Фейс Буки (fb403)

Denis Dragunsky

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

А ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС В РОССИИ ЛИТЕРАТУРА? – задали вопрос.

Отвечаю – конечно же, есть!

Потому что литература – это вовсе не куча хороших книжек. А если книжки плохие, то и литературы, стало быть, нет.

Неправильно!

Литература, леди и гамильтоны – это свободно функционирующий организм производства, распространения, потребления и оценки текстов, которые мы по неким чисто условным и порой изменчивым критериям называем “художественными”.

Запомните это, друзья. Запомните также, что главное слово здесь – “свободно”.

Пока в русской литературе пишутся, издаются и обсуждаются столь разные книги – массовые и элитарные, традиционные и авангардные, пуританские и распутные, пуристические по языку и на грани матерных, а также правые и левые, провластные и антивластные, консервативные и либеральные, исполненные религиозного пиетета и атеистического цинизма, гетеросексуальные и гейско-лесбийские, гуманистические и совсем наоборот, – вот пока все это кипит и булькает – литература в России есть.

Когда же все это живое разнообразие, всю эту цветущую сложность начнут стягивать обручами цензуры и “духовных скреп” – вот тогда литературе придет конец.

Хотя, возможно, некоторые приличные книжки будут время от времени появляться. Как в советской пустыне, чахлой и скупой, время от времени зеленели отдельные упрямые ростки.

Но их будет – как и в СССР было – очень мало. Потому что для деревьев нужен лес, а не несколько бетонных кадок во дворе ЦК КПСС.

Maxim Kantor

“Рискуете авторитетом своего прежнего здравомыслия” – как сказано! Это мне читатель сегодня написал.

В пору, когда критиковал неолиберализм, сумел заработать себе авторитет среди патриотов, причем в число моих читателей попадало редкостное моральное отребье. Они решили, что коль скоро я критикую оппозицию, то я, стало быть, за царя. Вот дурни. Я критиковал оппозицию за то, что у нее не было позиции – это была баронская фронда, с размытой позицией. Я воспринимал происходящее как провокацию. И во многом, увы, оказался прав. А патриоты во мне увидели союзника: ну, что тут поделать. Ошиблись.

Сегодня мой отказ принять участие в плясках на украинских костях многие сочли за предательство общих идеалов.

Но, милые, у меня и не было никогда ваших идеалов.

И быть не могло.

Российскую империю, евразийство, и все такое прочее я терпеть не могу. Разговоры про “пятую колонну” считаю позором для страны.

У меня довольно простые, вообще говоря, взгляды. Я республиканец, и сегодня надеюсь, что угроза империализма оживит демократическую мысль.

Сталина считаю подонком и убийцей – а вовсе не титаном. Даже странно это дебатировать. Просто я не согласен с концепцией Ханны Арендт, уровнявшей в искусственном (на мой взгляд) понятии “тоталитаризм” Сталина и Гитлера. Это системно разное зло, и с точки зрения социальной медицины, думаю, было ошибкой восточного тирана и западного диктатора смешивать.

Колониализм никогда не одобрял – ни западный, ни российский.

И, когда сегодня патриоты грозят тем, что я в их глазах утрачу авторитет, становится смешно. Ваше признание было бы худшим наказанием.

Андрей Нечаев

Сегодня на российско-германском круглом столе слушал доклад депутата Никонова о конфликте на Украине. Удивительное сочетание откровенной лжи и бесхитростной демагогии в сочетании с немотивированным высокомерием. А ведь это из около властных один из наиболее продвинутых. Похоже, что у официозных пропагандистов явный кризис жанра в сочетании с усталостью и испугом от собственной лжи.

Марк Котлярский

Там все серьезно?

С недавних пор меня стало раздражать слово “серьезно”.

Не знаю, почему.

“Это серьезный человек”…

А, оказывается, что гроша ломаного не стоит его серьезность.

“Очень серьезное предложение”.

Наплевать и растереть, ничего за этим предложением не стоит.

“У них там все серьезно”…

Всё?

Чтобы – на самом деле – втюхать паре доверчивых знакомых фейковую информацию, которую те же разнесут по другим знакомым или передадут тому, кому она предназначалась, чтобы наступить ему на больную мозоль.

Вот и ходим все такие серьезные, просто спасу нет!

Daniel Kotsiubinsky

Так вот ты какая – русская идентичность!..

В пандан только что принятой “Декларации русской идентичности” от XVIII Всемирного русского народного собора.

Итак, учимся быть истинно русскими.

Вот как, например, надо жениться по-русски.

Рассказывает наш добрый знакомый – беглый московский подьячий Григорий Котошихин, автор пространной записки “Россия в царствование Алексея Михайловича” (1666 г.):

“А лучитца которому боярину и ближнему человеку женити сына своего, …и они …посылают к отцу тое невесты, …спросити, ежели они похотят дочь свою или иного кого выдать замуж… и что будет за тою девицею приданого, платьем, и денгами, и вотчинами и дворовыми людми.

