Все люди хотят любви. Юноши моего поколения учились искусству быть любимыми у Печорина, его «проходили», кажется, в классе седьмом. На школьных уроках литературы я обычно раскрывал на случайной странице потрёпанную хрестоматию, доставшуюся мне от прошлых поколений учеников. Такое бегство от происходившего в классе дозволялось школьными правилами. Почему-то я оказывался, как правило, посерёдке лермонтовского «Героя нашего времени», и в очередной раз читал о том, как Печорин домогался расположения княжны Мэри. К своей цели он шёл, будя сильные негативные чувства у предмета своего интереса. «Мои дела ужасно подвинулись. Княжна меня решительно ненавидит», – записывал в свой дневник Печорин подробности процесса обольщения.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Присмотревшись, можно обнаружить, что метод Печорина превосходно работает в мире политики. Полистав историю ООП, легко ужаснуться. Боевики Арафата, охотившиеся на детей, на мирных жителей, на молящихся Богу, взрывавшие школьные автобусы, кафе, вызывали поначалу смесь ужаса и омерзения. Постепенно мир стал разворачиваться к ним с сочувствием, приглашая и принимая их в свои организации, субсидируя террористов. Можно попробовать объяснить это, сославшись на традиционный антисемитизм европейцев, болеющих душой за убийц евреев. Но и израильское общество (по крайней мере, либеральная его часть) стало испытывать подобные чувства к своим обольстителям по системе Печорина. Израиль заключил в 1993 году с ООП «ословский» договор, а недавно более 700 израильских интеллектуалов, включая знаменитых писателей Давида Гроссмана, А.Б. Йегошуа и Амоса Оза, в коллективном письме просят даровать арабам государство «юденфрай» – Палестину.
Лидирующий в США кандидат демократов в президенты на выборах 2016 года Хиллари Клинтон призвала, выступая 3 декабря перед студентами, «показывать уважение даже к врагам, стараться понять их и, насколько это психологически возможно, испытывать симпатию к их взглядам и к их точке зрения». Так что наш вероятный следующий президент испытывает, «насколько это психологически возможно», симпатию и понимание к ребятам из ИГ, отрезающим головы американцам и прочим неверным.
Драматичны поиски любви и расположения к себе у одной из расовых групп американцев. Чернокожие попали в Америку из Африки помимо своей воли: арабские работорговцы завезли их в Новый Свет, выменяв у вождей их племён на стеклянные бусы и прочую ерунду. Историю позорного для США рабства закончила кровопролитная гражданская война Севера и Юга 1861-65 годов. С тех пор правовое положение чернокожих американцев постепенно менялось к лучшему. Президент Трумэн провёл десегрегацию армии; Эйзенхауэр настаивал на интеграции школьного образования, используя подчас для этой цели армию; движение за гражданские права начала 60х годов привело к принятию страной акта о гражданских правах 1964 года и о равных правах при голосовании 1965 года. На этом институализированный расизм в Америке закончился. Один из интереснейших американских публицистов, замечательный экономист, социолог и философ Томас Соуэлл недавно написал: «Я достаточно стар, чтобы помнить времена, когда расизм в США был направлен против чернокожих».
Соуэлл родился в бедной негритянской семье в 1930 году. На своём веку он наблюдал, как расизм перемещался из белой в афроамериканскую общину Америки. Из известных нынешних чёрных расистов первыми вспоминаются ментор нынешнего президента страны преподобный Д.Райт, нынешний его советник шарлатан Э.Шарптон, 84 раза навещавший Обаму в Белом Доме.
Начиная с программ Никсона о расовых предпочтениях при поступлении на учёбу и на работу, в Америке стало более выгодным быть национальным меньшинством, в частности – чернокожим, чем многочисленными выходцами из Европы или их потомками. Какой-то еврейский шутник жаловался: когда полезно было считаться белым большинством, нас зачисляли в меньшинства. Сейчас, когда правила поменялись на обратные, и лучше быть меньшинством, нас стали считать белыми.
Со времён десегрегации многие чернокожие добились превосходного положения в политическом истеблишменте страны. Пример тому Барак Обама. В мире предпринимательства чернокожие также достигли немалых успехов: К.Ченалт возглавлял «Американ экспресс», Р.Парсонс был президентом «Сити-группы» и главой «Тайм Уорнер», Е.С. O’Нэйл возглавлял «Меррил Линч». Особенно велики успехи американских чернокожих в мире развлечений и спорта.
Одновременно с десегрегацией в Америке произошло другое глобальное либеральное преобразование – была принята программа президента Л.Джонсона «Великое общество». Эта реформа была призвана помочь бедным, к каковым принадлежала основная масса чернокожих. В отличие от десегрегации, это изменение принесло общине чернокожих огромный вред. Так, система велфера, финансово стимулировавшая рождение детей без брака – привела к разрушению чёрной семьи. Например, в 2013 году 72% чернокожих детей родились у незамужних женщин. Дармовые деньги и безотцовщина произвели многочисленный класс чернокожих люмпенов, ничему не учившихся, ничего не умеющих и живущих за счёт государственной поддержки. Чернокожий публицист Ясон Рилей в статье для «Форбса» от 25 ноября приводит цифры, живописующие следствие этого процесса: чёрные составляют только 13% населения Америки, но совершают большинство убийств в стране. Убийства – ведущая причина смертности среди молодых афроамериканцев. У чёрного подростка более чем в 10 раз больше шансов быть убитым, чем у белого. При этом более 90% погибших убиты другими чёрными.
