ГЕММЫ И КАМЕИ – ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО КАМНЮ

Резьба по камню известна с глубокой древности, а резные камни, изображавшие фигурки людей и зверей, а также каменные резные печати появились сначала в Месопотамии, а затем в Египте и других местах Средиземноморья.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В Древнем Египте носили перстни с каменными печатками, главным образом в форме особо почитавшегося египтянами жука скарабея, вырезавшегося чаще всего из лазурита.

С четвертого – третьего тысячелетиях до н. э. в Месопотамии известны геммы с углубленным изображениеминталии.

В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно увидеть образцы гемм государств древнего Двуречья (Шумеры, Аккады. Вавилона), изготовленные от двух до пяти тысяч лет назад – на цилиндрических валиках из халцедона, яшмы или кварца вырезаны фигурки людей, животных и различные тексты.

Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные геммы Древней Греции и Великого Рима, именно здесь зародилось искусство глиптики – резьбы на цветных и драгоценных камнях.

«Живопись в камне» – так называл один из археологов XIX века рельефные полихромные камеи, вырезавшиеся на минералах. Вплоть до восточных походов Александра Македонского во второй половине IV в. до н.э., мастера глиптики предпочитали углубленную резьбу печатей, делавших на оттиске в глине и воске миниатюрные рельефы, а самые ранние камеи вырезались на одноцветном минерале: гранате, гиацинте, аметисте.

Создание гемм в древности было очень долгим и кропотливым занятием, но твёрдость и прочность минералов сделала геммы неподвластными времени, дойдя через тысячелетия до наших дней, они предстают перед нами такими же, разрушительное время их совсем не коснулось. Сюжеты античных гемм весьма разнообразны, в них нашли отражение все стороны духовной и материальной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и быта.

Прихотливое чередование полихромных слоёв камня открывалось резчику только в процессе работы, так что какие-либо поправки в этом искусстве были невозможны. Труд резчика был настоящим подвигом – крупные камеи – это подлинные «картины из агата», они требовали многолетней работы. Археолог Э. Баблон  отмечал, что «для изготовления большой камеи нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора». Даже в XIX в. резчик А. Давид над камеей «Триумф Наполеона» трудился целых 15 лет!

До конца IV века до н. э. Древний мир знал лишь один вид гемм – инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения, и только в эпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать и рельефные камеи. Роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются живописью в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике. Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состоит в том, что мастер постоянно должен иметь в виду обратное изображение.

Искусство глиптики помимо материковой Греции процветало на островах Кипр, Самос, Хиос, Мелос, а также в ионийских городах западного побережья Малой Азии.  Для грека архаической эпохи печать-гемма служила подписью или заменяла её, печатью пользовались в быту и хозяйстве, опечатывали имущество,  двери дома или кладовой с припасами, амфоры с вином и т.п. Профессия резчика по камню была весьма и весьма почётна, и известен закон Солона, афинского политика, одного из «семи мудрецов древности», строго запрещавший резчику гемм сохранять у себя копии изготовленных печатей.

Высшего расцвета античная глиптика достигла в эпоху классической Греции (V-IV в.в. до н. э.), совместив совершенство свободных композиций с глубокой человечностью образов, точность рисунка и красоту минералов. Основная форма классических печатей Греции – крупный скарабеоид (в виде жука-скарабея) с гладкой овальной спинкой. Встречаются и так называемые псевдоскарабеи, в которых вместо жука вырезались рельефные изображения льва, сатира или сирены. Позднее геммы становятся крупнее, композиции лаконичнее, исчезают архаическое штриховое обрамление, второстепенные фигуры и орнаменты. Любимый материал мастеров тех времен – полупрозрачный голубой сапфирин, оникс, сердолик, горный хрусталь,  аметист, яшма.

Непосредственно камеи известны с IV века до н.э., их родиной считается Александрия Египетская. О происхождении слова «камея» имеются различные точки зрения. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus или от итальянского chama (морская раковина).

Сначала камеи резали только на многоцветных сардониксе и яшме, позднее стали использоваться аметисты, топазы, аквамарины и изумруды. Но скоро резчики обратились и к многослойным минералам, позволявшим использовать более широкую гамму тонов и их переходов, учитывая тончайшие нюансы. Первые камеи из многослойного агата, по-видимому, начали вырезать опять же в Александрии, при дворе Птолемеев (конец IV-III века до н.э.). Обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на его фоне контрастно накладываются слои резного изображения из более светлого материала. Этим достигается контрастная рельефность, выделение изображения, и именно эффект камеи используется при чеканке монет, когда изображения и надписи на монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.

Многие камеи, сделанные в Александрии – очень крупные и не могли использоваться ни в качестве печати, ни в виде амулета. Это были редкие, дорогие заказные работы, служившие царскими дарами в храмы или дополнявшие пышный убор владык – на многослойных геммах изображены портреты Правителей из династии Птолемеев и божества египетского пантеона.

Аристократы и правители Древнего мира имели собственную дактилиотеку – коллекцию резных камней, это было вопросом престижа и богатства.

Во времена ренессанса, в XVII-XVIII веках, искусство камеи пережило свой наибольший расцвет, но именно античные камеи по сей день сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса, а главным стремлением резчиков всех последующих эпох было, как можно более соответствовать этому идеалу.

Раньше всех и наиболее близко приблизились к античности итальянские мастера, и Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII века сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии.

История камей необычайна интересна, камеи хранятся в коллекциях Эрмитажа, а самой знаменитой является «Камея Гонзага» из трёхслойного агата, с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II работы неизвестного мастера III века до н. э. Первое упоминание об этом удивительном произведении камнерезного искусства встречается в 1542 году в каталоге собрания Изабеллы д’Эсте – супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини». До 1630 года камея была в собрании герцогов Гонзага, потом не раз переходила из рук в руки, при папе Пие VI находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 году бывшая жена Наполеона Жозефина Богарне подарила её русскому императору Александру I. В 1850 году княгиня Е.И.Голицына завещает Николаю I камею с головой Зевса.

Самая крупная античная камея находится в «Кабинете медалей» в Париже и датируется I веком н. э. –  на чёрно-белом агате размером 31×26 см изображено более 20 персонажей.

Коллекционировала античные камеи и императрица Екатерины II, причем свою страсть к их собиранию она шутливо называла «камейной болезнью», а самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 году – коллекция камей герцога Орлеанского, одна из самых известных в Европе. В коллекции были знаменитые позднеэллинистические камеи «Жертва Приапу» и «Афродита с орлом».

После 1917 года в Эрмитаж поступили национализированные собрания камей Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых, а в 1964 году в коллекцию Эрмитажа добавилось свыше двухсот шестидесяти древних гемм из собрания известного минералога Г. Г. Леммлейна.

 

Каздым А.А.
кандидат геолого-минералогических наук,
член Московского общества испытателей природы

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.