Когда Красная армия в январе 1945-го освободила Лодзь, из более чем двухсот тысяч евреев города в живых осталось 877 человек. Одним из них был Генрик Росс — до войны — новостной и спортивный фотограф, а в годы оккупации — сотрудник отдела статистики Юденрата. Росс снимал евреев для удостоверений личности и делал пропагандистские снимки на фабриках, где использовали еврейский труд для нужд вермахта.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Параллельно он, рискуя жизнью, через щели в стенах, в дверях и из складок своего пальто документировал реалии гетто. Снимал голод, болезни, депортации в лагеря смерти и редкие минуты радости — спектакли, праздники, свадьбы.
Спектакль «Сапожник из Марысина»Депортации в Освенцим и Хелмно начались в 1942 году и продолжались вплоть до ликвидации гетто в 1944-м. Когда стало ясно, что со дня на день самого Росса могут депортировать, он собрал 6000 своих негативов в законопаченный ящик и закопал его возле своего дома на Ягеллонской улице в надежде, что когда-нибудь снимки найдут. «Я предполагал, что польское еврейство уничтожат полностью, и хотел оставить свидетельство нашего мученичества», — вспоминал он позднее.
Мужчина, идущий по Вольборской улице через развалины синагоги, разрушенной немцамиРосс выжил и в марте 1945 года откопал свою капсулу времени. Влага разрушила половину негативов, но многие кадры сохранились. Часть из них вошла в изданный только в 1987 году альбом.
Посуда, оставленная евреями, депортированными в лагеря смертиЧто касается самого фотографа, то в 1956 году он репатриировался с семьей в Израиль, где был свидетелем на процессе Эйхмана пять лет спустя. Генрик Росс скончался в Канаде в 1991 году, но его снимки навечно останутся немыми свидетелями трагической истории одной из крупнейших еврейских общин мира.
Коробку с негативами Генрика Росса извлекают из тайника, март 1945Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.