Этот кризис чернокожей общины Америки объясняет, я думаю, бунты и волнения, охватившие эту общину по всей Америке в связи с гибелью от руки белого полицейского чёрного громилы Майкла Брауна в пригороде Сент-Луиса Фергюсоне и смерть при задержании полицией чёрного великана, спекулянта сигаретами Эрика Гарнера на Стейтен Айленде. Никто не привёл каких-либо доказательств того, что цвет кожи погибших сыграл какую-либо роль в их конфликте с полицией, приведшем к их смерти. Реальная причина погрома, разграбившего и спалившего Фергюсон и протестов по всей стране – другая.
Речь идёт о требовании класса чёрных люмпенов изменения отношения к себе. Эти люди хотят, если не любви, так хотя бы уважения. Признания их традиций, их отношения к закону, к жизни. Практически, это могло бы выразиться в невмешательстве полиции в их жизнь, прекращении их задержания за нарушения законов.
На локальном уровне такое изменение уже произошло в Чикаго. Рилей пишет в цитированной статье: в 2012 году в управляемом демократами Чикаго было совершено 507 убийств, три четверти которых не раскрыты. Другими словами, сотни убийц свободно гуляют по городу. В этом направлении в начале девяностых двигался Нью-Йорк под управлением чёрного мэра Д.Динкинса. В 1992 году Динкинс позволил три дня бушевать еврейскому погрому в Краун-Хайтс. И только после убийства толпой чёрных погромщиков студента иешивы Янкеля Розенбаума, мэр позволил полиции вмешаться. После Динкинса мэром был избран Р.Джулиани, который рассадил преступников по тюрьмам. Обсуждая такое отношение к традиции насилия и игнорирования закона у чёрных люмпенов Нью-Йорка, чернокожий социолог М.Е.Дайсон, в дискуссии на телевидении, обвинил Джулиани в «белой расовой надменности».
Чернокожий журналист Д.Мёрдок придумал для деятелей, помешанных на теме расовой несправедливости, везде чующих ущемление прав чёрных, таких, как «президент Обама, министр юстиции Холдер, мэр Нью-Йорка Ди Блазио, шут гороховый Шарптон, профессор М.Д.Дайсон», название «расоголики». Иллюстрирует отношение «расоголиков» к юстиции требование, предъявляемое Обамой, по его словам, к кандидатам в судьи – обладание симпатией к обвинённым в преступлениях. Не строгое следование закону, а симпатия к его нарушителям.
Истерия, устроенная «расоголиками» по поводу гибели Брауна и Гарнера в конфликте тех с полицией, привела к нападению на полицейских в Нью-Йорке. Двое служителей порядка были избиты на Бруклинском мосту во время «мирной» акции протеста 13 декабря, а неделей позже двое полицейских были убиты чернокожим мусульманином в Бруклине. Не при попытке ограбления или бегстве подозреваемого с места преступления. Беспричинно расстреляны в их полицейской машине. Представители нью-йоркских полицейских заявили, что кровь погибших – на руках подстрекателей протестов, в первую очередь мэра Нью-Йорка Ди Блазио.
Метод, которым Печорин в романе Лермонтова пытался вызвать симпатию, а то и любовь, не принёс счастья ни герою, ни людям, сталкивавшимся с ним. Погибла Бэла, разрушена жизнь «честных контрабандистов» в «Тамани», поругано чувство княжны Мэри, убит Грушницкий. Да и сам Лермонтов, присвоивший, очевидно, Печорину своё отношение к жизни, погиб трагически рано.
Борьба за симпатию и уважение к себе чернокожих, включающая поджоги, грабежи, как было в Фергюсоне, убийство боснийца в Сент-Луисе и полицейских в Нью-Йорке, нападение с ножом на еврея в бруклинской синагоге, мятежи и протесты не принесут счастья чернокожей общине Америки. Борьба против полиции абсурдна. Как написал Рилей, «когда вы делаете мишенью полицию, страдают бедняки из неблагополучных районов. Проблемы Фергюсона не в белых полицейских или прокуроре, они – в бандитском поведении, демонстрируемом индивидуумами вроде Майкла Брауна».
Появились публикации, будто, выбирая кандидата на звание «Человека года», ежегодно украшающего обложку новогоднего номера журнала «Таймс», редколлегия думает об организаторах бунта в Фергюсоне, то есть рассматривает этих организаторов как героев нашего времени. Боюсь, что провоцирование неприязни к себе как путь к достижению понимания (это показал ещё герой времени Лермонтова) может принести горе и героям нашего времени. Их современникам – тоже.
Борис Гулько, Нью-Джерси
newswe.com
* * *
Мемуары Бориса Гулько
ПУТЕШЕСТВИЕ С ПЕРЕСАДКАМИ
Три книги воспоминаний. И рассказ.
397 страниц, включая фотографии.
Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и о других великих шахматистах
Заказать книгу можно у автора: gmgulko@gmail.com
$26, включая пересылку по США.
Книга продаётся также на Amazon и Amazon Europe
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.