Фейс Буки (fb530)

Сергей Чупринин

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Ужинаем это мы лет десять назад в Алма-Ате. Или я, по нынешней политкорректной моде, тоже должен теперь говорить – в Алматы? Неважно. Важно то, что и ресторанчик чудный, и компания отменная – поэтессы, прозаики из круга незабвенной Ольги Борисовны Марковой, и хоть фамилии у кого казахские, у кого нашенские, но все, как один, русскоязычные, и каждый надеется свою лепту внести именно в русскую литературу. А поскольку, спасибо интернету, им и то, что происходит в Москве, в Петербурге, хорошо известно, то разговор идет на равных.

Но я гость, я старший, и, понятное дело, солирую. То наставительное что-то скажу, то поддену кого-то из своих молодых сотрапезников беззлобной шуткой. Ну, с чувством юмора у них все в порядке, так что реагируют, как надо. Пока я, к случаю, не рассказал какую-то историю, вроде этих фейсбучных, где сам выгляжу не в лучшем, а если по правде, то попросту в комичном виде. Я, и мои френды это уже знают, такие самоироничные сюжетики сочинять о себе люблю, и друзья алматинские тоже вежливо посмеялись. Но – переглянулись, а часом позже один из, провожая меня уже в гостиницу, смущенно спросил, может ли он эту историю пересказать тем своим друзьям, которых с нами не было.

Почему нет, – удивился я. Ну как, – говорит. – Я же ведь не хочу ваш авторитет подмочить.

На том и расстались, и я провел эту неловкость по линии почтительности к старшим, на Востоке еще сохраняющейся. Но в Москве-то она давно выветрилась! Между тем стал я отмечать, что и столичные вьюноши с барышнями над шутками хохочут охотно и шутками же отвечают – но ровно до той поры, пока ты сам о себе что-то смешное не расскажешь. Тут – цепенеют, переглядываются. И – обратите внимание – никогда о самих себе с самоиронией не говорят. Не только в жизни, но и в стихах, в прозе нынешние тридцати-сорокалетние могут к самим себе отнестись по-всякому – от самообожествления до самооплевывания, но уж точно без юмора. Вслед Бродскому свою продукцию они, может быть, «стишками» и окрестят, но авторитет свой ни сами не подмочат – самоиронией, ни другим не позволят. Да вы на Фейсбук посмотрите – как вспыхивают, в какую ярость впадают литераторы из начавших в двухтысячные, когда кто-то над ними подшутит. Оскорбления простят легко, но не иронию. Не шутку.

Der tierische Ernst – вот как это называется, и со мною наверняка не согласятся, но мне все равно почему-то кажется, что и эта звериная серьезность по отношению к самим себе, и это отсутствие даже намека на самоиронию отличают нынешнюю, как раньше выражались, творческую молодежь от тех, кто помнит еще и об оттепели, и о том, что Пушкин – вообще-то имя веселое.

Pavel Sheremet

Говорят, в Кремле поменялась команда, которая занимается Украиной и курирует ДНР/ЛНР. Ястребам отдали эту тему. Сразу же пошли в разных подконтрольных медиа адские материалы. Вот, например, интервью с главой совбеза ДНР. Пару любопытных фрагментов.

Он говорит, что на стороне Украины воюют снайперши из Прибалтики. Этим снайпершам уже лет 50, но они все воюют. Их приплетают ко всем конфликтам на пространстве бывшего СССР, начиная с Приднестровья и Абхазии. Причем, это биатлонистки-снайперши-белые колготки, которых никто никогда не видел, но о них всегда уверенно все говорят и ими стыдят Запад:

“– Но на Украине вполне могут появиться западные наемники, как это было в Ливии.

– Они тут есть.

– Вы их брали в плен?

– Нет, они находятся, как правило, глубоко в тылу противника, не суются на передовую, и если работают в качестве снайперов, то на большой дистанции. Убивать — да, убивали. В том числе прибалтийских женщин-снайперов. Они действуют с той стороны на протяжении всего конфликта”.