[Пояснение: все переговоры о свадьбе ведутся без ведома будущих жениха невесты]

И тот человек, будет хочет дочь свою, …выдать замуж, на те речи скажет ответ, что он девицу свою выдать замуж рад…; а будет дать за него не хочет, ведая его что он пьяница, или шаленой, или иной какой дурной обычай за ним ведает, и тем людет откажет, что ему дати за такова человека не мочно, или чем нибудь отговоритца и откажет.

А будет умыслит за него выдать, и …он изготовя роспись, сколко за тою девицею даст приданого, денег и серебряные и иные посуды и платья и вотчин и дворовых людей, пошлет к тем людем, которые к нему от жениха приходили, а те люди отдадут жениху.

А дочере, или кому нибуди, о том не скажут и не ведает до замужства своего…

И будет тому жениху по тому приданому та невеста полюбитца, посылает к невестину отцу и к матере говорить, прежних же людей, чтоб они ему тое невесту показали.

А …отец или мать тое невесты скажут, что они дочь свою показать ради, толко не ему самому жениху, отцу или матере или сестре или сродственной жене, кому он жених сам верит.

И по тем их словам посылает жених смотрити мать свою, или сестру, …и тое невесты отец и мать к тому дни готовятся, и невесту нарядят в доброе платье, и созовут гостей сродственных людей, и посадят тoе невесту за стол; а как та смотрилщица приедет, и ей честь воздав, посадят за стол подле тое невесты, и сидячи за столом, за обедом, та смотрилщица с тою невестою переговаривает о всяких делах, изведиваючи ее разуму и речи, и высматривает в лицо и в очи и в приметы, чтоб сказать приехав к жениху, какова она есть…

И будет той смотрилщице та невеста не полюбитца, и она скажет жениху, чтоб он к ней болши того не сватался, присмотрит ее, что она глупа, или на лицо дурна, или на очи не добра, или хрома, или безъязычна, и тот жених от тое невесты отстанет прочь, и болши того свататца не учнет.

А будет та невеста полюбилась и скажет тому жениху, что добра и разумна и речью и всем исполнена, и тот жених посылает к невестину отцу и к матере тех же первых людей, что он тое невесту излюбил, и хочет с ним учинить зговор и записи написать, что ему на ней женитца на постановленной срок…

[Свадьба – предприятие коммерческое. И потому инвесторам необходимы гарантии]

И жених дождався того дни, нарядясь, с отцом своим или с сродичами, или з друзьями, кого любит, поедет к невестину отцу или матере… И они меж себя, с обе стороны, учнут уговариватца о всяких свадебных статьях и положат свадбе срок. А напишут, что ему по зговору тое невесту взять на прямой уставленной срок, …a тому человеку невесту за него выдать на тот же срок…; и положат в том писме меж собою заряд, будет тот человек на тот уставленной срок тое девицы не возмет, или тот человек своей девицы на срок не выдаст, взяти на виноватом 1000 или 5000 или 10,000 рублев денег, сколко кто напишет в записи.

И сидев у него в гостях, едчи и пив поедут к себе, а невесты ему не покажут и невеста его жениха не видает…

И потом свадебной чин, и поп, и жених с невестою вместе, взяв ее за руку, пойдут ис хором вон, а отец и мать и гости их провожают на двор, и жених посадя невесту в колымагу или в каптану, садится на лошадь или в сани, такъже и весь свадебной чин, и едут з двора к той церкве, где венчатца…

[Пояснение: всё это время жених не разговаривает с невестой и даже не видит её лица, которое от него скрыто]

И быв у венчания, поедут со всем поездом к жениху на двор; и посылают к женихову отцу с вестью, что венчались в добром здоровье.

И как приедут они к жениху на двор, и их женихов отец и мать и гости встречают, и отец и мать, родные и поседеные, жениха и невесту благословляют образами и подносят хлеб да соль, и потом садятца за столы и начнут ести, по чину; и в то время невесту откроют.

[Вот только здесь новобрачный впервые видит лицо своей жены. Но остальные сюрпризы – впереди!]

…И жених и невеста пришед в покои свои, где им спать, снимают с них платье, з жениха дружки, а с невесты свахи, и положа их спать пойдут за стол.

И испустя час боевой [так в оригинале! :)], посылают отец и мать и тысецкой жениха и невесты спрашивать о здоровье дружку: и жених скажет что в добром здоровье. [Пояснение: это означает, что “доброе дело” свершилось].

