Франсиско Гойя и Его Три Картины

«Слава Гойи гремит на всю Европу».
Л. Фейхтвангер «Гойя или Тяжкий Путь Познания»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Франсиско Гойя (1746-1828) один из величайших мастеров Испании, яркий представитель изобразительного искусства эпохи романтизма. Его вклад в искусство поистине огромен. Другими знаменитыми художниками Испании были Эль Греко (1541-1614), Диего Веласкес (1599-1660), Пабло Пикассо (1881-1973) и Сальвадор Дали (1904-1989). Они внесли значительный вклад в мировое искусство.

Франсиско Гойя родился в Сарагосе в 1746 г. Он был самым младшим из трех братьев. Обучался там же, но получил весьма посредственное образование – в частности, имел большие проблемы с грамматикой и арифметикой. К примеру, он не мог писать без ошибок, хотя легко усваивал уроки мастерства. Гойю отдали учиться в мастерскую Мартинеса, но его учитель советовал ему учиться дальше. Он покинул город и отправился в 1766 г. в Мадрид. В Мадриде Гойя совершенствует свое мастерство и дважды безуспешно пытается поступить в Художественную Академию. Он путешествует и посещает Рим, Парму и Неаполь. Затем возвращается в Сарагосу и профессионально занимается живописью и, в частности, росписью церковных фресок. В Сарагосе в 1772-1774 гг. Гойя создает 11 больших картин из жизни Святой Девы Марии, и он становится признанным портретистом. В 1786 г. им заинтересовался Карл III. Гойя становится придворным художником и в 1795 г. выбирается почетным директором Академии. Через четыре года его возвели в сан придворного живописца короля Карла IV.

В 1773 г. Франсиско Гойя познакомился с сестрой своего учителя Франсиско Байеу белокурой красавицей Хосефой, на которой он женился в Мадриде, где состоялась их свадьба. Ему было тогда 27 лет, ей 26. Правда, он не торопился на ней жениться и решился на это, лишь узнав о ее беременности. Она родила пятерых детей, однако выжил только один мальчик, который впоследствии стал художником. Хотя он прожил с ней в браке до 1812 г., т.е. почти 40 лет, он быстро забыл её, когда стал вхож в круг придворных дам и аристократов. Он не был верным мужем, т.к. в его личной жизни всегда присутствовали, помимо жены, другие женщины. Франсиско был ловеласом, провёл бурную молодость в Сарагосе, Мадриде, Италии и его всю жизнь преследовала необузданная любовь к другим женщинам – аристократкам и монашкам, крестьянкам и куртизанкам, известным красоткам из публичных домов. Супружеская верность не была обязанностью великого мастера. У него были бесчисленные романы и с женщинами, чьих имен он не всегда помнил, хотя с ними проводил ночь.

Будучи женатым, он познакомился с герцогиней Альба, которая была выдана замуж еще в возрасте 12 лет. У Франсиско и Альбы начался бурный роман в 1782 г., который продолжался семь лет. Ей было тогда 20 лет, ему 36. Она была роковой музой и самой желанной женщиной в его жизни. Альба вдохновляла Гойю на создание великих шедевров. Она была опытной обольстительницей и соблазняющей мужчин. Про Альбу современники писали: «Когда она шла по улице, все выглядывали из окон, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание». Альба завязывала бесконечные и порочащие её романы, но она не обращала внимания на мнение света и не скрывала своих любовников. Разумеется, такие две жаркие и непостоянные натуры должны были однажды встретиться. Они были вместе 7 лет и смотрели только друг на друга. Её муж скончался в 1796 г., но она продолжала жить с Франциско, несмотря на траур.

На портрете Альбы художник показал её после смерти мужа, поэтому она одета в черное платье, а на её руке – два кольца, на одном из которых написано Гойя, а на втором – Альба. Она указывает пальцем на надпись «Solo Goya», что в переводе с испанского означает «Только Гойя».

Портрет Альбы в трауре

Период после смерти её мужа влюбленные подолгу бывали вместе. Франсиско на многих своих рисунках изобразил свою возлюбленную. Но их страсть омрачалась ревностью Гойи, который никак не мог поверить, что его прекрасная Альба любит только его одного.

В этот период Альба стала просить Гойю изобразить ее в образе махи. Но Гойя сопротивлялся её просьбе. Как великий мастер портретного жанра, Гойя всегда рисовал то, что видел, а не то, о чём его просили. Альба мечтала остаться в памяти потомков махой, т.е. девушкой из народа. Она не раз наряжалась в простые платья и разгуливала по столице, и все мадридцы признавали в ней маху.

