Тимофей Лиокумович | Герои легендарного подвига

Размышления о преданности и мужестве, взывающих к урокам истории.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу…
Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»»

Держу в руках очередной номер чикагского русскоязычного ежемесячника «Земляки». Листая газету, сразу обратил внимание на статью «В России поставили памятник «еврейскому Матросову», не награждённому во время войны»…

Память сразу возвратила меня в послевоенную убогую однокомнатную квартирку в мозырском бараке на окраине города, где мы ютились втроём – мама, средний брат и я. Это была неполная наша семья, т.к. четвёртому втиснуться в такую каморку, где значительное место занимала печка-плита, хотя и с двумя конфорками, было просто невозможно: младшего брата, чтобы как-то облегчить условия нашей жизни, взяли на воспитание бабушка с дедушкой.

Я вспомнил, как в летние каникулы в 1949 году после окончания четвёртого класса, сидел за небольшим столом, прислонённом к подоконнику, читал только что вышедшую повесть Павла Журбы об Александре Матросове и заливался слезами над ней от охвативших меня переживаний за героическую судьбу человека, пожертвовавшего своей молодой жизнью во имя великой победы советского народа.

После чтения книги заинтересовался: были ли среди евреев люди, повторившие подвиг легендарного героя советского эпоса Матросова. Только спустя десятилетия всплыли имена Героев Советского Союза – вначале Иосифа Бумагина, а потом Ефима Белинского. А теперь, значит, открыто ещё одно имя, заслуживающее быть легендарным. Чтобы узнать о нём побольше, обратился к Интернету, из которого почерпнул дополнительные сведения о незаурядной личности рядового двадцатичетырёхлетнего красноармейца, совершившего героический подвиг, но не удостоившегося не только Золотой звезды героя, но и вообще никаких наград…

Абрам Левин

Абрам Левин

Сразу же после окончания техникума Абрама Левина направили работать на автозавод. Как специалист технического профиля (техник-наладчик на Московском автомобильном заводе) молодой рабочий получил охранительную броню, которая обеспечивала ему неприкосновенность к другим видам деятельности, в том числе освобождала от воинской службы. Позднее мать юноши вспоминала:

«– Время было военное. Приходил домой редко, а всё больше на заводе ночевал. Работы было очень много. И вот как-то приходит вечером домой и прямо с порога:

– Ухожу на фронт. Записался добровольцем в ополчение.

– Но ведь у тебя же бронь, заводу нужен, – сказал ему отец.

На это сын ответил:

– А кто же будет защищать Москву, наш дом, если все мы будем отсиживаться на брони? Кто же за нас с тобой станет воевать с врагами и защищать нашу Родину?»

Посчитав, что в действующей армии принесёт Родине больше пользы, комсомолец Левин отказался от брони и добровольцем ушёл на фронт.

Через некоторое время отец последовал примеру сына и также добровольцем вступил в армию.

С фронта сын успел написать матери единственное письмо, в котором стремился приготовить её к вести о своей гибели: «Мама, я вряд ли вернусь живым. Но ты не плачь, мама. Понимаешь, мама, пройдёт время, и ты поймёшь меня, убедишься, что я поступил правильно. Да, ты обязательно скажешь, что твой сын поступил честно. Таких, как я, в нашей армии миллионы. И мы, вместе с нашими отцами и братьями, обязаны защищать завоевания нашего народа. И, конечно, мы должны проливать свою кровь, отдавать свою жизнь, чтобы уничтожить раз и навсегда фашизм. Только так. Враг, посягнувший на нашу священную землю, должен быть уничтожен. Скоро пойду выполнять задание Родины. Вряд ли вернусь оттуда живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении силы и жизнь многим своим товарищам. Я иду ради народа, ради Победы, ради прекрасного, что есть в человеке. Не плачь, мама. Пусть никто не плачет. Твой любящий сын».

Мать сохранила письмо сына как драгоценную реликвию.

