Гамма чувств, или генитальное кино

В нынешнем году Московский международный кинофестиваль (ММКФ) отличился и тем, что на экране было много гениталий, длинных физических актов, демонстрации тел. Но, разумеется, не эта тема будет главенствующей в предлагаемом вашему вниманию репортаже 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Советская Мата Хари — Анна Чапман – тоже блистала на ММКФ. Принтскрин с личной страницы в сети Facebook новоявленной светской львицы всероссийского масштаба, среди виртуальных френдов которой есть и израильские журналисты

Продрогшие журналисты ждут звезд, толкаясь в выделенном закутке. Звезды подъезжают, быстро выходят из машин,  никто не задерживается на дорожке – холодно, ветрено, дождь назойливо и без перерыва льет с неба – вот уже целый день. Это даже не парад зонтов- они почти все черные. Это даже не парад красавиц – хоть и в открытых декольтированных платьях дамы, но дрожа,  и почти бегом, подбирая подолы, –  спешат они под крышу,  в «Пушкинский». Никита Михалков, пытаясь подбодрить, говорит: «Мы все время умираем от жары во время ММКФ. А сейчас приходится мерзнуть. Но все равно сегодня праздник. На нашем фестивале побывало более 75 тысяч зрителей!»

Вот проскользнула Гребенщикова, за ней – Олешко. Они – ведущие церемонии Закрытия ММКФ. Сутулова, Подкаминская, Вилкова, Хромченко (без сына на этот раз), Лобода. Макеева и Матвейчук. Захарова дрожит всем телом в розоватом легком платье «в пол». Подолы у многих уже не так свежи — дождь заливает асфальт. Кюрдзидис желает Гай Германике успеха. Кирилл Сафонов, Саша Савельева, Анна Чапман, Илья Бачурин, Алексей Чадов, Федор Бондарчук, Александр Роднянский – вот, пожалуй, и все, пора в зал.  Зал «полу-лысый», многих дождь испугал. А те, кто пришел, посмотрят «Планету обезьян. Революцию» Мэтта Ривза, и затем — самые фанатичные – отправятся в Нескучный сад – заесть бутербродом 36-й фестиваль. Поздравляют победителей. За японского режиссера приз получает представитель посольства, он  выходит с лицом, на котором написано, что такого успеха не ожидали. Гай Германика жеманно эпатирует: «Класс!», и спускается со сцены. Марк Захаров вручает Приз Станиславского «Верю!» Инне Чуриковой. Она поднимает его высоко, и говорит: «Это так ответственно! Верю! Нужно же соответствовать…» Никита Сергеевич озвучивает статистику: «7617 человек были аккредитованы, 3085 из которых- представители СМИ, гостей и участников было 4532 человека, зрителей – на 8 000 больше, чем в прошлом году. 364 картины из 48 стран, 522 киносеанса. На отбор заявлено на 617 картин больше по сравнению с прошлым годом. 30 программ…» И тут же вспоминается, как журналистов не впускали в залы, с каким огромным трудом и нервотрепками нужно было выцарапывать билеты на открытие и закрытие, и  что гостей было по сравнению с прошлым годом – раз-два и обчелся, с интервью – полный швах; ан нет –цифры закрыли реальность своей статистикой. Все у нас хорошо! С Глеба Панфилова снимают цепь председателя жюри. Все возвращается на круги своя. Итоги озвучены.

Главный приз “Золотой Георгий” — фильм “Мой мужчина” (режиссер Кадзуеси Кумакири, Япония).

Эта очень неоднозначная лента не оставила равнодушными ни зрителей, ни критиков, вызвав большие обсуждения после просмотров. Режиссер Кадзуеси Кумарики свой первый приз получил еще в 17 лет в Берлине, и с той поры каждый его фильм- призер какого-нибудь из мировых престижных фестивалей. В своем новом фильме он показывает многослойную и необъяснимую ткань отношений между девочкой и ее опекуном. 15 лет они врастают друг в друга молчаливой глубокой эмоцией, и однажды их близость становится физической. Все тайное, как известно, через некоторое время – явное. Порицание окружающих неизбежно. Пара бежит из маленького городка в Токио. Она устраивает свою жизнь, он – опускается. Кто палач, кто – жертва? Роли незаметно меняются, но сильнейший надрыв, запутанная связь, притяжение, болезненная физическая страсть — прямо-таки хлещут с экрана водопадом.  Психологический портрет обреченных-  в итоге — на одиночество людей, отчаянно хотевших семью, маленькую, понятную, — как совместный поход  в кафе…

Приз “Серебряный Георгий” за лучшее исполнение мужской роли — Таданобу Асано (“Мой мужчина”, Япония)

Полное погружение в роль, долгие физические акты отношений, молчаливая эмоция, страдание от невозможности изменить – все запечатлено в пластике, в фактуре лица  одного человека. Убийство свидетеля мезальянса –  это его для нее –  жертва, неизбежность. Мучительное поклонение маленькой женщине, боль – сыграть достоверно сложно. Актеру удалось.