Она встретилась со своим будущим мужем, сеньором Мигелом Бермудесом, когда продавала цветы. Девушка предложила богатому и знатному аристократу купить у нее букетик цветов для своей любимой, но он отказался. «Полюбуйтесь на этого господина: он одет в золото и парчу и пожалел несколько монет, чтобы доставить удовольствие своей девушке!». Тогда герцог купил у нее все цветы, но после этого он не захотел уходить от неё, влюбившись с первого взгляда.

Альба бросила Гойю, увлекшись каким-то военным, поэтому некоторое время они не виделись. Он не мог смириться с тем, что Альба принадлежит не ему. Именно в этот период Гойя и создал самые страшные портреты своей знаменитой серии. Ничего подобного до Гойи еще не было. Художник начал работать над этой серией вскоре после выздоровления и после того, как наступила глухота, т.е. в самом начале своего романа с Альбой.

Он начал изображать страшных, толстых и кривоногих демонов. Эти картины Гойи производили на зрителей странное впечатление, если не сказать больше. Многие, посмотрев на них, восклицали: “Странные сны вам снятся, господин художник!”. В 1790 г. Гойя потерял слух, некоторое время был парализован и частично потерял зрение. Предполагают, что это стало результатом запущенного сифилиса. Хотя глухота осложняла ему жизнь, она не мешала ему ухаживать за женщинами. В этот период его жизни испанская действительность представлялась им в виде адского шабаша ведьм, скопления жутких призраков и фантастических чудовищ. В 1820-1828 гг. он создал серию чёрных картин «Пожирающий Своего Сына» (1819-1823), «Шабаш Ведьм» (1823 г.) и многие другие.

Когда Гойе предложили должность первого придворного живописца короля, ему захотелось стать главным художником Испании. Франциско оставалось доказать, что в мастерстве он превосходит Веласкеса. Он пытается создать такое произведение, чтобы все признали его самым гениальным из когда-либо существовавших испанских художников. Альба же хотела, чтобы Гойя написал ее махой.

Согласно легенде, однажды ей приснился сон, в котором ведьма, предсказала молодой девушке, что та умрет вскоре после того, как художник напишет ее в платье махи. Гойя создал две картины с изображением Альбы «Обнажённая Маха» и «Одетая Маха» в 1800 г. Результатом стал шедевр. Она умерла в 40 лет, выпив яд. Гойя десять лет после ее смерти не мог прийти в себя от этой потери.

В 1812 г. умерла жена Гойи Хосефа, терпеливая и постоянно озабоченная многочисленными романами своего темпераментного мужа. Франсиско Гойя было тогда 66 лет, и он оказался в полном одиночестве. Однако судьба снова улыбнулась художнику, и у него вспыхнул новое чувство к Леокадии де Вейс, которую он склонил к измене и увел из семьи. Через девять месяцев она родила ему дочь. В 76 лет он поселился с женой во Франции. В 1828 г. он умер в возрасте 82 лет в Бордо на руках у преданной супруги. Его останки были возвращены в Испанию лишь в 1919 г. Похоронен он в Мадриде в церкви Сан-Антонио.

Рассмотрим ещё две знаменитые картины.

В портрете актрисы Антонии Сарате (1810-1811 гг.) в белой чалме украшенной луной, виден взгляд умных темных глаз, бледность прекрасного лица и густые темные кудри. На картине показаны светло-серебристое платье и ее косынка, а также накидка с горностаевым мехом. Эта картина – один из лучших портретов эпохи романтизма, находится в Эрмитаже.

Портрет актрисы Антонии Сарате

В портрете «Зонтик» (1977 г, музей Прадо) Гойя изобразил радость молодости, сочную зелень, нарядный зонтик, маленькую собачку, уютно расположившуюся на коленях девушки. В картине передана удивительная красочность, жизнерадостность, яркая цветная гамма, наполненная теплым солнечным светом. Картина полна редкой красоты, фигуры окружены светом и воздухом, а также богатством красочных оттенков. Когда я увидел эту картину в первый раз, моё ощущение от неё было, как будто она излучает изнутри яркий свет.

«Зонтик», 1777 г

В 1782-1787 гг. и в 1796-1805 Гойя создаёт огромное количество других портретов. Среди них «Семейство Дона Луиса» (1784 г.), «Девушка с Кувшином» (1812 г.), «Групповой Портрет Семьи Карла IV» (1800 г. Мадрид, Прадо), «Портрет Маркизы Санта Круз» (1805 г. Мадрид, Прадо) и многие другие. В групповом портрете семьи Карла IV он раскрывает духовное ничтожество и вырождение правителей Испании, их уродливые, злобные, напряжённые лица. И в то же время картина полна редкой красоты.

Безусловно, Гойя вошёл в историю как талантливый живописец и его замечательные картины останутся в веках.

Илья Гулькаров

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.