Уже по этим скупым строчкам можно ясно представить, какими патриотическими чувствами руководствовался в жизни молодой человек…

5-я Московская стрелковая дивизия, вступившая в бои на Ржевском выступе, оказалась перед крупными силами немецкой армии, создавшей вокруг селения Холмец в Калининской области мощную систему обороны – выставив дзоты и залив водой снежный вал, который обледенел, что не позволяло наступавшим стремительно отбросить врага. За месяц упорных боёв советские воины на этом участке потеряли 9 тысяч бойцов. 22 февраля 1942 на тверской земле красноармеец Абрам Левин в жестоком бою закрыл амбразуру немецкого дзота. Он был первым из советских воинов, решившимся на такой невиданный жертвенный поступок, чуждый всякого корыстного расчёта, личной выгоды, целенаправленного на приближение скорейшей победы над безжалостным фашистским зверьём, почему-то оказавшемся в человеческом облике. Произошло это за год (!) до Матросова, но имя его долгое время оставалось в забытьи, т.к. ни награды, ни статьи в газете в своё время этот самоотверженный подвиг не удостоился. Даже в «Книге памяти», изданной в Москве (1996), указывалось, что Левин повторил подвиг Матросова, хотя на самом деле совершил его на год раньше.

Правда, начальник политотдела представлял командованию мужественного бойца к награде: «Беспредельный героизм и самоотверженность проявил комсомолец Левин. Немцы поливали наших бойцов свинцовым огнём из пулемётов. Бойцы упорно ползли вперёд, зарываясь в снег. Но чем ближе были они к дзоту, тем труднее становилось их продвижение. В критический момент Левин выбежал из цепи. Он закрыл своим телом амбразуру дзота. Вражеский пулемёт замолчал. Левин погиб, но бойцы отомстили за героическую смерть товарища».

Однако кому-то не очень хотелось подписывать наградные документы на имя еврейского солдата Абрама Исааковича Левина. Только в 1967 году героя наградили посмертно орденом Отечественной войны I степени.

В прошедшем году в честь столетия со дня рождения Левина на месте его гибели восстановлен и обновлён памятник,  в своё время поставленный родными члену своей семьи, совершившему подвиг мужества, доблести и самоотверженности, но на сей раз – на средства Фонда президентских грантов РФ. В селе его именем назвали улицу. Уголок посвящён герою в школьном музее. Глава Оленинского района Олег Дубов отметил: «Память о таких героях, как Абрам Левин, у нас передаётся из поколения в поколение. О подвиге Левина у нас каждый знает с детства, и его имя для нас свято».

И не менее важно отметить, что в последние годы благодаря российским поисковикам из межрегиональной общественной организации «Легендарный подвиг» воскресли из небытия имена ещё нескольких еврейских героев, совершивших такой же героический подвиг. На сегодняшний день известны десять мужественных бойцов еврейского происхождения, которые достойны, чтобы упомянуть их светлые имена:

1. Беленький Ефим Семёнович. 2. Бумагин Иосиф Романович. 3. Левин Абрам Исаакович. 4. Райз Товье Хаймович. 5. Спиваков Меер Реемевич. 6. Тартаковский Георгий Борисович. 7. Штрайхер Файфиш Симхович. 8. Татарский Михаил Борисович. 9. Дзигунский Михаил Яковлевич. 10. Антонов Михаил Моисеевич.

А где гарантия того, что со временем не могут открыться новые имена позабытых героев? Хотя и приведённого списка достаточно, чтобы иметь представление о мужестве, бесстрашии и героизме евреев в защите государства, в котором они жили и считали своей Родиной.

Кстати, по количеству получивших звание героев Советского Союза, евреи занимают 4-е место после русских, украинцев и белорусов, хотя, о чём красноречиво свидетельствует и подвиг Абрама Левина, они не всегда удостаивались того, что заслуживали своей смелостью и отвагой. Даже в таких предвзятых условиях 177 евреям было присвоено звание Героя Советского Союза, 45 из них – посмертно, а 8 – погибли после присвоения им этого высокого звания. Если же пересчитывать количество героев на 100 тысяч населения, учитывая национальности, то евреи окажутся на втором месте после русских: евреев почти 7, русских почти 8, а потом украинцев – почти 6 и белорусов около 5. 11 евреев направили свой горящий самолёт в гущу вражеских войск, 4 – совершили воздушный таран.

В Красной Армии насчитывалось 305 генералов и адмиралов еврейского происхождения, 35 из которых погибли в боях. 167 000 евреев-офицеров, в том числе 15 командиров подводных лодок. 334 000 (80%) – служили рядовыми солдатами, матросами, сержантами, старшинами в боевых частях и снова находятся на 4-м месте при предвзятом к себе дискриминационными мерами отношении среди награждённых орденами и медалями.

Известно, что среди 800 000 женщин, служивших в Красной Армии во время войны, 20 000 были еврейками, среди которых Герой Советского Союза лётчица Полина Гельман.

