Елена Пригова | И немного об искусстве…

Закончились времена, когда во время войны музы молчали, а олимпиады не проводились.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Лени Рифеншталь

Хелена Берта Амалия Рифеншталь, прожила 101 год и вошла в историю «режиссёром дьявола». Лени была не просто талантлива, она была гениальна в том, что делала и этот гений уже после войны продолжал утверждать, что «Я ничего не знала, я никогда не состояла в партии, я только снимала фильмы». Но фильмы эти были пропагандой и эта пропаганда закончилась большой человеческой кровью. «Гитлер сказал мне: фройляйн Рифеншталь, я хотел бы, чтобы этот фильм снял истинный художник, а не член партии…». Фройляйн не состояла никогда в партии и никогда никого не убивала – она просто талантливо снимала кино. Настолько талантливо, что ее «Триумф воли» стал четвёртым в рейтинге самых гениальных фильмов всех времён и народов. И уже через много лет после войны та же Лёни Рифеншталь вспоминала: «Я была бы счастлива, если бы этот фильм сгорел. Я снимала его, исходя исключительно из эстетических соображений, не “чуя под собой” 34 год. Когда я впервые увидела его после войны, в 60-ом году, в Англии, у меня мороз побежал по коже…». Лени Рифеншталь после войны и до ее кончины в 2003 году для большого мира кино (и не только кино) стала изгоем, стала нерукопожатной.

Великий австриец и музыкальный гений Герберт фон Караян тоже был любимцем Гитлера и в отличие от немки Рифеншталь состоял в национал-социалистической партии с 1933 года. Караян был талантлив, но по словам Нормана Лебрехта, «выросший в Зальцбурге во время и после Первой мировой войны, Караян отчаянно пытался сделать карьеру ещё до того, как Гитлер захватил власть в Германии. С изгнанием еврейских и левых музыкантов двадцатисемилетний Караян стал музыкальным директором в Рейхе – “Чудо-Караяном”, как в 1938 году озаглавил свою статью Геббельс».

И Лени Рифеншталь, и Герберт фон Караян никогда не подписывали никаких партийных документов, никаких политических воззваний и уж точно вы не найдёте подписи того же Караяна под коллективными письмами, поддерживающих аннексию Судет. Но многие талантливые музыканты до конца жизни отказывались стоять на одной сцене с потрясающим дирижером. Есть у каждого человека своя мера определения порядочности. В жизни не все можно измерить деньгами, страхом, обстоятельствами. Существует ещё нематериальное – это совесть и наше отношение ко злу.

К чему я так долго и с историческим экскурсом. В 2014-м 511 талантливых и не очень деятелей российского искусства подписали мерзость, подписали письмо, поддерживающее политику Путина в аннексии Крыма. Для порядочных людей эти 511 должны стать нерукопожатными, но современные иуды не повесятся на осине – они будут гордо рассказывать миру о собственных «подвигах». Им будут рукоплескать те, у кого мера отношения ко злу находится в атрофированном состоянии. Толерантность ко злу может привести к интоксикации общества. И общество может даже не осознавать, насколько оно больное. Это моральная лепра, если хотите. Она заразна, она передаётся через рукопожатие, через совместные снимки, через походы на концерты и радостное возбуждение толпы. Искусство вне политики? Искусство давно в политике! И закончились времена, когда во время войны музы молчали, а олимпиады не проводились. Человечество находится в состоянии перманентной войны.

Сегодня, вот уже шестой год, война идёт в самом центре Европы – это война большой империи против непокорной Украины. Все начиналось в марте 2014 с простого Крымнаш. И принуждение Украины к миру тоже не решает проблемы первоначальной подлости – факта аннексии в 21 веке чужой территории, нарушения всех международных договоров.

Гибридная война невидима, и она проходит всюду, она убивает человеческие души незаметно, безболезненно. Это война добра и зла. Потакание злу опасно – оно чернит именно вашу душу и остаётся навсегда чёрной меткой.

Я смотрю на радостные лица новых американцев, спешащие на концерты тех, кто подписывали подлость в составе 511, я вижу восторг на лицах русских американцев, фотографирующихся с некоторыми российскими киноактерами. Вчера меня поразило, к примеру, облизывание Гуськова. Последний вполне неплох в актерском мастерстве, но вот человек он дрянной и подпись его в поддержку подлости останется навсегда каиновой печатью. И все эти мероприятия российские от месячников культуры до недель кино, от крутых концертов до простых заездов в Карнеги-холл гергиевых с мацуевыми, до выступлений оперных див в Мете, испортивших себе биографии простыми подписями и радостной поддержкой подлости, делят нас, по-разному относящихся ко злу.

И напоследок, чтобы точки над «і» все стояли: потакание подлости приводит к адаптации легитимности подлости. Несколько месяцев назад я была лишена права голоса в ФБ из-за доноса Валерии Коренной и ее мужа. Сегодня я хочу, чтобы вы знали имена этих «любителей искусства», умеющих бить и подписями, и прямо локтем и под дых, чтобы незаметно, чтобы больнее. А вы говорите искусство вне политики? Наивные…

Вместо послесловия…

Две недели назад украинский режиссер Олег Сенцов получил премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова. Он был номинирован на эту премию ещё в 2018 году. Церемония вручения состоялась наконец в помещении Европарламента в Страсбурге.

Получая премию, Сенцов сказал, что рассматривает ее не только как личную награду, но и как награду для украинских политзаключенных в России, а также для украинских активистов и военных, которые продолжают бороться за независимость Украины. Ранее Сенцов также получил премию имени Сергея Магнитского.

И вот вчера зал Берлинского кинофестиваля рукоплескал Сенцову. Но европейцы так до конца и не поняли, что искусство давно не аполитично в эпоху большой гибридной войны добра со злом…

Елена Пригова
Автор статьи Елена Пригова Журналист, блогер

Консервативный журналист, общественный деятель. Ведущая ТВ клуба Континент, автор программы «Свободный полет» на радио FreedomFM, колумнист интернет-издания Континент

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.