И к ним пойдут в покои женской пол, боярыни, и поздравляют и пьют заздравные чаши; а тысецкой в то время дружку посылает к невестину отцу и матере сказать, что жених и невеста в добром здоровье

А как дружка …скажет и они за те добрые вести того дружку подчюют и дарят ширинкою, и потом от них и гости розъезжаются…

А жених с невестою учнет по прежнему опочивать, и потом все гости розъезжаются…

А как то веселие бывает, и на том веселии девиц и мусик никаких не бывает, кроме того что в трубки трубят и бьют в литавры…

А на утрее жених и невеста ходят в особые бани. А потом ездит жених з дружкою созывать к себе гостей, к обеду, своих и невестиных…

А будет невеста… девства своего не сохранила, и он им отцу и матере за то пеняет, потиху…

А ежели за того человека невеста придет девства своего не сохранила: и тот жених, ведая свою жену, к царю челом ударить не ездит, потому что уж царю до его приезду объявят, а он его к себе на очи пустить не велит…

[Все эти обряды и обычаи обязательны не только для бояр и дворян, но и для всех прочих московских людишек, с поправкой на меньший масштаб и размах. Царю, само собой, до бережения девства невестами “из простых” – дела нет]

Также и меж торговых людей и крестьян свадебные зговоры и чин [обрядовый порядок] бывает…; но толко в поступках их и в платье з дворянским чином рознитца…

[А теперь внимание: самое интересное!]

А будет у которого отца, или матери, есть две или три дочери девицы, и первая дочь увечна очми, или рукою или ногою, или глуха и нема, а другие сестры ростом и красотою и речью исполнены и во всем здоровы; и будет кто учнет свататца у того человека на дочери его и посылает смотрити мать свою или сестру и кому верит, и те люди вместо тое своея увечныя дочери назвав имянем тое дочери, за которую не ведаючи учнут свататца, показывают другую или третьею дочерь.

И та присланная смотря девицы тое излюбит и скажет жениху, что она добра и женитися ему на ней мочно; и как жених по те словам полюбит и о свадбе у них с отцом и с матерью учинится зговор, ..и напишут в писме своем заряды великие что платить виноватому не мочно. А как будет свадба, и в то время за того жениха по зговору выдают они замуж увечную или худую свою дочерь. …И тот человек женяся на ней того дни в лицо ее не усмотрит, что она слепа, или крива, или что иное худое, или в словах не услышит что она нема или глуха, потому что в тое свадбу бывает закрыта и не говорит ничего, такъже ежели хрома и руками увечна и того потомуж не узнает, потому что в то время ее водят свахи под руки, а как отвенчався и от обеда пойдет с нею спать, и тогда при свече eе увидит, что не добре добра, век с нею жить, а всегда плакать и мучитца, и потом умыслит над нею учинить, чтоб она постриглась [в монастырь].

А будет по доброй его воле… не пострижется, и он eе бьет и мучит всячески, и вместе с нею не спит, до тех мест что она похочет постричися сама.

И будет которая жена бывает противна, побой ево и мучения не терпит, жалуетца сродичам своим, что он с нею живет не в совете и бьет и мучит, и те сродичи на того человека бьют челом патриарху или болшим властем… И того человека сошлют… в монастырь, на полгода или на год, а жена его останется в дому; и как урочные месяцы в монастыре отсидит, или до того времяни жена об нем учнет бить челом, чтоб был свобожен, и его свободят и велят ему с нею жить по закону; и будет и того не послушает, и их розведут, и животы их им розделят по полам, и до семи лет им одному женитися на иной, а другой за другого итти замуж не поволено.

А которой человек, видя свою жену увечную, или несоветливу, отступя от нее сам пострижется; а иные мужья или жены, много того чинят, велят отравами отравити…

А которого человека обманут, выдадут за него девицу не тое, которую показывали смотрилщице, бьет челом о том патриарху и властем… И …будет соседи и сторонние и дворовые люди скажут, что выдал дочь свою не тое, которая в записи написана, и таких мужа и жену розведут, да сверх того кто неправдою выдал, возмут пеню болшую и убытки жениховы, да его ж за такое воровство бьют кнутом, или еще времянем бывает болши того, каково полюбитца царю…

А будет которая девица ростом невелика, и под нее подставливают стулы, потому что видитца доброродна, а на чем стоит того не видет.

А которые девицы бывают увечны, и стары, и замуж их взяти за себя никто не хочет: и таких девиц отцы и матери постригают в монастырех, без замужства…

А которой человек жених похочет смотрити невесты сам, и по его прошению отец или мать ведая дочь свою, что ее пред людми показати не в стыд, укажут тому жениху; и тот жених смотря тое невесты, а после того ему не полюбитца, и тое невесту учнет хулить и поносить худыми и позорными словами, и других женихов учнет от нее отбивать прочь; и тое невесты отец, или мать, или кто нибудь, проведав о том учнет о том бить челом патриарху или властем, что тот человек невесты их смотрил сам, а опосле ее хулит и бесчестит и другим людем розбивает…: и по сыску патриарх и власти, кто смотря хулил и бесчестил тое невесту, велят женити его на ней силно; а будет он женится до того челобитья на иной, и на нем той невесте возмут бесчестье, по указу…

Благоразумный читателю! Не удивляйся сему: истинная есть тому правда, что во всем свете нигде такова на девки обманства нет, яко в Московском государстве. А такова у них обычая не повелось, как в-ыных государствах, смотрити и уговариватися… с невестою самому…”

От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.