Установлено, что из более 500 000 евреев участников войны 27% были добровольцами. Более 200 000 из них погибли, что составляет 40% из общего числа (5-е место среди погибших, если считать по национальному признаку). Среди погибших 6000 евреев-медиков, спасших в тяжких фронтовых условиях жизни тысяч раненых, не считаясь с их национальной принадлежностью. Среди оставшихся в живых 300 000 – 180 000 (60%) раненых, притом более 70 000 (38%, каждый третий) тяжелораненых.

А разве можно не учитывать изнурительно напряжённый труд тружеников тыла, которые также, не покладая рук и не считаясь с невыносимыми трудностями, напряжённо ковали победу. Более 50 оборонными предприятиями, работающими для фронта, руководили евреи – блестящие организаторы, в сложнейших условиях наладившие массовое производство оружия, спасшего Красную Армию от разгрома. А сколько талантливых евреев приняли участие в создании мощной авиационной техники, в усовершенствовании конструкций танков, в подготовке реактивных миномётов и других видов оружия!

Подсчитано, что более 1,5 миллионов евреев принимали активное участие в армиях антигитлеровской коалиции и антинацистском сопротивлении, в подполье и партизанском движении.

Цифры упорно, вопреки всяким лживым измышлениям разного рода подонков, убедительно свидетельствуют об активном участии евреев в борьбе с коричневой чумой, о весомом вкладе и несомненном действенном влиянии оболганного народа на ход и результаты самой кровавой войны в истории человечества.

Неужели у каких-то идиотов-антисемитов всё ещё может поворачиваться гнусно язык о том, что евреи не сражались, а прятались в Ташкенте?! Какой ещё народ, населявший СССР, может также представить такой же трагически гордый список пламенных патриотов, самозабвенно прикрывших своим телом амбразуры долговременных огневых точек врага, тем самым спасая своих товарищей по оружию, тем самым приближая час победы?! И вообще, каким недалёким человеком нужно быть, каким фирменным негодяем являться, лживо объявляя трусами тех, кто проливал свою кровь, не жалел своей жизни ради твоего, как ты считаешь, «только твоего», государства? Ведь такие незрелые, низменные люди, страдая гиперболизированным эгоизмом, судят по себе о других. Им не представляется, как это человек не коренной национальности («некоренной» (?!), хотя его предки уже столетиями жили в этой стране и много полезного сделали для её развития и защиты) может любить и беречь землю, на которой родился и является неотделимой частью её.

Надеюсь, читатели обратили внимание на то, как Левин объяснял истоки своего поведения: «А кто же будет защищать Москву, наш дом, если все мы будем отсиживаться на брони? Кто же за нас станет воевать с врагами и защищать нашу Родину? Таких, как я, в нашей армии миллионы. И мы, вместе с нашими отцами и братьями, обязаны защищать завоевания нашего народа. Враг, посягнувший на нашу священную землю, должен быть уничтожен. Я иду в бой ради народа, ради Победы, ради прекрасного, что есть в человеке». Разве в состоянии по своей низменности, ничтожности и нравственному убожеству постичь такие высокие чувства надрывные горлопаны измышлённого вранья – тупые недоумки, недочеловеки?

Уголок Абрама Левина в школьном музее.

Вместо того, чтобы крепить неразрывные узы всех жителей государства, объединять людей, поддерживать и упрочивать союз между ними, что, несомненно, служило бы общественной пользе, консолидарному сплочению соотечественников, усилению мощи страны, о которой якобы лжепатриоты, грохоча своим примитивным мышлением, ретиво заботятся, они ослабляют её разрушением людского братства, приводят к опасным последствиям. Однозначно, рассадники вражды между народами переполнены животной дикостью, страдают отсутствием порядочности, не упоминая уже хотя бы о крошечном чувстве благородства или о микроскопическом чувстве благодарности. Создаётся впечатление, что до их убогого ума, с явно искажённой работой мозговых полушарий, особенно с нарушенной той их частью, которая отвечает за навыки логического мышления, что и приводит к ошибочным оценочным суждениям, не доходит, что преднамеренное создание искусственного антагонизма в обществе при помощи надуманных, противоречащих реальности инцидентов, наносят непоправимый ущерб своему народу, своей стране, навлекая на лгунов, с заранее заготовленными предосудительными умыслами, не смываемое на веки вечные пятно позора. Ведь по таким подлецам – с полным отсутствием компетентности и целенаправленным пренебрежением к ней – складывается отрицательное представление о нации, о которой они якобы заботятся. Бесчестные инсинуации, фальсификаторские ухищрения, фальшивые превратные нападки, состряпанные из клеветнических измышлений, имеющих целью опорочить кого-либо злостным вымыслом, гнусными наветами, никогда никого ещё не украшали и в будущем обелять не собираются. Тем более никогда не могут быть оправданы поклёпы на многострадальный народ, у которого нет такой семьи, представители которой не погибли, сражаясь с лютым врагом, не говоря о поголовных уничтожениях под фашистскую свистопляску целых родословных поколений: невинных детей, мирных женщин и стариков – миллионы замученных и безвинно убиенных, когда каждый городок с еврейским населением превращался в сплошной погост. Как верно подметила поэтесса Валерия Левитина, и по сегодняшний день «…Сонмы душ замученных младенцев / Скорбят о нерождённых поколениях». Ожоги жестокой войны ещё не зарубцевались и по-прежнему дают о себе знать в судьбах народных.

