Позиция» и с вами я, ее ведущий Рамис Юнус.
Смерть Ислама Каримова – одиозного президента Узбекистана, который бессменно правил железной рукой последние 27 лет этой среднеазиатской страной, стала самой обсуждаемой темой на просторах бывшего Союза и это не удивительно, так как во многих республиках бывшей «империи зла», сегодня у власти на протяжении долгих лет также находятся одни и те же правители с похожими формами правления.
Социальные сети и многие средства массовой информации захлестнула волна сарказма и иронических комментариев к репортажам о его похоронах на предмет идолопоклонства к человеку, чьи руки по локоть были обагрены кровью своих соотечественников.И сегодня, глядя на то, какой интерес вызвала смерть Ислама Каримова в моем родном Азербайджане и проводя многие параллели между этими странами, мне захотелось поговорить с вами о причинах современного идолопоклонства в Азербайджане.
Однажды Василий Ключевский, один из ведущих представителей российской либеральной историографии ХIX-XX веков, выступая перед студентами МГУ произнёс фразу, которой суждено было стать афоризмом: «Люди живут идолопоклонством перед идеалами и, когда не достает идеалов, они идеализируют идолов».
Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, а также этнический состав населения обусловили существование различных религий и получилось, что на протяжении всей истории в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонство, огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других верований, взаимовлияние которых определило своеобразие религиозной атмосферы.
Я не собираюсь «мучить» вас долгими экскурсами в древнюю историю нашего региона. Целью сегодняшнего разговора является поиск ответа на простой вопрос: почему до сих пор в Азербайджане так сильно идолопоклонство, несмотря на то, что оно появилось, на почве первобытных религий, в глубокой древности, а мы видим проявление этого на протяжении всего последнего столетия вплоть до настоящего времени? Как такое могло произойти со страной, которая первая на Востоке в 1918 году провозгласила создание Азербайджанской Демократической Республики со всеми атрибутами светского демократического общества?
Когда в 1920 году в Азербайджан пришла Красная Армия и свергла правительство АДР, среди азербайджанцев нашлось немало почитателей возврата к идолопоклонству, одним из которых был Нариман Нариманов, ставший потом первым председателем Совнаркома Азербайджана.
Мне до сих пор не понятно как случилось, что после развала Союза в Баку были демонтированы памятники Кирову и Шаумяну, а памятник Нариманову в самом центре Баку остался нетронутым по сей день? Почему русского и армянина демонтировали, а азербайджанца не тронули? Чем он был лучше? Тем, что — азербайджанец? Разве руки Нариманова не обагрены кровью многих достойных сынов Азербайджана? Или все это могло происходить без ведома тогдашнего председателя Совнаркома Азербайджана? Почему мы до сих пор молчим на эту тему? Ведь все эти «председатели совнаркомов» были единомышленниками и благодаря им и их будущим последователям вся история Азербайджана прошла под знаком идолопоклонства.
Другим вопросом, на который нам всем надо найти ответ, является вопрос о том, как же произошло, что пришедшая из России идеология большевиков в Азербайджане прижилась лучше, чем в самой Москве? Примеров этому огромное количество, но для меня лично характерным является то, что в соседних Грузии и в Армении остался их национальный алфавит, а в Азербайджане, с приходом большевиков, ввели кириллицу. Это говорит о многом, так как мы ведём себя, как «иваны, не помнящие своего родства».
А сравнивая происходящие процессы после развала Союза у них и у нас, невольно задумаешься и над тем, почему в России, в Грузии или в Армении на смену Ленину никого пока не нашли, а в Азербайджане тут же стали канонизировать очередного «ондяра», действуя по принципу «свято место пусто не бывает»?
Разве не Гейдар Алиев устанавливал памятник Шаумяну в Баку, да ещё при этом лично произнёс «душещипательную» речь в его честь. Вот цитата из его выступления: «В марте 1918 года мусаватисты подняли антисоветский мятеж в Баку, намереваясь задушить Советскую власть. Благодаря решительным и твердым мерам, принятым большевиками, мятеж был ликвидирован. И сегодня мы с гордостью и любовью говорим, что великий сын армянского народа Степан Шаумян – это и сын азербайджанского народа, всех народов Закавказья, всего многонационального и единого советского народа»…
И эти слова говорил Гейдар Алиев-наш новоиспечённый «ондяр», который будучи председателем КГБ, а потом и первым секретарём ЦК КП Азербайджана делал всё, чтобы азербайджанский народ полностью потерял свою национальную идентичность, растворившись в идеологии идолопоклонства советской власти.