Специальный приз жюри “Серебряный Георгий” — “Свет моих очей” (режиссер Мелик Сарачоглу, Хакки Куртулуш, Турция)

Хакки Куртулуш и Мелик Сарачоглу изучали кинематограф в Европе. В 2009 году они дебютировали совместной картиной «Там» и получили награду. Затем было много короткометражек. «Свет очей моих» — картина, основанная на реальных событиях. У одного из режиссеров отслоилась сетчатка глаза, а потом он ослеп. 40 дней  пролежал в больнице с закрытыми глазами, борясь со страхами, переоценивая свою жизнь, ища новые смыслы. А потом воплотил все это в кино.

Приз “Серебряный Георгий” за лучшую режиссерскую работу — Валерия Гай Германика (“Да и да”, Россия )

Валерия Гай Германика – одна из самых успешных молодых режиссеров в нашей стране, провокатор, любительница физических неприятных актов на экране. С манерой трясущейся камеры, рваного движения, документальной констатации. Ее работы- сероватого цвета, обязательно- проблемные, но неизменно заявляющие о себе – портретные. Данный фильм — о влюбленности школьной учительницы в художника. Оба молоды, оба неуспешны, оба хотят больше, чем могут. Он пьет, накуривается до рвоты, пишет картины в состоянии полной трансформации сознания, когда реальность и иллюзия смещены в общее поле необъяснимых вспышек. Вечное похмелье, непотребство, жажда великого и мысли о нем, не принимающий дна своей жизни – это он. Одиночество, служение, добровольное согласие на непонимание и унижение – это она. В общем, со времен Некрасова мысль «мужик, что бык – втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь – упирается…» — жива. Где найти хорошей девочке парня, который бы подарил ей весь мир? Германикой показан срез молодого поколения, где надежда, не родившись, — обречена. Подлинная драма несчастных молодых людей.

Приз “Серебряный Георгий” за лучшее исполнение женской роли — Наталка Половинка (“Братья. Последняя исповедь”, Украина )

Писательница, приехавшая в местечко, мечтает о создании монастыря. Она входит в жизнь двух братьев, буквально проводя черту между ними, создавая новую реальность. Все, что они делили, становится уже не общим, их жизнь становится другой. Причиной тому — женщина…

Приз “Серебряный Георгий” за лучший фильм документального конкурса — “Глубокая любовь” (режиссер Ян Матушинский, Польша)

Это – фильм о любви. Фильм о страсти. Главный герой – дайвер. Только в водной стихии он чувствует абсолютную полноту мира. 5 часов сна, невероятные перегрузки, работа –и  он счастлив. В какой-то момент организм не справляется, и человек получает инсульт. 60-летний Януш начинает свое восстановление, чтобы снова войти в воду и сделать погружение. Частичная парализация, потеря речи. Жена заново учит его ходить, с любовью, терпением, пониманием и невероятной отвагой. Друзья поддерживают, дают надежду. И он преодолевает немощь. Все время Януша окружают любящие люди, с верой в него и в его страсть. И он снова совершает подвиг — погружается  на 62 метра. Желание покорить Голубую Дыру в Египте ведет его к новым вершинам самоопределения, нового становления, преодолений, в которые в нашей стране уж точно бы никто не поверил, и не дал бы возможности человеку родиться заново…Притча о жизни и смерти. О большом и понятном. О полноте жизни. О людях.

Приз за лучший короткометражный фильм — 14 шагов (режиссер Максим Шавкин, Россия)

Приз за вклад в мировой кинематограф — Глеб Панфилов (Россия)

Специальный приз “За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского” — Инна Чурикова

Но, пожалуй, уж если и говорить о  позитивном, хорошем кино о любви и жизни – то это «Круговерть» Марка Фитусси, Франция. Прекрасная, ироничная, самостоятельная  индивидуалистка  Бриджит (которую с тончайшим психологизмом и оттенками эмоций играет Изабель Юппер) и ее муж Савье живут в Нормандии. Они счастливы, вырастили талантливого сына. Разводят крупный рогатый скот – это их любимое дело, профессия, удовольствие. Целая гамма отношений, понимания друг друга, особенная любвь –  переданы актерами с экрана. Через полтора часа просмотра вы почувствуете  умиротворение, и, надо сказать, это состояние хорошего –  не проходящее. Если  рекомендовать для просмотра, то точно –  «Круговерть». .

