Igor Klymakin
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
СИЛА в ПРАВДЕ или ПРАВДА в СИЛЕ?
Президент еще раз высказался по Крыму. Как всегда, интересно. Его спросили, как он относится к последствиям присоединения полуострова к России. Он ответил, что никаких проблем тут нет и не предвидится, все будет в итоге хорошо. Почему?
“Просто мы сильнее всех. Потому что мы правы. Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим… Вот если бы мы ощущали, что где-то, извините, нагадили, поступили несправедливо, тогда у нас все висело бы на волоске. Когда нет внутренней убежденности в правоте, это всегда приводит к каким-то колебаниям, а они опасны. В данном случае у меня нет сомнений”.
Действительно, интересная политическая философия. Правда, в которой сила, – это ощущение правоты. Есть такое ощущение – ты непобедим. Нет такого ощущения – будут опасные колебания и подвисание на волоске. То есть сила в правде, правда – в ощущении правоты, а ощущение правоты…А ощущение правоты, насколько могу понять, уже не в чем. Оно первично. Субстанционально, так сказать.
Попробовал представить себе, что эта философия получила мировое признание и стала для всех философией действия. Все руководствуются ощущением своей правоты, в котором правда, в которой сила… Дальше в конкретику воображение меня не повело. Сначала его полет приостановило соображение о том, что представления о “нагадить” и “очистить” в разных культурах разные, а порой и взаимоисключающие. А потом и окончательно прервало соображение о том, что сама философия эта и не претендует быть философией действия для всех. Нет, только для избранных, для тех и только для тех, для кого сила в правде, а правда – в ощущении правоты, которое самодостаточно и ни в каких опосредованиях не нуждается. Таких, например, как законы божеские либо человеческие, ибо само ощущение правоты не может им не соответствовать.
Старая вообще-то в здешних местах, очень старая это история насчет избранничества, соотносящего силу с правдой.
Освободившись от монголов и не желая судьбы единоверной Византии, поверженной османами, стали в Московии думать о том, как такой судьбы избежать. Пришли к выводу, что одной лишь веры, пусть и истинной, для этого недостаточно, раз она может оказаться бессильной против силы иноверцев. Потому что сама вера может быть внешней, показной, а значит, нестойкой. А чтобы стала подлинной и стойкой, ее надо дополнить инстанцией более высокой. Дополнить правдой, испытывающей веру на подлинность. Не той правдой, которая во времена Киевской Руси была синонимична праву, а той, которая поставлена и над верой, и над правом.
Сила в правде – это оттуда, от тех времен. И вопрос о том, кому определять, в чем правда, оттуда же. Как и вопрос о том, как сделать ее силой. Ответ был найден простой: нужна институция, которой одной только правда ведома, и которая уполномочена поэтому к ней принуждать… силой.
Так верховенство правды над верой и правом стало верховенством над ними ее, правды, монопольного персонификатора, уполномоченного Богом знать ее непосредственно от Бога. Первым, кто явил себя в этой роли, был первый царь Иван Васильевич Грозный, который популярно всем объяснил, что силу, которая в правде, надо понимать как правду его царской силы, наглядно предъявленную его опричным войском.
Ну, а теперь на Бога уже можно не ссылаться, теперь можно заменить его субстанциональным “ощущением правоты”. Народонаселению, кстати, это может импонировать, оно ведь и Грозного царя поддерживало, служило опорой ему в противоборстве с врагами. “Ощущение правоты”, которое есть правда, которая есть сила, в определенных культурных широтах имеет свойство быть “духовной скрепой” верховного персонификатора правды и его подданных. Но в сознании последних это ощущение образует оригинальный синтез с другим: “Велика святорусская земля, а правде нигде нет места”.
Не очень-то органичный он, как показывает история, этот синтез, хотя и относительно устойчивый. Расширение святорусской земли может его временно упрочить, может восприниматься торжеством силы-правды, но вот и это – “правде нигде нет места”– никуда не девается. А может ли такой амбивалентный социум, полагающий, что он “сильнее всех” и потому способный всем противостоять, воспроизводиться вечно, вопрос, конечно, тоже интересный.
Vladimir Semago
В РГГУ (есть такое заведение, якобы, учебное). Ректор там персонаж бздиловатый. Решил внести свою лепту в опатриочивание студентов. Пригласил мотоциклетчика, с какой-то странной медицинской ” погремухой”, да еще сбитого летчика из Верховной Рады, чтобы те втерли молодежи, которую согнали на встречу, что ” Крымнаш” и “Новоросиятоже будетнашей”.
Чтобы было понятно. Персонажей на такие встречи согласовывают с ФСБ. Ректоры. А, иначе, – “по п…..де мешалкой “.
Слабоват контингент приглашенных. Надо бы проханова – гирькина позвать.
Для тех, кто не знает, это один человек. Как, Римский-Корсаков, например.
ЕЩЕ. Президент РФ в своей речи поведал нам, что надо бороться с проявлениями экстремизма. Потом, добавил: в своей стране.
В чужой можно делать все, что угодно.
Разжигать национальную рознь на ТВ. (Все хохлы – козлы и укры).
Вести националистическую пропаганду (Русский мир – для русских, и тех, кто считает себя русским, хотя он типичный удмурт или хант).
С оружием в руках свергать законную власть (а, хули еще на Украине делать?)
Вот так мы думаем, весь российский народ.
Согласно статистики. Но, в РФ этого делать нельзя. Заругают.
И, последнее, на сегодня.
Венядиктов и леонтьев – близнецы – братья!
Кто более Путину ценен?
Мы говорим – Миша, подразумеваем – Веня!
Да здравствует просвященый гений в лице известной журналистки, комсомолки, общественницы – Ксении Собчак, отдавшей лучшие свои годы пропаганде здорового образа жизни тела, а, ныне оздоравливающей наши души, глаголом жгущая, вся к свободе зовущая, и уже год как не пьющая. Да здравствует Ксения – строительница светлого будущего, готовая не щадить живота своего накаченного, за наше правильное понимание смысла жизни в РФ. Лишь бы это оплачивалось.
Alex Grigoryev
Кстати, обращали ли вы внимание, что в выступлениях Путина исключительно редко попадаются библейские фразы и образы? Сленга – хоть завались. Анекдоты – сплошь и рядом. Псевдонаучной лексики – до фига и больше. А вот книги книг как-то я не заметил. А ведь он в церквях стоит, свечки держит.
Sergey Yastrjembsky
Интересно. Когда фрау Меркель переименует Христианско-демократический союз в Исламско-шариатский союз?
От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.