Из недавней истории мы все хорошо помним, как канонизировали в СССР Владимира Ильича Ленина. Это и Мавзолей в его честь, премия его имени, названия городов и поселков, проспекты, аэропорты, заводы, ордена, денежные знаки и т.д. О том, что в Азербайджане такое же планируется сделать уже в ХХI веке, я прогнозировал во многих своих публикациях задолго до официальной смерти Гейдара Алиева. И старт этому был дан в начале марта 2004 года, когда сын бывшего президента Ильхам Алиев издал указ об увековечании памяти своего отца.
Сегодня многим университетам и институтам в Баку присвоено его имя, центральный проспект, который назывался Московским теперь стал Алиевским, аэропорт носит теперь его имя, дети в школах воспитываются гейдарятами, навроде октябрят в Советском Союзе и многое другое из нашего «светлого» прошлого вновь вернулось к нам. По всей стране все главные парки во всех городах названы его именем, а вместо памятников Ленину и, что очень символично, на тех же центральных площадях всех городов и поселков Азербайджана устанавливаются памятники Алиеву-отцу и, что также не может вызвать грустную улыбку, с вытянутой рукой и в направлении того самого «светлого» будущего.
Чтобы такое спрогнозировать, для этого не надо быть Мишелем Нострадамусом. Для этого достаточно знать историю СССР и немножко личность члена Политбюро Гейдара Алиева. Историю СССР я в школе и в институте изучил неплохо, а с Гейдаром Алиевым судьбе было угодно познакомить нас близко, сразу же после его возвращения во власть вслед за кровавыми событиями 4 июня 1993 года, когда при помощи спецслужб России было свергнуто демократическое правительство президента Эльчибея. Я работал тогда Управляющим Делами Парламента Азербайджана и потому достаточно часто и близко пересекался с Гейдаром Алиевым, ставшим тогда Председателем Парламента республики. Последний раз мы встретились с ним у него в кабинете, когда я принес ему в знак протеста заявление о своей отставке и у нас была довольно долгая и интересная беседа. Конечно же, он прошел сильную школу в недрах КГБ СССР и прекрасно разбирался в том, что такое власть и что ее легче захватить, нежели ее удержать. И потому он с первых дней стал создавать культ своей личности. Он прекрасно знал, как надо это делать и как надо поступать с теми, кто мешает. Планомерно неугодные его политические противники один за одним оказывались или в тюрьме или эмигрировали или же внезапно уходили в мир иной.
Из истории СССР мы знаем, что так поступал сначала Ленин, а потом после его смерти это мастерски продолжил Сталин. Более того, канонизировав Ленина, последний стал по-сталински каленым железом внедрять это в сознание масс в виде вышеперечисленных атрибутов. Что потом стало с СССР и с его орденами, Ленинскими и Сталинскими премиями, памятниками и прочей языческой дребеденью мы также знаем из той же истории. А что, разве в Азербайджане кроме меня, никто не читал историю СССР? Ведь сегодня у власти находится вся бывшая партноменклатура, которая по долгу службы должна была знать ее лучше меня. Но тогда почему же эта власть так уверенно и с таким подобострастием и размахом занимается сегодня канонизацией Гейдара Алиева? Неужели они не понимают, что если за 70 лет это не прижилось в СССР, это тем более не приживется надолго в сегодняшнем Азербайджане? И разве история Азербайджана началась в 1969 году, когда 1-м секретарем ЦК КП Азербайджана стал Гейдар Алиев? А разве в истории Азербайджана не было достойных государственных мужей до него?И таких вопросов я могу задавать и задавать бесконечно, да что толку.
Один умный человек как-то сказал: «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего». Глядя на тех, кто сегодня находится у власти, вспоминая возраст и послужной список ключевых фигур режима в Баку, воспитанных ещё в советское время непосредственно под руководством нынешнего «ондяра», начинаешь понимать, почему в 2016 году Азербайджан и его население по-прежнему находятся в тисках идолопоклонства. Иначе и быть не может, ведь эти люди со своим прошлым и мешают будущему поколению Азербайджана избавиться от синдрома идолопоклонства, потому что они, как сказал Ключевский, «живут идолопоклонством перед идеалами и, когда не достает идеалов, они идеализируют идолов», что и происходит сегодня с Азербайджаном, где полным ходом идёт «гейдаризация» страны…
Удачи и да поможет Вам Бог!»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.