Это первый момент. И второй есть очень смешной. Всем же рассказывают, что ДНР кормит Украину, а Украина – полный банкрот. Но оказывается, что без украинских денег и продуктов ДНР/ЛНР загнутся, даже несмотря на общую границу с Россией. То есть Россия кормить Донбасс не хочет, а Донбасс не может кормить Украину. Ну как-то так))

“– Например, экономическая блокада. Она серьезно бьет по нам. И если раньше, пользуясь коррупцией в рядах украинских чиновников, мы умудрялись протаскивать в Донецк грузовики с продовольствием, чтобы заполнить полки хотя бы товарами первой необходимости, то сейчас это делать сложнее”.

Igor Yakovenko

КАК ВЫГЛЯДИТ МОРАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В РОССИИ И В МИРЕ

Россия действительно особенная страна. Во всем. В том числе и в том, какой монетой страна платит выдающимся людям в науке, искусстве, бизнесе. Речь не о деньгах. О «моральном доходе», о капитале признания.

Высшая ступень (золотая монета признания): ты добился грандиозных результатов, совершил величайшее открытие, создал направление в науке или искусстве, получил всемирное признание, создал крупнейшую бизнес-компанию.

В мире: твоим именем называют эпоху. В России тебя убивают. Или гноят в тюрьме. Или изгоняют.

Следующая планка успеха (серебряная монета): ты совершил прорыв в науке, искусстве, твой поступок стал символом мужества и милосердия.

В мире: ты получаешь Нобелевскую премию, твоим именем называют теорему, университет или звезду. В России ты враг народа или смешной придурок, которому больше других надо. Тебя либо травят, либо над тобой смеются.

Стартовая ступень (бронзовая монета): ты стал автономной фигурой в своей сфере, твои мысли, идеи и поступки не похожи на мысли, идеи и поступки окружающих. Это твой первый успех.

В мире: тебя цитируют, на тебя ссылаются, ты получаешь первые аплодисменты. В России: у тебя появляются первые персональные тролли, о тебе появляется первая гнусная публикация в прессе, знакомые при встрече удивленно спрашивают, а правда, что ты…

Большинство из заслуживающих серебряную монету признания уехали из России. Претенденты на бронзу пакуют чемоданы. Обладателей золотой монеты в России практически не осталось.

Такая вот нумизматика…

Denis Dragunsky

“РЕПЕРТУАР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ не должен включать постановки, вносящие раскол в общество”, – сказал зам.главы Администрации президента.

Вот почему уволили директора Новосибирской оперы.

Отлично.

Давайте согласимся. Не будем спорить с этим тезисом по существу. Но представим себе, что к юбилею Победы где-то поставлен спектакль, в котором Сталин показан слишком уж восторженно.

Представим себе далее, что группа ветеранов барака и нар, а также дети и внуки безвестно зарытых в полях подо Ржевом, возмутятся этим. Будут писать письма, стоять с плакатами…

Налицо явный раскол в обществе! Интересно, уволят ли директора театра?

Georgi Yelin

О ЧЁМ ДУМАЮ?

О том, что несколько (все – сплошная клюква) фильмов про Есенина и Айседору, весьма уязвимое по художественным достоинствам кино об Ахматовой-Гумилёве-Модильяни, чуть получше – Ал. Учителя / Дуни Смирновой о Бунине, чудовищный сериал об Орловой и Александрове тем не менее отнюдь не отбили у меня желание увидеть очередной историко-любовно-биографический фильм. Про кого бы? Конечно, про Осипа и Надю Мандельштамов, Маяковского и Бриков (да, с Триоле), про Эрдмана-Степанову-Фадеева, про Цветаеву и Эфрона, Гиппиус и Мережковского, Ал. Толстого и Наталию Крандиевскую, сестёр Суок-Багрицкого-Олешу-Шкловского, о Булгакове и Елене Сергеевнее. И – совсем уже немыслимое – про Беллу-Нагибина-Евтушенко-Шукшина. Кода! – остановите меня!..

От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.