Антисемиты – апологеты несправедливости – в первую очередь стремятся к собственному возвеличению, хотя самозвано считают себя истинными патриотами, на самом деле являются самыми опасными врагами родной земли, самой что ни на есть омерзительной нечистью, подрывая коварным гнусно-сальным рылом корни своего Отечества, о котором якобы беззаветно заботятся…

Ведь исторический опыт напоминает и предупреждает всех сеятелей искусственно надуманной вражды внутри государства о плачевном последствии подобной изуверской политики разобщения народов по национальному признаку. Начиная с давних времён, любая страна, которая когда-либо подвергшаяся заразной болезни антисемитизма, как правило, быстро ослабевала, попадала в разрушительные обстоятельства, взрываясь на минном поле истории, и отбрасывалась в своём развитии на десятки лет назад, а в иных случаях и вовсе переставала существовать. И впоследствии, если государству удавалось сохраниться, ему нужно было приложить неимоверное напряжение, чтобы выбраться из того гнилого болота, в которое его загнали мнимые патриоты, которым она имела несчастье слепо довериться. Неужто вопреки нормальной логике уроки истории, убедительная историческая закономерность так никого и ничему не учат?

Однако несомненно, что катастрофические бедствия прошлого продолжают наглядно и настойчиво убеждать, что безответственные безмозглые существа, лишённые истинных гражданских чувств, не способны делать выводы из того, что пережило человечество, что кричаще напоминает об отрицательных результатах лживых постулатов, принимаемых безрассудно, вовсе не согласуясь с требованиями здравого смысла.

Нормальному человеку горько сознавать, что встречаются говорящие земные твари (назвать их людьми язык не поворачивается) с неопрятной душой, которые не в состоянии понять глубину боли и страданий тех, кто живёт, работает или даже сражается рядом против общего врага. Ещё французский философ и писатель Жан-Поль Сартр (1905–1980) заметил, что «антисемитизм – это свободный выбор самого человека. Это тотальный подход не только к евреям, но и вообще к людям, к истории, к обществу». Чем и катастрофически опасен для всего человечества. Сторонники национальной нетерпимости, сеющие враждебные отношения в человеческом обществе, пытаются разными неправедными, грязными способами завистливо оплевать благородство, великодушие и другие высокие нравственные качества своих же добропорядочных граждан. Давно уже трезво определено, что быть антисемитом это позор – позор для любого приличного человека, но всё дело в том, что можно ли принимать зверя в человеческом облике за истинного сына Земли в то время, когда поведением своим, поступками своими он нарушает элементарные нормы человеческих отношений и в большей мере напоминает дикое животное, тупую, но жестоко кровожадную скотину. Разумные люди, родившиеся в любой стране и являющиеся её постоянными жителями, если они не враги своего государства, обязаны решительно противостоять  дикарям-антисемитам как самым опасным внутренним супостатам отчего края – настойчиво противодействовать безумным рассадникам злобы, ожесточённым пособникам разрушений, инициаторам людских злоключений, горестей и бед. Антисемитизм, как и любая другая форма ксенофобии, является воплощением Зла (отрицательного, неправильного, неправедного и навязчивой преступной кривды), ведущего извечную борьбу с Добром (положительным, правильным, праведным, поступающим по совести). Люди здравого разума должны одержать победу над воинствующей злобой – лютой носительницей человеческих страданий…

Имена погибших легендарных героев набатом стучат в людские сердца, призывая к человеческому благоразумию, к сохранению взаимопонимания между народами, к укреплению мира на земном шаре. Значит, они по-прежнему в боевом строю защитников правого дела свободы и справедливости.

Фото Оксаны Бойковой

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.