Вообще, в этом году на экране было много гениталий, длинных физических актов, демонстрации тел.  «Геронтофилия» — о признании себя и самоидентификации, «Бешеные псы» –  меланхолическое созерцание физических проявлений в режиме реального времени, «Потаскухи»- веселый и грустный одновременно  трэш о самоприменении, «52 вторника» — о способности принять объективную реальность – все это напряжение, как прямой взгляд человека вдаль, но по правде – глаза в глаза через зеркало.

«Неспелые гранаты», «Бети и Амар»,  «Сентименталисты», «Бумбун»  -разные по жанру, он очень грустные фильмы о травмах, о способности создавать свой микро- мир, позволяющий сохранить частицы души.

«Соль земли» и  «Песни леса» — находки ММКФ. В них – какая-то базовая правда, человеческий подвиг и самоосознание, смыслы и настоящая доброта.

«Прибежище», «Белый ягель» — открывают бытовые не озвученные в словах смыслы, жизнь в настоящем.

«Навести и нажать», «Мой класс», «Еще не листопад», «Домашняя жизнь»- мимо них тоже не пройти. Потому что есть ощущение сопричастности к этим картинам, узнаваемая реальность, современная действительность, трогающая за живое.

Никита Михалков:

«Ищете проблемы ММКФ? Возьмите  и сделайте лучше. Меня интересует не то, что будут говорить, а то, что за 8 рабочих дней в кино побывало 75 тысяч человек! Да, были проблемы.  Что выбирают наши квалифицированные отборщики — их дело.  Фестиваль “лежал мертвый” после советских времен. Мы его подняли и удерживаем.  Мы привыкли, что все время находимся в состоянии нравственного  человеческого и планетарного кризиса. Нам нужна дорога. Нужно, чтобы нас пугали в 3D общим движением к упадку и катастрофе.  Человек находится на грани катастрофы. Его перестала волновать гибель другого человека. На экранах убивают, и никого это не трогает. ММКФ всегда открывал новые имена, был праздником для зрителей. Мы создаем международный диалог. Я считаю, наше кино запоминается надолго…»

Абдеррахман Сиссако, член жюри:

«Я не был в Москве 20 лет. Для меня Москва в воспоминаниях – это когда еще был Шпаликов, Данелия, Хуциев – молодыми. Мои сокурскники по ВГИКу. Для меня Москва сейчас — совсем другой город. Она спешит, у нее другое лицо. И поэтому российское кино – тоже другое. Я открываю для вас Африку, ее художественные сокровища. Вы – даете миру представление о своей жизни и чувствах. Например, мой фильм «Тимбукту»- о городе на краю земли. Это – город печали. Он вычеркнут из памяти мира. В нем живут скорбь, уныние, страх. Молодые не могут общаться, заниматься спортом, выбирать – этому противоречат крайние заветы Ислама. В цент я поставил разрушенное семейное счастье бербера-кочевника. Его спор с соседом рыбаком превращается в трагедию. Песок и камень городских стен, неспешная сельская идилия – образуют удушливое кольцо, и герои проживают свои роковые жизни. Жестокость, цинизм и невежество – звучат как оружие. Но рядом с этим – мир уникальной культуры, проходящей горнила тяжелых испытаний, сгорающей, но возрожденной. А вы — снимаете свое. И мы тоже учимся у вас…»

Клод Лелуш:

«Я всегда хочу показать красоту настоящего. Наша жизнь – как фильм. Мы приходим к началу, но вынуждены уйти до  завершения. А фильм будет продолжаться, с нашим участием, или без него. И поэтому надо наслаждаться настоящим. Я привез «Мы тебя любим, мерзавец». Эта тема – смерть – как раз и заставляет задуматься о настоящем. Мы проживаем счастливые и грустные минуты. Постоянная смена этих эмоций – в моем фильме. И когда происходит «стоп», мы повлиять на него не можем. Хорошо преуспеть в смерти. Мой герой сделал так, что после его смерти объединились его родные, нашли себя и его – в своей жизни. Я люблю женщин и знаю, что они храбрее, лучше мужчин. У меня и моего персонажа – общая история: мы познали множество прекрасных женщин, у нас обоих много детей от них, и фильм описывает нашу жизнь. Мой Жак – высоко, и все видит. Это как бы намек на Бога. Ваши истории тоже интересны. Я люблю ММКФ, встречи, новые обсуждения. Я рад, что он жив и развивается…»

Ольга ЛАПТЕВА, Москва – специально для журнала “ИсраГео” 
isrageo.com

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.